X-PDF

Методы описательной (гуманитарной) психологии

Поделиться статьей

В предыдущем изложении мы стремились показать, что ори­ентация психологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как целое, а как совокупность определенных свойств, процессов, со­стояний, элементов и структур. Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследо­вании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психо­логии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую оче­редь наблюдение и эксперимент. Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько су­щество социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пути познания природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общество, в котором он живет. Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в., т.е. спустя два века после оформления естест­вознания. В представлении исследователей уже были выработа­ны образцы научности — это математика, физика, химия, биоло­гия и другие науки. От гуманитарного знания требовались ори­ентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая фор­ма научного знания, и на выработанные внутри него методы по­знания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопоставиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В.Дильтеем «объяснительной» и «опи­сательной» психологии. В.Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология долж­на выработать собственные способы и методы познания. Пред­метом описательной психологии является душевная жизнь чело­века в ее целостности и связи. Гуманитарная психология вы­являет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. «Необходима и возможна психоло­гия, — писал В.Дильтей, — кладущая в основу своего развития описательный и аналитический метода, нацеленный на пони­мание связности и целостности внутреннего мира человека, даю­щий основу «для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще главных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуаль­ностей» Таким образом, назначение методов описательной психоло­гии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении при­чинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем много­образии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависи­мостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в ес­тествознании гуманитарная психология противопоставляет по­нимание.

Методы описания и понимания психологии человека Понимание в гуманитарной психологии выступает как науч­ный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в ито­ге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В ка­честве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внут­реннего мира другого человека, герменевтика. Предваряя описание конкретных методов понимания в гу­манитарной психологии, отметим существующую здесь объек­тивную трудность: в систематическом виде эти методы пока не изложены. Различение понятий «описание» и «по­ниманием в контексте изложения связано с достаточно очевид­ным значением термина «описание» — словесным (знаковым) выражением понимаемого, знаемого. Метод интроспекции или самонаблюдения, исходит из фун­даментальной особенности человеческой психики — ее рефлек­сивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических со­стояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В.Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внут­ренним восприятием. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логиче­ских процессов — различения, анализа, абстрагирования, синте­за, обобщения. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Ру­бинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира». Тем большее значение данные самонаблю­дения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако требуется особая внутренняя ра­бота по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их само­сознания и рефлексии. Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблю­дения. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяют­ся оценками других людей. Напомним отмеченную ранее осо­бенность психического — внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действи­тельностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний — природный и социальный — мир. Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание че­ловеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинст­вами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего миpa человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточ­но значительном. В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойствен­ны ошибки, одна из которых — склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится авто­ром самоотчета в его представлении перед другими. Большинст­ву же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внеш­него поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дис­куссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник со­вместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается це­лостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследо­вателя. Собственно, во включенном наблюдении нет как таково­го жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каж­дый из участников групповой работы может занять позицию ис­следователя как относительно другого, так и относительно себя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы. В педагогической практике метод включенного наблюдения может органично ис­пользоваться педагогом при проведении совместной деятельно­сти со школьниками. Эмпатаческое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопережи­вании ему — переживании исследователем тех же эмоциональ­ных состояний, которые испытывает собеседник, через отожде­ствление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использо­вал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя (терапевта, педагога) и субъекта-исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседника­ми, контакт глаз, полная поглощенность собеседником («центрированность» на нем), эмоциональное сопереживание содер­жанию высказываемого и т.д. Подобное поведение терапевта (педагога) способствует установлению психологического кон­такта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Род­жерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое по­нимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание». Идентификация как метод понимания другого представ­ляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмо­ционального сопереживания (эмпатии), идентификация исполь­зует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п. Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного об­щения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только че­рез понимание. В диалоге активны оба со­беседника: не только ведущий беседы имеет право и возмож­ность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не явля­ется преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание пре­вращается в активный процесс диалогического общения и взаимо­действия. Биографический метод как способ познания человека осно­ван на изучении психологии человека в контексте его истории, че­рез описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконст­рукции всего жизненного пути исторического деятеля, выдаю­щейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надеж­ности и обоснованности выводов о психологических особенно­стях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может исполь­зоваться очень широко. Использование биографического метода сопряжено с приме­нением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, совре­менников), с изучением продуктов деятельности и т.д. Интуиция определяется как знание, возникающее без осозна­ния путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутрен­него постижения. Описать способы и пути интуитивного пости­жения другого человека не представляется возможным в силу са­мой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что интуитивное усмотрение, «целостное схватывание» ситуации ста­новится возможным, если человек имеет большой опыт практи­ческой или познавательной деятельности в соответствующей об­ласти. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т.п.). Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологи­ческих средств, своего психологического опыта. Понимание чу­жой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. При интерпретации внутреннего мира дру­гого человек использует многообразные сведения о внешнем по­ведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п. Герменевтика — метод, общий наукам об обществе, культу­ре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. «Феномен понимания и правильного истолкования понято­го, — писал Х.-Г.Гадамер, — является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор сущест­вовала также и теологическая и юридическая герменевтика, ко­торая не столько носила научно-теоретический характер, сколь­ко соответствовала и способствовала практическим действиям научно-образованных судьи или священника». Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человече­ского опыта в целом. С этих позиций правомерно говорить о педагогической или психологической герменевтике как искусстве и теории истолковы­вать и понимать педагогический или психологический опыт. Этот опыт может быть представлен как в различного рода тек­стах, так и в других продуктах материальной и духовной культу­ры, В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, ри­сунки, действия, поведение и т.п.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет