X-PDF

Музыкальное воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы

Поделиться статьей

Захарова Л.Е.

музыкальный руководитель

ГБДОУ д/с 104

комбинированного вида

Невского района

 г. Санкт-Петербург

Статья

Музыкальное воспитание младшихдошкольников: новые приемы и методы работы  

Исходя из специфики основных задачмузыкального воспита­ния дошкольников методы и приемы музыкального воспитанияможно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей,направленные на развитие музыкальных спо­собностей, формирование основмузыкальной культуры.

Дляхарактеристики методов музыкального воспитания избе­рем одновременно двеклассификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы всочетании с- проблемными.

Чтобывоспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трехосновных методов — наглядный, словес­ный и практический —должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия(объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (вос­производящиеи творческие), создание поисковых ситуаций (по­каз вариантов выполнениязадания) к проблемному воспита­нию и обучению (самостоятельный поиск детьмиспособов деятельности).

Степеньнарастания проблемности педагогических методов за­висит от возраста детей,задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных итворческих действий. В младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должнынакапливать на по­сильном для них материале опыт самостоятельных и творческихдействий.

Педагогическиеметоды тесно связаны между собой, взаимо­дополняют друг друга. Рассмотримсодержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируякаждый метод приемами.

Применениепроблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: детидолжны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания.Прямое сообще­ние педагогом необходимых знаний и показ способов действийбыстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленныйвопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучаетсясамостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разно­видности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховойметод является ведущим методом музы­кального воспитания, так как без негонеосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогомили ис­пользование ТСО — основное содержание этого метода.

Музыкальныйруководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнятьмузыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки,эмоциональное ее вос­приятие.

Музыкаможет звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. В ка­честве приемаприменение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда .она дается всравнении с «живым» звучанием произведения.

Наглядно-зрительныйметод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может бытьотнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки ит. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впе­чатления, разбудить ихфантазию, проиллюстрировать незнако­мые явления, образы, познакомить смузыкальными инструмента­ми и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться сослуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всег­да, алишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ееприменение более оправданно), наличия программности и изобразительности вмузыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительнаянагляд­ность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить ипроиллюстрировать (например, показать изображение музыкаль­ного инструмента,который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений омузыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняетпроцесс вос­приятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использо­ваниезрительной наглядности более оправданно лишь после не­скольких прослушиванийпроизведения, когда у детей уже сложи­лись свои представления о музыкальномобразе.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальномвоспитании он также незаменим. Педагог органи­зует внимание детей, передает имопределенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальныхинструментах, поясня­ет музыкальные произведения, которые они слушают, учитсамо­стоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения инавыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его болееобразным, осмысленным.

Беседа,рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновид­ности этого метода и вмузыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитаниидошкольников явля­ется то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь дляпояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткиеструны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что.о такое, что приближало бы слово к музыке»

Педагогдолжен обладать речевой культурой, владеть грамот­ной, выразительной, образнойречью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения,переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразитель­ностисоздан образ.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

Еслив стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкиемузыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Применениесказочного сюжета — знакомого детям, незнако­мого, сочиненного имисамостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вноситощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятиярасковы­вают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видахмузыкальной и художественной деятельности.

Словесныйметод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ),но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей ксравнениям, выра­жениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о харак­теремузыки, жанровой принадлежности музыкального произведе­ния, связи характерамузыки со средствами музыкальной вырази­тельности, с помощью которых он создан,и т. д.).

Практический метод в музыкальном воспитании также оченьважен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музы­кально-ритмическихдвижениях, игре на музыкальных инструмен­тах и освоение их детьми необходимыдля музыкальной дея­тельности (исполнительской и творческой).

Вкаждом виде исполнительства дошкольники осваивают опре­деленные навыки иумения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной итворческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого видаисполни­тельства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальнойдеятельности, осваивать различные виды исполнительства.

Приобучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным инаглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания,звукообразования.

Выразительныйпоказ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения ихдетьми.

Показспособов и приемов игры на музыкальных инструмен­тах тоже необходим, так какмногие действия здесь дети осваивают по подражанию. Практический метод, так жекак и другие методы музыкаль­ного воспитания, может содержать в себе элементыпроблем­ности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий,передача практического опыта педагога детям. Напри­мер, подражая действиямпедагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильнодержать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучшеударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можновыразительно выполнить музыкально-ритмическое движе­ние, спеть мелодию. Практическийметод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не одинвариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуациидети должны, напри­мер, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответст­вующеехарактеру музыки, или принять все возможные варианты. Проблемная ситуация можетбыть усложнена: ребенку предла­гается самому найти один или несколько вариантовдвижений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые дви­жения,разнообразить их в соответствии со сменой характера му­зыки.

Процессформирования навыков и умений требует вариатив­ности приемов, сочетанияразличных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Нозлоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, мушт­ре,и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такоеобучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важнопомнить, что овладение на­выками и умениями является не самоцелью занятий, аодним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальныхспособностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальномуразвитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальнойдеятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, пособственной инициативе, творчески.

Следовательно,прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующимиинтерес детей к музыкаль­ной деятельности,— с образным словом, наглядностью,проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных пока­зов,проблемных ситуаций, активизирующих творческую само­стоятельность детей,повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте ипрочности освоения навыков и умений.

Неследует забывать и о приемах, которые способствуют за­креплению освоенныхдетьми навыков. Они должны быть построены на подражательности и в тоже времясодержит элементы занимательности. Игры, стимулировать детей к применению освоенного.

   Каждыйребенок обладает своеобразным сочетанием способ­ностей, личностных качеств.Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемыиндивидуально-диффе­ренцированного подхода, задания различной степени сложности(обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог долженучитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности,общее и музыкальное развитие.

Выборметодов и приемов зависит и от возраста детей. В млад­шем дошкольном возрасте,когда дети еще не имеют разнообраз­ного жизненного и музыкального опыта, великадоля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов иприемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое приме­нение словесных методов.Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числеобразной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей приме­нять новыеслова и одновременно облегчающие эту возмож­ность. Например, альтернативные,подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику:«Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог допол­няетответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой нагляд­ности (звучаниямузыки) и зрительной. Для удержания внима­ния детей, создания интереса чащеиспользуются игровые приемы, ситуации занимательности.

Выборметодов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Еслипроизведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать.Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с еехарак­тером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимаютнаглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).

Навтором этапе, когда дети осваивают способы испол­нительства, возрастает рольпрактического метода, показа прие­мов исполнения (в том числе и вариативного) всочетании с другими методами — наглядным, словесным.

Натретьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большуюдолю вариативности, самостоятель­ности, творчества. Дети могут варьироватьосвоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. Наэтом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучаниемузыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулируетих.

Такимобразом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое,развивающее воспитание и обучение пред­полагает вариативность их применения.

Выборметодов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей кмузыкальной деятельности, степень их активности, необходимостьиндивидуально-дифференцирован­ного подхода, учет возрастных особенностей детей,этапы работы над музыкальным произведением.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет