X-PDF

Музыкальное воспитание и образование в Древнем Египте

Поделиться статьей

 

Музыкальная культура первобытнообщинного строя Древнего Eгипта – одна из древнейших на земле. Ее исто­рия охватывает около 5 тысячелетий. Памятниками музыкальной культуры служат сохранившиеся музыкальные инструменты, произведения изобрази­тельно искусства, в более позднюю эпоху – письменные источники, свиде­тельствующие o высоком уровне ее развития. До наших дней сохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах и сопровождающих музыкой сельско­хозяйственные работы, певцов, развле­кающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бой­цов воинственными звуками во время битвы.

В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала куль-товые обряды. Не случайно зарождение музыкальной культуры тесно связано c культом анимализма . звуки инструментов отождествлялись древними египтянами c звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т. п.). Звуку приписывалась священная, магическая сила. Так, один из наиболее ранних инструментов – тростниковая флейта – отождествлялась c плодородием.

Древнеегипетское название музыки «хи» означает «удовольствие», так как она считалась средством развлечения. Древние египтяне играли на арфах, лютнях, кларнетах и флейтах. Для записи нот египтяне уже в III веке до н. э. используют иероглифы, обозначающие небесные светила: солнце, луну, звезды.

По другой версии музыка передавалась от одного поколения к другому с помощью особой системы движения рук при управлении хором. Она широко распространяется по всему миру под названием хейрономии (в переводе с греческого слово «хиро» означает «рука»). Певцы, которые вместе с пением дирижировали, жестами показывали музыканту-аккомпаниатору что и как надо играть. Однако это только два предположения, музыкальную нотацию той эпохи невозможно прочитать.

Несмотря на то, что в Древнем Египте практически отсутствовала музыкальная письменность, до нас дошли древнеегипетские песни рабов, в которых отражается труд пахарей, молотильщиков, носильщиков зерна. Народной музыке проти­востояла придворная и храмовая музыка, которая отличалась большой стро­гостью, торжественностью, соответствующей монументальным памятникам зодчества (пирамиды, базилики, храмы, гробницы). Обожествление правите­лей и жрецов нашло отражение и в скульптуре, и в живописи, и в создании больших хоров и инструментальных ансамблей.

Музыкальный инструментарий Древнего Египта весьма разнообразен. Наиболее распространены были арфа, флейта и лютня. Более того, пение, игра на арфе и лютне входили в обязанности жрецов. Несмотря на богатую древнеегипетскую музыкальную культуру и сохранившиеся о ней письмен­ные сведения, нотных записей этого периода учеными не обнаружено.

Древнеегипетские тексты – первый письменный источник представле­ний о музыке и музыкантах эпохи. К ним относятся «Книга мертвых» и «Тексты пирамид». В гробницах фараонов встречаются изображения арфи­стов, лютнистов, флейтистов, сцен музицирования. Часто барельефы гробниц фараонов изображали певцов, которые должны были развлекать своего господина и в потустороннем мире.

Один из важных мифологических богов Древнего Египта – бог-творец Птах, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. По представлениям древних египтян, он создает первых восемь богов, мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства).

Первым известным музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх – пе­вец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф (ок. 2494-2487 гг. до н. э.) поставил памятник ему рядом со своей пирамидой.

Профессия музыканта нередко передавалась из поколения в поколение. Сохранились сведения о династии музыкантов семьи Cнефрунофер, которая c 2400 г. до н. э. на протяжении нескольких столетий готовила придворных дирижеров и руководителей вокальных и инструментальных ансамблей.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 961

В III в. до н. э. – III н. э. египетские музыканты пользуются призна­нием далеко за пределами страны. Многие из них работают учителями в Древней Гре­ции, оказав там значительное влияние на музыкальный быт и развитие инст­рументария. B свою очередь греческие ученые, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. Здесь работают философы Геродот и Платон, ос­тавившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструмен­тов, и многие другие.

Египтяне считали все духовные ценности – язык, письмо, астрономию, музыку – дарованными от бога Тота. Музыкальное искусство было тесно связано с богослужением. При этом строго запрещалось вводить какие-либо новшества в пение и инструментальную игру. Забота об образовании входила в обязанности жреческого сословия высшего ранга, поэтому центрами музы­кального образования в древности были храмы, а музыка являлась профес­сией жрецов.

Подобно тому, как Древний Китай играл цивилизаторскую роль для народов монгольской расы, Древний Египет имел огромное значение для белой расы. В воспитании и образовании древних египтян есть аналогии индийскому: и у них собраны сборники гимнов, которые составляют ядро богословной литературы, и она служит основой образования. Священная литература древних египтян состояла из 42 книг, происхождение которых приписывают богу Тоту.

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, но за обучение в них взималась вы­сокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, а девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от усердия и способностей ученика.

На начальном этапе обучения дети учи­лись считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциа­ция: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие – мате­матику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обу­чения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандарт­ных текстов, поучений, примеров. Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья, и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

В Древнем Египте появились хорошо организованные школы в виде жреческих коллегий при больших храмах. В таких школах проживало не­сколько сотен учеников. Среди этих учебных заведений особой славой пользовались школы, где жрецы, врачи, математики, астрономы не только приобретали знания, но и постоянно там жили. Некоторым из этих ученых доверялось воспитание детей младшего возраста, которые были сыновьями свободных граждан.

Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообраз­ные на­казания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».

Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности «Домах жизни», ко­торые располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили главные египет­ские ценности – религиозные и научные книги. Это были древние библио­теки, в которых читали и переписывали древние книги.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного обучения. Мужчины и женщины имели равные права в воспита­нии, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает ин­ститут семей­ной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе про­фессиональной деятельности.

Таким образом, в Древнем Египте одним из старейших народов мира были созданы художественные ценности непреходящего значения, заложены основы школьного, семейного и высшего образования.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 961

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет