Согласно ст. 394 КТМ РФ, если во время плавания или стояки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники перевозчика (судовладельца).
Происшествие, могущее быть основанием для предъявления к перевозчику требований зачастую происходит во время плавания, например, утрата, повреждение или задержка в доставке грузов могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, спасания жизни или имущества, военных действий, столкновений судов, посадки на мель. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.д.
Чаще всего морской протест оформляется при перевозке грузов, поскольку в силу ст. 166 КТМ РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на самом перевозчике, а, делая заявление о морском протесте, он перекладывает на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении либо просрочки в доставке груза.
|
|
В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались перевозчиком для предотвращения ущерба или его уменьшения (штормовые условия, перепады температуры и меры по обеспечению сохранности груза) Протест подается в российском порту – нотариусу, в иностранном порту – должностному лицу консульства РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.
В подтверждение фактов, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением или не позже 7 дней с момента прибытия судна в порт обязан представить нотариусу или консулу за границей для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.
Выписка содержит факты, изложенные в заявлении, время прихода в порт, открывались или нет люки, меры, принимаемые капитаном судна и экипажем. В случае гибели судна срок для подачи заявления о морском протесте исчисляется с момента прибытия капитана судна в место, в котором делается заявление. На основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана, а при необходимости других членов экипажа нотариус или консул составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:
— дату составления акта, ФИО нотариуса, наименование нотариальной конторы . ФИО, гражданство и место жительства капитана, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации .
— время прибытия судна в порт .
— время поступления от капитана заявления .
— дату представления капитаном для обозрения нотариусу судового журнала .
— описание происшествия и принятые меры по заявлению капитана и судовому журналу .
— описание доказательств, исследованных нотариусом .
— ФИО, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с проставлением оттиска личной печати нотариуса, указанием его фамилии, инициалов, должности и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. Один экземпляр акта вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала остается у нотариуса.