X-PDF

Моделирование на уроках окружающего мира

Поделиться статьей

Муниципальное образовательное бюджетноеучреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

Начальное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

 

 

 

 

Учительначальных классов

Бережнова Белла Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск,2019

В настоящее время всёболее актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов иметодов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собиратьнеобходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы иумозаключения.В результате у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные,регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действиякак основа умения учиться. Эффективныйспособ решения этой проблемы — моделирование, благодаря которому дети учатсяобобщенно представлять существенные признаки объектов и явлений, связи иотношения в окружающейдействительности.

В курсе «Окружающий мир» интегрированыестественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,обществе.                                            Висследованиях Л.В. Гурьева, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой и др. доказано, что важнейшейзадачей данного курса является развитие исследовательскойактивности и самостоятельности детей в получении знаний об окружающем мире. Моделирование соответствует фундаментальному ядрусодержания данной предметной области. В то же время оно облегчает учащимся понимание сложности этих явлений исвязей между ними, служит опорой для поминания ивоспроизведения знаний о них.

Моделирование – это воспроизведение существенныхсвойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Модель на уроках окружающего мира представляетсобой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (планкомнаты, географическая карта, глобус и т.д.). Моделирование на данных урокахкак наглядно-практический метод обучения, помогает младшему школьнику зрительнопредставить абстрактные понятия, научиться работать с ними.

Эффективно использовать моделирование при усвоениицелостной картины мира позволяет интегрированный курс УМК «Система Л. В.Занкова «Мы и окружающий мир» (авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков). Позитивнаяроль моделирования на уроках окружающего мира помогает развивать мышлениемладшего школьника с помощью специальных схем — моделей, которые в наглядной идоступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иногообъекта [6, с. 152]. На этих уроках мы пытались соединить идеи моделированияприродных и общественных явлений с принципами развивающего обучения,заложенными в программе Л.В. Занкова. Модель в данном случае способствуетразвитию коммуникативных умений учащихся: слушать учителя одноклассника;беседовать с одноклассниками в паре и группе; вести обсуждение в группе иклассе; высказывать свое мнение перед классом и учителем.

Первый вид моделей — предметная модель в видефизической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этомслучае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части,конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Этодемонстрация вращения мячика (шарика) и освещения его лампой (фонариком), этомодель из детского конструктора (планочки с вращающимися колесиками). Это можетбыть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища иконечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски.

Второй вид — предметно-схематическая модель.Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между нимиобозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружитьсвязи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служитьмодели по ознакомлению школьников с природой: модель защитной окраски растенийи животных; модель длинных и коротких ног; модель, позволяющая формироватьзнания о потребности растений в свете и воде и др.

Третий вид — графические модели (графики,формулы, схемы и т.п.).

С первых уроков младшие школьники знакомятся сграфическим моделированием. Графическая модель отражает структуру, признаки, внутренние взаимосвязи объектов(наглядно–образная подача сложных абстрактных связей и процессов)  и позволяет учащимся отвлечься от несущественных характеристик исследуемогоявления (предмета). 

Например, при формировании понятий «птицы», «звери»составляется таблица существенных признаков, в которой обозначены эти признакисоответствующими символами: это знаки, напоминающие по внешнему виду перо,шерстинки, клювы, конечности животных. Это и экологические пирамиды, показывающиесоотношение количества организмов (энергии, биомассы) в экосистемах. Это ирисунки (символы) живых организмов, связанных стрелками, означающими те илииные пищевые связи биоценозов. Сюда же относим и географические карты, скоторыми дети начинают работать при изучении тем о родном крае и планете вцелом.

Учащиеся впроцессе обсуждений чертят план местности, строят простейшие графики идиаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможныхсвязей и т.п. Особое место отводим моделированию природных связей. Например,при изучении темы «Круговорот веществ» построили схему круговорота веществ вприродных системах.

Чтобымодель на уроке окружающего мира выполняла свою функцию, она должнасоответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения,которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания идействия с ней; ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства иотношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.

После уяснения проблемы (вопроса)школьники путем известных им способов разрешения проблемы: например, путемнаблюдения и «примитивно житейского» описания – выходят на модельный уровень(схема, чертеж, модельная конструкция) понимания сути явления. Затем вновьвозвращаются опять к словесному, но уже более точному описанию. Образновыражаясь, схема, чертеж в данном случае становятся для детей «очками», черезкоторые ребенок начинает видеть мир. Наиболее интереснои эффективно проходит урок, когда дети сами составляют модель. Для этогонеобходимо создать проблемную ситуацию, вызвать интерес к теме и организоватьдискуссию с детьми.

К примеру, во 2 классе на уроке по теме «Как человекпознает окружающий мир» в процессе обсуждения ученики пришли к выводам: «Познаниемира – это процесс получениячеловеком нового знания, открытие законов природыеловек познаёт мир с помощью разныхканалов –зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

В данной моделиКоля Степанов отразил схему познания явлений окружающего мира, позволяющегоощутить его во всем многообразии картин, звуков, запахов, вкусовых и тактильныхощущений. Но, работая по данной модели, дети смогли сделать важный вывод о том,что из внешнего мира мы получаеминформацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог ихосознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Онипомогают друг другу и дополняют друг друга.

К этой схемевзаимного движения Солнца, Земли и Луны на уроке во 2 классе по теме «Луна -спутник Земли» давали детям задание: проведите линии взгляда наблюдателя кЛуне. Предлагали ответить на два вопроса: что мы видим по правую руку, а что полевую? (по правую – темную часть Луны, по левую – светлую); темная или светлаячасть Луны занимает большую часть нашего взгляда? (они примерно одинаковые).

Применение моделейв соответствии с указанными требованиями активизирует познавательнуюдеятельность обучающихся, повышает «плотность» урока. В начале моделированиянам необходимо было заинтересовать детей, далее шло объяснение хода работы смоделью, а затем — выполнение необходимых действий детьми. Учитель при этомдолжен контролировать, чтобы на уроке выполнялись поставленныеисследовательские задачи.

Методмоделированияудобно использовать в работе со всем классом, а также с подгруппой ииндивидуально с каждым ребенком. Это планируем заранее: определяетсяпрограммная задача, продумывается оборудование (раздаточный материал),словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Так, на уроке «Природноесообщество болото» в 3 классе давала детям задание найти в тексте учебникаинформацию о том, где образуются болота: «С помощью предложенного материала смоделируйтепроцесс образования болота».

воздух
вода
Биоценоз

 

 

 


торфпочвамикро-организмыживотные, 

Болото

 

 

 

 


В результатеприменения моделирования у детей младшего школьного возраста можно добиться:

— развития познавательного интереса детей кокружающему миру;

расширения представлений о природе, о взаимосвязях вней и способах ее сохранения;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

— положительно-эмоционального и осознанного отношенияк явлениям и объектам, которые окружают школьника.

Результатыдиагностики уровня исследовательской деятельности                          ипознавательных интересов у детей младшего школьного возраста

Критериямидля выявления эффективности применения моделирования на уроках окружающего мирамогут служить: навыки исследовательской деятельности (различныеосознанно-самостоятельные действия по исследованию явлений и объектовокружающего мира), познавательные интересы и собственно умения работать сучебными моделями.

Намивыявлено, что моделирование на уроках об окружающего мира – совместнаяучебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель,согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общегорезультата деятельности. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что еёиспользование играет важную роль в формировании нетолько исследовательской деятельности, но и личности младшего школьника с познавательнойактивностью.

Таким образом, применение моделирования на уроках обокружающего мира обеспечивает научные основы развития естественно-научныхзнаний у младших школьников. Это учит детей применять имеющиеся знания в новыхусловиях, дает возможность детям оперировать самими предметами (явлениями)природы за счет манипулирования их символами-моделями, сравнивая их, отмечатьизменения отдельных внешних признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списоклитературы

 

1.          АлексеевА.Г.,Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательскойдеятельностиучащихся                                                                   //Исследовательская работа школьников. – 2002. — №1. – С.24-34.

2.          ДолгушинаН.Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальнаяшкола. – 2006. – №10. – С.8-12.

3.          Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихсяна уроках. — М.: Просвещение, 2006. –  246 с.

4.          ЗагвязинскийВ.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. — 144 с.

5.          Исследовательскаяи проектная деятельность младших школьников: Рекомендации для учителя /Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 282 с.

6.          ЛеонтовичА.В.Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогическойтехнологии // Народное образование. – 1999. – №10.– С.152-158.

7.          «Окружающий мир» в начальных классах. Теория и практикаобучения                         / Под ред. М.С. Петрова. — М.: Просвещение,2010. – 280 с.

8.          Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.Н.Матюшкина. -М.: Педагогика, 2008. – 425 с.

9.          ХабибР.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 2011. – 218 с.

10.       ЩукинаГ.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Академия, 2010. – 562 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет