В 1888 г. судно «Уайт» село на мель, экипаж был снят, а судно после этого примерно 50 раз отмечалось в различных местах, после чего штормом было выброшено на скалы Шетландских островов, «пропутешествовав» за 9 месяцев более 8000 миль. Все это «путешествие» происходило только под воздействием ветра и морских течений, которые являются своеобразными движущимися дорогами, которые могут изменять курс судна, а также уменьшать или увеличивать его скорость.
Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями.
Причины, вызывающие морские течения, подразделяются на:
Ø внешние (ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца), и
Ø внутренние (неравномерность плотности водных масс по глубине).
Морские течения, по причинам их вызывающим, подразделяются на:
ветровые .
дрейфовые .
приливо-отливные .
плотностные и др.
По глубине расположения течения подразделяются на:
поверхностные .
глубинные .
придонные.
По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяются на:
теплые и холодные .
соленые и распресненные.
Навигационная классификация течений исходит из их устойчивости по времени. По этой классификации течения делятся на:
1. Постоянные.
2. Периодические.
3. Временные.
1. Постоянные течения ® течения, направление и скорость которых длительное время остаются постоянными (Гольфстрим, Куро-Сио, Бразильское и др.).
2. Периодические течения ® течения, направление и скорость которых непрерывно изменяются, периодически повторяя свои элементы (приливо-отливные).
3. Временные течения ® течения, которые действуют короткий промежуток времени (ветровые, сгонно-нагонные и др.).
Сведения о течениях приводятся:
1) в Атласах течений .
2) в Атласах физико-географических данных морей и океанов .
3) в лоциях .
4) в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах .
5) на навигационных морских картах .
6) на специальных картах течений.
На картах течения показываются условными обозначениями:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Любое течение характеризуется направлением и скоростью.
Направление течения определяется той точкой горизонта, куда оно направлено (если «ветер дует в компас» то – «течение вытекает из компаса») измеряется в градусах в круговой системе счета направлений, от 0° до 360° относительно северной части истинного меридиана и обозначается КТ (рис. 8.9).
Рис. 8.9. «Ветер в компас, а течение из компаса»
Скоростью течения называется расстояние, на которое перемещаются водные массы в единицу времени. Измеряется в узлах (миль/час) и обозначается uТ.
Скорость течений в открытых частях морей и океанов колеблется в широких пределах: ® до 4 уз. в районах развитых постоянных океанских течений (Гольфстрим, Куро-Сио и др.).
Скорость приливо-отливных течений в отдельных узкостях может достигать 9¸12 узлов.
Кроме руководств и пособий для плавания элементы течения (КТ, uТ) могут быть определены и непосредственно на судне как с помощью приборов: абсолютного гидроакустического лага – (ГАЛа) или электромагнитного измерителя течений – (ЭМИТ) . так и по высокоточным обсервациям или с помощью поплавков (буйков) – при стоянке судна на якоре.
При плавании в районе с течением, на судно действуют две силы (рис. 8.10):
1) ® сила действия собственных движителей .
2) ® сила воздействия течения.
Рис. 8.10. Линия пути судна на течении
Под действием собственных движителей судно перемещается относительно воды по линии истинного курса (ИК) с относительной скоростью V0.
Под воздействием течения судно перемещается относительно поверхности Земли по направлению течения КТ с переносной скоростью, равной скорости течения uТ.
Суммарное же (результирующее) перемещение судна относительно поверхности Земли складывается из относительного и переносного перемещений и происходит с путевой скоростью V.
(8.15)
Для геометрического сложения векторов по формуле (8.14) необходимо на навигационной карте:
1) ® из счислимой точки начала учета течения (т. О) проложить линию истинного курса (ИК) .
2) ® от т. О по линии ИК отложить (в масштабе карты) вектор скорости судна .
3) ® из конца вектора (т. В) проложить линию по направлению течения (КТ) и на ней (от т. В) отложить (в том же масштабе) вектор скорости течения
.
4) ® соединить начало вектора скорости судна (т. О) с концом вектора скорости течения
(т. А) – получим вектор путевой скорости судна –
.
Треугольник ОАВ, сторонами которого являются векторы относительной (), переносной (
) и путевой (
) скоростей, называется навигационным скоростным треугольником.
Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется линией пути судна при течении (О–А).
Путь судна при течении (ПУТ или ПУb) ® направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0° до 360° – по часовой стрелке).
Угол сноса (b) ® угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0° до 180° со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно.
Путь судна при течении (ПУb), истинный курс (ИК) и угол сноса (b) связаны соотношением:
(8.16)
Формулы (8.15) алгебраические. При вычислениях углу сноса b придается знак «плюс» (+)или «минус» (–):
- «+» ® если течение действует в л/б судна, т.е. ПУb > . ИК (сносит вправо) – рис. 8.11 а .
- «–» ® если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУb < . ИК (сносит влево) – рис. 8.11 б.
![]() |
![]() |
Рис. 8.11. Знак угла сноса судна течением
