Самообразование и самовоспитание журналиста.
Типы (виды) журналистского творчества.
Специализации в журналистике, виды индивидуальной творческой деятельности журналиста.
Индивидуальные квалификационные требования предъявляемые журналисту.
Общие квалификационный требования предъявляемые журналисту.
Организационно-творческие начала профессиональной деятельности журналиста.
Социальный статус журналиста.
1) Любая профессия имеет свои особенности в том числе ярко выраженные особенности имеет наша профессия. Любая профессия связанная с определенным долгом. социальный статус журналиста скорее всего входит все то что содержит и характеризует его связи с действительностью. При этом всегда акцентируется внимание на том что происходит в действительности сегодня. Это в журналистском обиходе называют злободневным. Бытует такое профессиональное понятие как гвоздь номера, программы. Дествительность какторую отражают журналисты в большинстве случаев производная людских действий. Эти действия бывают разными созидательными или разрушительными, полезными или вредными, позитивными ли негативными. Действия связанные с мыслями, поступками людей,а это социальная основа журналистской деятельности. Она не однородна. Все эти действия давят на психику журналиста и в любом случае нужно что-то извлекать из этих поступков. Оценивать, доказывать, проявлять выдержку, уметь отстаивать свои позиции. Часто журналист противостоит сложной ситуации. Сложность может перерастать в стрессовость. Стрессовость в журналистике уступает не многим профессиям. Из-за сложности Риски, экстремальности порой возникают прямые угрозы жизни, тяжелейшие условия труда и случаи гибели журналиста. Профессия журналиста заслуживает особенного внимания и охраны со стороны государства. Непременное условия работы журналиста — это общение с людьми. Всегда необходимо адаптироваться к инакомыслию, проявлять терпимость, уважать чужое мнение. Уметь доверять людям, но при этом убеждаться в правильности тех сведения которые они вам сообщают. Особая бдительность требуется когда разбираетесь в критических ситуациях. Всегда быть готовым к защите своего материала, иметь аргументы.
2) 1.Все начинается с выбора темы. Журналист должен предварительно все взвесить. 2.Предполагает сбор сообщений, фактов, мнений. 3. Изучение анализ выявленных данных. 4. Отбор полученных сведений, синтез. 5. Тщательная проверка отобранных сведений. 6. Уточнение фамилий, профессиональных терминов, формулировок, названий организаций. должностей, показателей. 7. Определение жанра материала. 8. Определение композиции, плана построения материала. 9. Создание журналистского произведения. 10. Согласование написанного материала. 11. Публикация. 12. Изучить реакцию, особенно на критический материал.
3) 1. Исследователи ссылаются на закон, под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором сообщений, подготовка материалов для редакций зарегистрированных СМИ. Журналист обычно связан с редакцией трудовыми, договорными отношениями. Внимание акцентируется на функциональных атрибутах профессии. Принятия на работу на основании договора. 2. В мировом сообществе получило признание определение деятеля Мак Брайда. Виды деятельности: издатель, репортер, фоторепортер, литературный сотрудник, телеоператор и т. д 2. В) Знание темы Уровень осведомленности. Г)Умение анализировать, проникнуть в суть вопроса, уметь дать оценку. Д) Мнение специалистов выше собственного мнения. Е) Уметь переключаться с одного предмета на другой, с темы на тему. Ж) Берись комментировать оценивать только то в чем убежден. З) Восприимчивость к новому. И) Совершенствовать свой стиль,речи, культуру письма. 3. А) эти качества связаны с характером каждого журналиста. Выделять и развивать то что соответствует профессии то что позволит оптимально выполнять профессиональные задания: оперативность, находчивость, любознательность, коммуникабельность, умение адаптироваться к обстановке, умение общаться с людьми, умение сопереживать, преданность своей профессии, редакции. 4. Что быть успешным профессионалам нужно иметь крепкое здоровье. 5.Этические нормы. А) Совесть. Б) Получение информации только честным путем, как предусматривает законодательство. В)Точность того о чем пишите. Г) Частная жизнь. Можно писать с разрешения того о ком пишите. Д) По просьбам сохранять конфиденциальность. Е) Бережно относиться к темам связанными с религиозными расовыми, национальными и другими принципами. Ж) Одеваться согласно заданию. З) Взвешенное отношение к документам. И) Предвидеть последствия своего материала. К) Не использовать грубых слов.4)Индивидуальные квалификационные требования. Индивидуальные качества, деловые диктуются той должностью которую занимает человек в коллективе. (Репортер, обозреватель, аналитик, очеркист, ведущий развлекательной программы) 962 861 07 79. 4. Индивидуальные этические требования. Открытый и скрытый характер общения.
4) Журналистика — особый род трудовой деятельности. Журналистика подразделяется на специальности. Газетчики, тележурналисты. радиожурналисты, работники информационных агентств, работники интернет СМИ, специалисты по рекламе. Работники всех групп делятся творческие и технические. В рамках групп творческие работники происходит специализация. В зависимо от специализации разделяют журналистов по тематике: Экономические обозреватели, журналисты пишущие на на социальные темы, спортивные, культурные темы. Специализация может быть по видам жанра. В зависимости от штата существует деление: журналист узкого и широкого профиля. Журналистика имеет параллели с целым рядом специальностей, инструментом которых также является слово. Писатель, деятель искусства, юрист, педагог и т.д. Журналист связан непосредственно с творчеством. Журналист выступает как организатор, автор, редактор (в прямом и переносном смысле.
5) Специализации в журналистике сопряжены с видами творческой деятельности. Каждый журналист выступает как автор, редактор,организатор.Каждый журналист моет стать редактором газеты в этом случае на него возлагаются руководящие функции. Редактор определяет стратегию, цели и задачи, читает материалы до выхода их в свет, официально представляет СМИ действует от его имени, формирует штат, принимает на работу, увольняет сотрудников. Редактор — это главное лицо которое определяет
6) Типы журналистского творчества — содержание журналистского произведения: 1.Научный. Жанр статья, реферат, курсовая, дипломная, диссертации, кандидатские и докторские. В основе этого типа изложение своих взглядов на основе анализа. Основа научного типа — проблематика. Построение от общего. 2. Публицистический. Жанр — корреспонденция, рецензия, комментарий. Изложение локальной темы. Построение от частного. 3. Художественный. Образные суждения журналиста о чем-либо. Жанр — эссе, этюд, зарисовка, фельетон, очерк. В практике: а)Сугубо информационный. б) Репортаж. в) Заметка. г)Интервью. д) Отчет. Задача — кратко сообщить без анализа. Смешанные типы творчества: а)Информационно-публицистический. б) Художественно-публицистический.
7) Самообразование и самовоспитание. Самообразование: а)Работа с первоисточниками источниками. Добыть их самостоятельно. б) Работа с практическими материалами. в) Выбор кумира. г) Формировать собственное чувство неудовлетворенности, критически относиться к собственному творчеству.д) Вести творческий дневник. Самовоспитание: а) Физическая закалка. б) Стремиться к опрятности.в) Сдержанность. г) Доброжелательность журналиста укротит любого строптивого человека. д) Впитывать советы профессионалов. М.В. Ломоносов:Всякий кто берет на себя смелость осведомлять публику должен прежде всего взвесить свои силы.Высказывать неточные суждения — сделать себя предметом презрения, Чтобы произносить искренние и справедливые суждения изгнать из своего ума предубеждение, предвзятость., Прежде чем бранить и осуждать — взвесь, что скажешь в свое оправдание, как защитишь себя., Не спешить с осуждением гипотез., Нет большего позора чем красть у собратьев высказанные ими мысли., Не воображать будто то то сам не понимаешь не смогут объяснить и другие. Борис Полевой: Важно обладать даром быстро сходиться с людьми. М.С. Шагинян: Журналист должен обладать способностью различать существенное от случайного, правду от выдумки. Б. Огапов: Писать кратко, но не бедно., Очень многое для журналиста значит способность волноваться. Юрий Жуков(выдающийся политический обозреватель советского времени, газета Правда): Журналисту важно сочетать две вещи: работать оперативно и никуда не спешить.. Михаил Кольцов(выдающийся очеркист и фельетонист): Надо быть честным ухом и глазом читателей, не злоупотреблять их доверием, не утруждать чепухой под видом важного и не упускать мелочи определяющей крупное. Анатолий Аграновский: Публицистика,по-моему, начинается там, где есть мысль., Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает. Юрий Черниченко(работал в сельской теме, очеркист): Если сам не пылаешь праведным гневом или неуемной радостью, не трать,кума, силы. Александр Бовин: Журналист это дилетант высокой квалификации. Журналист должен знать что-нибудь обо всем,должен думать,наконец, должен уметь посмотреть на себя с иронической улыбкой.
8) Мотивация выбора профессии журналиста. 1. Журналистика привлекает потому, что является загадочной и романтичной, причем это чувство не зависит от возраста. К ней причастны множество людей. 2. Привлекает тем, что всегда связано с познанием нового. 3. Журналистика дает возможность проникать всюду, многое познать и увидеть. 4. Журналистика — творческая сфера, где есть возможность проявить себя индивидуально. 5. Плод журналистской деятельности — информация. 6. Никакая другая профессия дает столько возможностей для самовыражения. 7. Дает возможность участвовать в преобразованиях, желание ощутить себя в экстремальных ситуациях, возможность устанавливать множество новых связей, хорошо зарабатывать. 8. Желание за казенный счет повидать мир. 9. Понимание того, что журналистика самая справедливая профессия.
№5. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ,