X-PDF

Морские течения и их влияние на путь судна

Поделиться статьей

В 1888 г. судно «Уайт» село на мель, экипаж был снят, а судно после этого примерно 50 раз отмечалось в различных местах, после чего штормом было выброшено на скалы Шетландских островов, «пропутешествовав» за 9 месяцев более 8000 миль. Все это «путешествие» происходило только под воздействием ветра и морских течений, которые являются своеобразными движущимися дорогами, которые могут изменять курс судна, а также уменьшать или увеличивать его скорость.

Горизонтальные перемещения больших масс воды в море, характеризующиеся направлением и скоростью, называются морскими течениями.

Причины, вызывающие морские течения, подразделяются на:

Ø внешние (ветер, атмосферное давление, приливообразующие силы Луны и Солнца), и

Ø внутренние (неравномерность плотности водных масс по глубине).

Морские течения, по причинам их вызывающим, подразделяются на:

† ветровые .

† дрейфовые .

† приливо-отливные .

† плотностные и др.

По глубине расположения течения подразделяются на:

† поверхностные .

† глубинные .

† придонные.

По физико-химическим свойствам масс воды течения подразделяются на:

† теплые и холодные .

† соленые и распресненные.

Навигационная классификация течений исходит из их устойчивости по времени. По этой классификации течения делятся на:

1. Постоянные.

2. Периодические.

3. Временные.

1. Постоянные течения ® течения, направление и скорость которых длительное время остаются постоянными (Гольфстрим, Куро-Сио, Бразильское и др.).

2. Периодические течения ® течения, направление и скорость которых непрерывно изменяются, периодически повторяя свои элементы (приливо-отливные).

3. Временные течения ® течения, которые действуют короткий промежуток времени (ветровые, сгонно-нагонные и др.).

Сведения о течениях приводятся:

1) в Атласах течений .

2) в Атласах физико-географических данных морей и океанов .

3) в лоциях .

4) в навигационно-гидрографических обзорах и руководствах .

5) на навигационных морских картах .

6) на специальных картах течений.

На картах течения показываются условными обозначениями:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990
– постоянные – временные – приливное – отливное

Любое течение характеризуется направлением и скоростью.

Направление течения определяется той точкой горизонта, куда оно направлено (если «ветер дует в компас» то – «течение вытекает из компаса») измеряется в градусах в круговой системе счета направлений, от 0° до 360° относительно северной части истинного меридиана и обозначается КТ (рис. 8.9).

Рис. 8.9. «Ветер в компас, а течение из компаса»

Скоростью течения называется расстояние, на которое перемещаются водные массы в единицу времени. Измеряется в узлах (миль/час) и обозначается uТ.

Скорость течений в открытых частях морей и океанов колеблется в широких пределах: ® до 4 уз. в районах развитых постоянных океанских течений (Гольфстрим, Куро-Сио и др.).

Скорость приливо-отливных течений в отдельных узкостях может достигать 9¸12 узлов.

Кроме руководств и пособий для плавания элементы течения (КТ, uТ) могут быть определены и непосредственно на судне как с помощью приборов: абсолютного гидроакустического лага – (ГАЛа) или электромагнитного измерителя течений – (ЭМИТ) . так и по высокоточным обсервациям или с помощью поплавков (буйков) – при стоянке судна на якоре.

При плавании в районе с течением, на судно действуют две силы (рис. 8.10):

1) ® сила действия собственных движителей .

2) ® сила воздействия течения.

Рис. 8.10. Линия пути судна на течении

Под действием собственных движителей судно перемещается относительно воды по линии истинного курса (ИК) с относительной скоростью V0.

Под воздействием течения судно перемещается относительно поверхности Земли по направлению течения КТ с переносной скоростью, равной скорости течения uТ.

Суммарное же (результирующее) перемещение судна относительно поверхности Земли складывается из относительного и переносного перемещений и происходит с путевой скоростью V.

(8.15)

Для геометрического сложения векторов по формуле (8.14) необходимо на навигационной карте:

1) ® из счислимой точки начала учета течения (т. О) проложить линию истинного курса (ИК) .

2) ® от т. О по линии ИК отложить (в масштабе карты) вектор скорости судна .

3) ® из конца вектора (т. В) проложить линию по направлению течения (КТ) и на ней (от т. В) отложить (в том же масштабе) вектор скорости течения .

4) ® соединить начало вектора скорости судна (т. О) с концом вектора скорости течения (т. А) – получим вектор путевой скорости судна – .

Треугольник ОАВ, сторонами которого являются векторы относительной (), переносной () и путевой () скоростей, называется навигационным скоростным треугольником.

Линия, по которой перемещается центр массы судна относительно дна моря называется линией пути судна при течении (О–А).

Путь судна при течении (ПУТ или ПУb) ® направление перемещения центра массы судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и линией пути при течении (от 0° до 360° – по часовой стрелке).

Угол сноса (b) ® угол между линией истинного курса и линией пути судна, обусловленный влиянием течения (измеряется в сторону правого или левого борта от 0° до 180° со знаком «плюс» (+) или «минус» (–) соответственно.

Путь судна при течении (ПУb), истинный курс (ИК) и угол сноса (b) связаны соотношением:

(8.16)

Формулы (8.15) алгебраические. При вычислениях углу сноса b придается знак «плюс» (+)или «минус» (–):

  • «+» ® если течение действует в л/б судна, т.е. ПУb &gt . ИК (сносит вправо) – рис. 8.11 а .
  • «–» ® если течение действует в пр/б судна, т.е. ПУb &lt . ИК (сносит влево) – рис. 8.11 б.
a) б)

Рис. 8.11. Знак угла сноса судна течением


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет