X-PDF

Методика обучения детей искусству художественного слова и сценической речи в детской театральной студии

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Методика

обучения детей искусству художественного слова исценической речи в детской театральной студии.

 

 

 

 

 

Разработчик:

Бугров В.В.,

педагог дополнительногообразования

МБУ ДО ЦДТ «Гармония»,

Московская обл.,

Ленинский городской округ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Развилка

2022г.

Содержание

 

1.            Введение. Основные понятия и опрелелениясценической речи и художественного слова.

2.            Сходство и отличительные особенности  искусства художественного слова идраматического искусства.

3.            Методикаобучения детей искусству художественного слова в детской театральной студии.

4.            Заключение.

5.            Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение. Основные понятия и определения сценической речи ихудожественного слова. 

Сценическаяречь — важнейшее средство театрального воплощения драматургическогопроизведения. Она дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли ичувства, заложенные в тексте, и является одним из основныхпрофессиональных средств выразительности актера. Владея мастерством сценическойречи, актер раскрывает внутренний мир, социальные, психологические,национальные, бытовые черты характера персонажа. Сценическая речь играет очень важную рольне только в актерской профессии, но и в любой другой профессии. Если у вас речькрасивая, яркая, четкая, понятная, то собеседнику будет с вами приятно общаться.Голос и умение правильно говорить украшает человека. Много зависит от того, как человекстроит свою речь, грамотно или нет. От сценической речи зависит культурное идуховное развитие.

Художественное слово можно рассматривать как видисполнительского искусства и чтение со сцены произведений художественнойлитературы. Оно является очень мощным средством для воспитания личностиподрастающего поколения. Выдающийся мастер художественного чтения, народныйартист СССР Д.Н. Журавлев характеризует чтецкое искусство следующим образом:«Наше искусство — театр воображения, когда мы взываем к воображению слушателя иработаем с собственным воображением».

Определенное родство между понятием «чтец» и «чтение» частовводят в заблуждение и детей и взрослых. На первый взгляд может показаться, чтолюбой человек может взять текст и читать со сцены. Но это далеко от истины.

Именно поэтому выступление таких чтецов — любителей на сценеочень часто выглядит как озвученный текст, украшенный интонационнойдемонстрацией эмоций: это и есть пресловутое «наизусть с выражением» — псевдохудожественноечтение.

По словам великого русскогописателя Н.В. Гоголя: «Прочесть как следует произведение лирическое во все небезделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтомвысокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствоватьвсякое слово его».

Выдающийся мастер звучащего слова Ираклий Андроников в своевремя сказал: «Слово написанное и слово сказанное неравнозначны. Ибо важно нетолько то, что сказано, но и как сказано. И в этом смысле слово звучащее богачевоспроизведенного на бумаге».

Искусство художественного слова – довольносложное, трудоемкое дело.

Не все дети охотно подходят к этой работе. Поэтому педагогу-режиссерунеобходимо своим обучающимся прививать интерес к занятиям этим жанровсценического искусства.

Занятияпо сценической речи с детьми обязательно должны проводиться в комплексе с занятиямипо искусству художественного слова и технике речи.

Сейчас,к сожалению, многие дети, да что дети, многие взрослые не умеют правильноговорить, у них не развита речь, присутствуют дефекты в речи, они проглатываютслова, говорят себе под нос, полностью зажат речевой аппарат и т.п. Занятия сценическойречью и художественным словом просто необходимы людям, и в первую очередьдетям, для повышения культуры коммуникативного общения, приобретения сценическогоопыта и духовного развития.

Цельюданного реферата является: создание условий для всестороннего и гармоничногоразвития личности детей, раскрытие их дарований и способностей средствами обучениясценической речи и художественному слову.

Задачи:

-Привлечение детей к искусству в целом и развитие интереса к театральномумастерству и мастерству художественного слова – в частности.

-Раскрытие творческой индивидуальности детей.

-Воспитание художественного вкуса.

— Повышениеуровня зрительской и исполнительской культуры.

Работанад речью детей требует индивидуального подхода, специальных профессиональныхнавыков со стороны педагога.

Выдающийся мастер звучащего слова ИраклийАндроников в свое время сказал: «Слово написанное и слово сказанноенеравнозначны. Ибо важно не только то, что сказано, но и как сказано. И в этомсмысле слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге».

2.      Сходство и отличительные особенности искусствахудожественного слова и драматического искусства.

Искусствохудожественного слова и драматическое искусство очень близки друг к другу преждевсего общностью творческого процесса овладения

текстом, одинаковым характеромсловесного действия и принципом использования психотехники. В обоих жанрах сценическогоискусства используются практически одни и те же приемы и методы: выявление сверхзадачи,подтекста и авторской мысли, анализ текста, изучение особенностей языка произведенияи т. д. Общность творческого процесса позволяет выстраивать работу над словом иактерским мастерством в детской театральной студии на основе литературно-художественногоматериала едиными методами.

Ноимеются значительные отличия искусства художественного слова от драматическогоискусства. Это, прежде всего разные формы общения с аудиторией: артист-чтецобщается со зрителем, а актер в спектакле общается со своими партнерами. Чтецрассказывает о событиях прошлого с определенным, связанным с замысломотношением к событиям и героям, а не действует в событиях, и не перевоплощаетсяв образ, как это делает актер. Артист-чтец действует словом, а не физическимдействием. Словесное действие реализуется в процессе сценического общения. Пословам Д. Журавлева: «Каждый исполнитель должен пережить в воображении всё,данное писателем…». Казалось бы, артисту-чтецу принадлежит роль исполнения монологаперед зрителем, поскольку он говорит, а зритель молчит, но рассказчик должен непросто знакомить зрителей с содержанием произведения, он должен подключить зрителейк диалогу. заставить зрителя сопереживать тому, о чем он рассказывает со сцены.

Руководителюдетской театральной студии необходимо донести до своих воспитанников то, что чтец,выступая перед зрителями должен не показывать, не кривляться, и не размахиватьруками, а рассказывать, доносить до слушателя идею, смысл произведения, а неделать из этого шоу, что, к сожалению, происходит нередко сейчас.

         Чтец долженпроживать на сцене (так же как артист должен проживать в театре), а непроговаривать текст с заученной, никому ненужной интонацией.

Большая ошибка вомногих школах, где учат читать с выражением, интонационно. Они думают, что этоглавное. Ошибаются. Главное видеть и знать то, о чем ты читаешь, представлятьцелостную картину того или иного произведения. Можно прочитать с выражением,без запинки, а проживания в рассказе не будет. А в школах самое главноеполучить хорошую оценку именно за выразительное чтение! Печально…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

3. Методика обучения детей искусству художественного слова вдетской театральной студии.

Занятияв театральной студии в учреждениях дополнительного образования нацелены на расширениекругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка, дают обучающимсятакие неоценимые приоритеты, как: уверенность в себе, умение рассуждать,утверждение как личности; приобретение навыков коллективного общения,необходимого детям в последующей взрослой жизни.

Программазанятий по «Художественному слову» в детской театральной студии включают следующиеразделы: техника речи (дыхание, голосоведение, дикция), орфоэпия, логическийанализ текста, сценическая речь.

Обучениепо дисциплине «Художественное слово» проходит в форме занятий, состоящих из теоретическойчасти, выполнения практических заданий и обсуждения. В то же время часть занятийпроходит в виде беседы, в ходе которой педагог-режиссер обсуждает с детьми выполнениепрактических заданий и дает рекомендации для правильного выполнения заданий.Также проводятся беседы-обсуждения после просмотра материалов из специальноподготовленной видеотеки с выступлениями мастеров художественного слова.  

Программазанятий состоит из 5-ти разделов: техника речи, орфоэпия, логический анализтекста, культура речи и сценическая речь. Каждый раздел требует особенногометодического подхода. Например, в разделе «Техника речи» необходимо обратитьособое внимание на начальный этап практических занятий, где закладываются основыправильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. С обучающимися первогогода обучения упражнения проводятся в игровой форме. Руководитель студии долженобязательно контролировать правильность выполнения упражнений каждым ребенком.

На последующихгодах обучения студийцы продолжают осваивать упражнения на развитие силы голоса,учатся читать скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно — ролевымкомпонентом.

Проводитсятренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях,словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могутбыть частями детских стихотворений любимых авторов. Особое внимание уделяетсяактивности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводитсяпостоянное наблюдение за свободой мышц голосового аппарата, за естественностьюартикуляции, за правильным дыханием, за естественным, ненапряжённым звучаниемголоса.

         Обучающиеся театральнойстудии получают элементарные сведения об

анатомии, физиологии игигиене речевого аппарата, о таких понятиях, как:

диапазон голоса,тембр, регистр, резонатор.

Подруководством руководителя студии проводятся упражнения на координацию дыхания созвуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц речевогоаппарата. Важным этапом занятий является освоение речи «на опоре».

Назанятиях по разделу «Техника речи» уделяется большое внимание дикции идикционной культуре, выполнению упражнений для развития речевого аппарата, освобожденияот мышечных зажимов, проведению артикуляционной гимнастики и игровых комплексов.

Обязательнымявляется проведение бесед и практических показов упражнений, необходимых для профилактическихмер по сохранению здорового голосового аппарата.

Следующим этапом в освоениипрограммы детской театральной студии является орфоэпия. Студийцы знакомятся снормами произношения современного русского языка, овладевают грамотным произношениемв жизни и на сцене, выполняют упражнения в игровой форме на тему ошибок вбытовой речи. Руководитель театральной студии знакомит детей с зависимостьюпроизносительных норм от ударения в слове и разноместным ударением в русскомязыке, учит пользоваться словарём для проверки правильности ударений. Студийцы читаютпословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных, на парыгласных ударном и безударном положении а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю. Для тренировкисогласных студийцы учатся правильно произносить и запоминать пословицы ипоговорки на ч-щ, л-р. Руководитель студии обязательно проводит

Работа исполнителя надлитературным произведением начинается с логического анализа текста. Нередко современныепрофессиональные артисты, не затрудняют себя логическим анализом текста и говорят:«Читаю так, как чувствую». Такая позиция неприемлема, она противоречит самойсути художественного слова и принципам зрительского восприятия. Если исполнениене продумано, не выстроено, если оно подчиняется эмоциональной стихииотдельного чтеца-артиста, оно превращается в абстракцию или, наоборот, становитсясубъективным высказыванием и не затрагивает сокровенного в зрителе.

Наначальных этапах обучения для исполнения подбираются басни и стихотворениямалых форм. Выбор басен и стихотворений проходит сообразно возрасту детей. Напоследующих годах обучения студийцы уже осознано подходят к выборупроизведений, которые они хотели бы исполнить перед зрителем или поучаствоватьс выбранным произведением на конкурсах по художественному слову. Читаются ужеболее объемные стихотворные и прозаические произведения и отрывки из них.

Работа над текстом довольнокропотливая и руководителю студии необходимо приучать студийцев к выполнениюэтого очень важного этапа, постепенно, не напрягая и не подавляя их решение, а простослегка корректируя. Работая вместе с руководителем студии, дети учатся расставлятьречевые такты, логические паузы, осваивают принцип донесения мысли звучащейречи, не забывая о логике речи, о логических ударениях, учатся выделять главныеслова или словосочетания в речевом такте и создавать темпо-ритм произведения.

Определяетсяглавная мысль произведения. Проводится беседа, в ходе которой коллективно находятсяответы на вопросы: о чём я хочу рассказать, чем бы я хотел увлечь зрителя, очём должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения, о чём рассказалавтор? Определяются следующие понятия: тема, сверхзадача на примере конкретныхпроизведений.

Следующимразделом программы является «Культура речи». Знакомясь с этой дисциплиной, студийцыучатся владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях. По заданиюруководителя студии дети исполняют сюжетно-ролевые этюды из бытовой жизни,например: «Встреча», «Поездка», «Прощание» и т.п.

Завершающимразделом программы является «Сценическая речь». На этом этапе программы послеподробного разбора произведений проходит исполнение басен и стихотворений, исполнениенебольших рассказов или отрывков из рассказов от первого лица. При этом рассказчикдолжен уметь создавать атмосферу произведения. Большое внимание уделяется исполнениюрусских народных или авторских сказок, ведь сказка, как маленький спектакль.

Педагог-режиссерзнакомит студийцев с историей литературных жанров. Например, рассказывая орусских народных сказках останавливается на собирателях сказок, на образахрусских сказительниц прошлого.

6.           Заключение.

Наосновании вышесказанного, можно сделать вывод, что слово – это действие. Искусство художественного слова оченьблизко к искусству театра.

Воснове того и другого лежит действие. Точнее, «словодействие». Великий К.С. Станиславскийпризывал «не читать, а действовать ради какого-то объекта, для какой-то цели».

«Слово — не самоцель, а конечное выражение действенногопроцесса. Когда мысль до ведена до максимального проявления активности, тогдаслово,

как бы становясь вторичным, делается главным», — утверждал выдающийсятеатральный режиссер Г.А. Товстоногов. Другой знаменитый режиссер, А.В. Эфрос,считал главным условием хорошей речи на сцене «ясность, ради чего эта речьсуществует, только не логическая ясность, а какая-то иная, более сложная:точное выяснение сложного внутреннего хода». «Слово должно быть подпёрто действием»,— говорил Е. Евстигнеев. А известный советский актер А. Грибов так объяснял,что такое действие, — это «что хочу сказать, а отсюда получается и как».

Долгоевремя, в Москве, на Пречистенке, в музее А. С. Пушкина в студии «Слово Пушкина»проводил занятия мастер художественного слова, Народный артист РФ, профессор и мойучитель Рафаэль Александрович Клейнер. Его занятия могли все желающие, вход былбесплатный. На его занятия приезжали и учителя, и родители с детьми, артисты,студенты. И каждому он уделял внимание.

Своизанятия он начинал с вопроса: «Что нельзя привести из-за рубежа?» Из-за залазвучало много ответов, но Рафаэль Александрович отвечал на этот вопрос так: «Русскийязык нельзя привести из-за рубежа».

Оченьчетко подмечено. Только у нас в стране есть Пушкин, Есенин, Достоевский,Чайковский и многие другие выдающиеся писатели и поэты. А мы, к сожалению, всесмотрим на Запад. И берем оттуда, далеко не самое лучшее. Все стараемся быть наних похожими. А не гордимся своей страной и теми великими людьми, которые снами жили.

УчителемРафаэля Александровича был выдающийся артист, один из крупнейших представителейчтецкого искусства Дмитрий Журавлёв.

РафаэльАлександрович часто приводил высказывания Дмитрия Николаевича, что чтец долженвсегда задумываться и смотреть на исполняемое произведение «глазами эпохи иидеи».

БлагодаряРафаэлю Александровичу я научился правильно работать с текстом. Многиеошибаются, когда говорят, что прочитать каждый может. Но одно дело читать газету,а другое – читать со сцены.

Артист– чтец должен обязательно знать зачем он вышел на сцену, что он хочет сказатьзрителю. Если он не знает, что он должен донести до зрителя, то лучше невыходить на сцену.

Малотого, чтец должен хорошо знать свой материал. Разобрать его от и до: знатьбиографию автора выбранного материала, дату написания, узнать характеры тех людей,о которых говорится в произведении. И, конечно, знать, что хотел сказать автор.Порой, приходится не легко.

Например,когда я сдавал свою самую первую чтецкую программу Московской ГосударственнойАкадемической Филармонии по произведению Ф. Кнорре «Соленый пес» у меня ушло наэто более трех лет. Это произведение написано для детей и подростков.Представьте, сколько времени уйдет на разбор более серьезных, классических произведений!

Искусство художественного слова — сложное, тонкое и богатое,требующее кропотливой работы. Известно, например, что выдающийся чтец, народныйартист СССР, один из основоположников исполнительской школы Дмитрий Журавлёвпозволил себе впервые исполнить поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» только послетщательной двухлетней подготовки, и то на домашнем показе, в узком кругузнатоков, и не прекращал работы над поэмой всю свою сценическую жизнь, так жепоступал и с другими исполняемыми им произведениями. Такая глубокая,интенсивная работа окупается сторицей: артист-чтец всегда в главной роли иисполняет то произведение, о котором он мечтал. Он не зависим от режиссера, отрепертуарной политики театра, даже от своих внешних данных.

Художественноеслово играет наиважнейшую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения.

К счастью,занятия в детскихтеатральных студиях в учреждениях дополнительного образования художественнымсловом не утрачивают своей востребованности.

Помимо своей концертной деятельности, я веду театральнуюстудию.

Больше времени на занятиях в студии уделаю сценической речии, конечно же, художественному слову.

В центре детского творчества, в котором я работаю, проводитсяочень много конкурсов по художественному слову. Удаляется большое внимание составужюри. В состав наших конкурсах входят артисты, режиссеры театра и филармонии.

Я учу детей, как правильно работать с текстом. Объясняю им,что не надо читать с выражением, важно понимать то, о чем читаешь.

А чтобы детям легче было понять, я им показываю многорепродукций, картин, эскизов художников к литературным произведениям.

Сейчас, в век компьютерных технологий, дети, к сожалению,мало читают.

Они привязаны к гаджетам, знают много иностранных словечек,но забывают русский язык. Что говорить о детях, когда многие учителя пишут «не»с глаголами слитно!

Искусство художественного слова помогает избавиться от словпаразитов в нашей речи, помогает делать речь не просто верной, но и красивой,которую сегодня почти не услышишь даже со сцены. Не хватает плавной,завораживающей разнообразием тонов, свойственной русскому языку речи, утрата которойявляется большой потерей для нынешних и будущих поколений.

Поднять этот пласт культуры и вернуть его в наше общество оченьтрудно. Но можно. Помогут в этом видео, аудиозаписи с выступлениями мастеровхудожественного слова недалекого прошлого.  Раньше воспитанию детей уделялосьбольше внимания, чем сейчас. Было много хороших детских радиопостановок,телепередач, не говоря уже о детских фильмах Александра Роу, Александра Птушкои Надежды Кошеверовой. К сожалению, сейчас детские радиопостановки ифильмы-сказки если появляются, то очень редко, можно сказать, что их вообщенет.

Идет деградация детей с помощью зомби-ящиков, тиктоков.

Дети не развиваются. На своих занятиях в студии, когдаобучающиеся выполнят актерские этюды про животных, я не раз сталкивался с тем,насколько дети не знают животных. На мой вопрос: «Как выглядит воробей?»,  детиотвечали: «Это такая птичка с желтой грудкой», а кто такая галка или грач, онивообще не знают, хотя эти птицы встречаются на наших улицах чуть ли не каждыйдень.

Раньше существовала координация между мастерамихудожественного слова и педагогической общественностью.

А сейчас бывает даже так, что учителя не приглашают в школыартистов – чтецов, а читают сами.

Я нередко сталкивался с такой проблемой, когда родители,готовясь к конкурсу по художественному слову, говорят мне: «Вы нам дайтематериал, мы сами все подготовим». Я говорю, что я, как артист-чтец, могупомочь подготовить своих учеников к конкурсу, но родители считают, что онисделают это лучше. Пропала, к сожалению, та планка – артист-чтец или простолюбитель.

К сожалению, искусство художественного слова сейчас не такхорошо развито, как тогда. И это очень обидно.  Как говорил несколько лет назадклассик чтецкого жанра, Народный артист СССР Игорь Ильинский: «Занятия и работапо художественному слову развивают культуру человека, обогащают и оттачиваютего язык, наполняют душу».

К сожалению, сейчас мы очень мало обращаем внимание на то,как звучит наш голос. Особенно обидно, когда на телевидении или на радиоработает много людей, которые не владеют четким, красивым, поставленнымголосом. У современных дикторов, точнее, у ведущих (понятие «диктор» сейчас практическине существует), присутствуют даже дефекты в речи: шепелявость, картавость, проглатываниеслов и т.п.  И, что самое страшное, что у многих современных ведущих во времяэфира проскальзывает одна и та же интонация. То есть, звучит одинаково: будь какое-точрезвычайное происшествие или праздничное мероприятие.

Моя задача, как руководителя детской театральной студии, чтобыдети, полюбили не только жанр художественного слова, но вместе с ним полюбили нашродной русский язык. Чтобы они ценили нашу культуру, нашу классику, котораяобогащает человека, учит размышлять и мыслить. Чтобы у нас появились новые прекрасныеартисты и чтецы, чтобы появились профессиональные дикторы. Чтобы возродилосьНАСТОЯЩЕЕ ЖИВОЕ ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Список используемой литературы:

1.    Агапова И.А.,Давыдова М.А. Школьныйтеатр.          Создание, организацияработы, пьесы для постановок. Серия «Мозаика детского отдых». – М.: ВАКО, 2006г.

2.    Кидин С.Ю.Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия«Дополнительное образование». – Волгоград: Учитель, 2009г.

3.    Кравцов А. Искусствоживого слова. История закономерности. Школа. – М., АО «Московские учебники»,2003.

4.    Орфоэпическийсловарь современного русского языка. Под редакцией М.Н. Свиридовой. — М: «Аделант», 2014г.

5.    СтаниславскийК.С. Работа актера над собой. – М., 1980г.

6.    Сценическаяречь. Учебник. Предисловие инаучное                        редактирование И.П.        Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.

7.    Театр, гдеиграют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральныхколлективов. Под ред.    Никитиной А.Б.  Серия «Театр идети». – М.: ВЛАДОС, 2001г.  

8.    Теория ипрактика сценической речи: Коллективная монография. Вып.2/ Под ред. В. Н.Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007г.

9.    ТурсуноваИ.А. Художественное слово. – М.: МГИК2021г.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организациятеатрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия «Театр идети». – М.: ВЛАДОС, 2004г.  

    

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет