X-PDF

Музыкальный слух в детском возрасте

Поделиться статьей

Статья.

 Музыкальный слух в дошкольном возрасте.

Курикер А.Г.

 

Что же такой музыкальный слух, и есть он увсех людей….или же нет…..Давайте разберемся. Музыкальный слух есть увсех людей…и одна из способностей человека уметь отличать мужской голос от женскогои есть проявление музыкального слуха…..то, что называют в нашем мире музыкальнымслухом, — это множество способностей и задатков, это чувство ритма,ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Все эти способности не являютсятолько наследственными (врожденными, но могут быть созданы умелой тренировкой.Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любогонормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует большеусилий. Известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей умногих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположногорода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А.Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Конечно музыкальный слух, как ичувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальныхспособностей, без которой не может осуществляться ни один вид музыкальнойдеятельности. В целом музыкальный слух и чувство музыкального ритмаобразуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. Этагруппа способностей принимает на себя основную информационную нагрузку впроцессе восприятия и воспроизведения сложной, многокомпонентной музыкальнойткани. И если чувство ритма ответственно за ритмическую составляющую музыки,то музыкальный слух — за звуковысотную, тембровую, динамическую.

По данным экспериментальных исследований,люди с неразвитым музыкальным слухом, в том числе дети на начальномэтапе музыкального развития, оценивают высоту в основном по тембровойхарактеристике (светлота, объём звука, а обладающие хорошим звуковысотный слухом уверенноразличают высоту независимо от тембра.

Звуковысотный слух в егопроявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим.Мелодический слух имеет две основы — ладовое чувство и музыкальныеслуховые представления. Ладового чувства достаточно для полноценноговосприятия мелодии, музыкальные слуховые представления необходимы дляеё воспроизведения.

Ладовое чувство, в его собственномзначении, позволяет различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость инеустойчивость, тяготение друг к другу. Одно из наиболее элементарных егопроявлений — чувство тоники (тенденция заканчивать мелодию на тонике ивоспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, какнезаконченную). Благодаря ладовому чувству все звуки мелодии воспринимаются вих отношении к тонике и другим устойчивым звукам лада. Каждый звук мелодииимеет своеобразную ладовую окраску, определяющую степень его устойчивости ихарактер «тяготения».

По мнению ряда авторов, (М. Антошина идр., стремление заканчивать мелодию на устойчивом звуке оказываетсянастолько развитым у детей уже в семилетнем возрасте, что вдальнейшем не происходит заметного прогресса. Е. В. Назайкинский и Е. П. Иоваотмечают, что дети среднего дошкольного возраста в условияхвоспитания в музыкальной среде хорошо воспринимают некоторые простыеладовые связи, в частности, тонико-доминантную. Эти и другие имеющиеся влитературе данные свидетельствуют о том, что становление элементарныхпроявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве безспециальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкальногоокружения. В связи с этим весьма значимы данные Б. М. Теплова о рассогласованииуровней развития ладового чувства и музыкальных слуховых представленийу одних и тех же детей. Ладовое чувство оказывалось у них гораздо более развитым,чем музыкальные слуховые представления. Автор объяснял такоерассогласование как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этихдетей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и приочень слабых слуховых представлениях.

На основании этих и других имеющихся влитературе аналогичных данных была выдвинута гипотеза о, возможно,разновременном появлении компонентов структуры музыкального слуха.Основное внимание было уделено динамическому, тембровому и звуковысотному слуху какнаиболее востребованным в музыкальной деятельности дошкольников.

Становление этих компонентов музыкальногослуха изучалось в условиях массового диагностического обследования, вкотором участвовало 600 дошкольников всех возрастных групп, а такжепроисходил многолетний эксперимент. Не анализируя данные эксперименты подробно,остановимся кратко на диагностических методиках и полученных результатах.

В эксперименте, посвященном динамическому слуху,дети должны были решить две задачи разной сложности: воспроизвестина детском музыкальном инструменте контрастные динамическиехарактеристики (громко — тихо) музыкального отрывка, предлагаемыепедагогом в его исполнении на фортепиано, а затем — в тех же условиях -воспроизвести постепенное увеличение и уменьшение громкости.

Анализ результатов этого диагностическогозанятия показал, что динамический компонент музыкального слуха достигдостаточно высокого уровня развития уже на четвертом году жизни: вседети так или иначе справились с воспроизведением динамической стороны музыкальногоотрывка. При этом многие получили самые высокие оценки за решение как первой,так и второй задачи. Таким образом, для детей оказалось доступным воспроизведениене только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого ктихому звучанию и наоборот. Лишь некоторые дошкольники решали вторую,более сложную задачу несколько хуже, чем первую.

Если обратиться к практике музыкальныхзанятий в детском саду, то эти данные говорят о том, что уже во второй младшейгруппе дети способны воспроизводить динамические оттенки в процессеисполнения музыкальных произведений и соответствующие задачи передними уже можно ставить.

Степень сформированности тембрового слуха мывыявляли по показателю различения звучания детских музыкальныхинструментов. Использовались струнные (гусли, цимбалы, духовые (саксофон,триола, губная гармошка, дудочка, язычковые (аккордеон, детскаягармошка) и ударные (барабан, бубен, ксилофон, металлофон) детскиемузыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга потембровым характеристикам.

Сначала предлагались резко контрастные позвучанию инструменты разных групп (например, гусли, дудочка, барабан, затем всёболее близкие, требующие более тонкой дифференцировки инструменты одной и тойже группы (например, триола, саксофон, дудочка). При этом на барабанах ибубне всегда исполнялся один и тот же ритмический рисунок (так называемый ритмсуммирования, а на всех остальных инструментах -нисходящее мажорное трезвучие.В зависимости от успешности решения дети получали от четырёх до шести задачвозрастающей сложности.

Занятие проводилось в формеигры-загадки «Отгадай, на чём играет зайчик». Сначала детям показывалиинструменты, со многими из которых они уже были знакомы, предлагали поиграть наних. Затем инструменты, которые лежали на детских столиках, закрывалисьэкраном, а «зайчик» играл на каком-либо из них. После этого экранубирался, и ребёнок показывал инструмент. Оказалось, что дети успешносправляются с различением тембров музыкальных инструментов, относящихся кразным группам. Что касается тембров инструментов, близких по звучанию, вособенности инструментов одной и той же подгруппы, то дети четвёртого годажизни их практически не различают.

В дальнейшем, с возрастом и опытом музыкальнойдеятельности, тембровый слух, как и другие компоненты музыкальногослуха, развивается, но различение самых близких по тембру звучанияинструментов остаётся задачей, которая не решается в существующихусловиях музыкальных занятий. Таким образом, можно говорить о развитиив дошкольном детстве только самого элементарного тембрового слуха.Тем не менее, если и здесь обратиться к практике музкальных занятий, тостановится понятным, почему дошкольники могут самостоятельно выбратьдля оркестра детские музыкальные инструменты, соответствующие по звучаниютому или иному отрывку исполняемого музыкального произведения.

Что же касается звуковысотногомелодического слуха и двух его основ, то уровень развития элементарныхсоставляющих ладового чувства определялся по методике, которая включала тризадания возрастающей сложности: на «чувство тоники», на узнаваниезнакомой мелодии и на различение по высоте ступеней звукоряда.

Первое задание оказалось действительносамым простым, и с ним к пятому году жизни справлялись почти все дети. К этомувозрасту у большинства дошкольников оказалась сформированной испособность к узнаванию, идентификации мелодии. Узнавание мелодии не требуетладового чувства в его наиболее точном значении (способности к ладовойоценке музыкальных тонов) и происходит благодаря непосредственномувосприятию направления её движения, в котором ещё слиты собственно высотные итембровые компоненты.

Третье задание оказалось в целом болеесложным. Его выполнение зависело от степени удалённости друг от другасравниваемых ступеней лада, от интервала между ними. Если это была октава, сзаданием справлялось большинство детей пятого года жизни. По мере сближенияступеней, то есть усложнения дифференцировки, количество детей, которыесправлялись с заданием, уменьшалось, секунду различало только 30-40% детей.Поскольку в наших экспериментах интервалы давались в мелодическом, а негармоническом изложении, мы можем говорить пока лишь об элементарныхинтервальных представлениях, а не о «чувстве интервалов». Судя пополученным результатам, эти представления не выявляют уровня развитиязвуковысотного слуха, свободного от тембровых компонентов.

Таким образом, все три заданиядиагностировали наличие у детей элементарных проявлений ладового чувства, вструктуре которого пока слиты собственно звуковысотные и тембровые компоненты.

Полученные результаты свидетельствуют отом, что в существующих условиях музыкальных занятий, когда отсутствуетпрямое целенаправленное формирование ладового чувства и оно развиваетсякак «побочный продукт» различных видов музыкальной деятельности,элементарные компоненты этой способности формируются уже к пятому году жизни.При этом, по нашим данным, значительный скачок в их развитии происходитна четвёртом году жизни, с началом уже достаточно развёрнутых музыкальныхзанятий в детском саду.

Мелодический слух развивается,главным образом, в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах.Связь развития мелодического слуха с занятиями пением, сольфеджированиемвсегда использовалась в практике музыкального воспитания и нашлаблестящее экспериментальное подтверждение в специальном психологическомисследовании, посвященном изучению механизма восприятия высоты звука (Ю.Б. Гйппентейтер, О. В. Овчинникова). В нём было показано, что восприятие высотызвука происходит при непосредственном участии вокального или другого моторногодействия. При этом «интонирование», по словам А. Н. Леонтьева, не простовоспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный мир самого процессавосприятия, становясь фактически его механизмом. Вокальное воспроизведениепредставляет собой, в сущности, детальный звуковысотный анализ музыкальнойткани. Он необходим в тех случаях и до тех пор, пока данные конкретныезвуковысотные отношения не начнут восприниматься синтетически, целостно.С развитием «синтетического» восприятия необходимость вдвигательном, вокальном отражении отпадает. О глубокой связи слуховыхмузыкальных представлений с вокальной моторикой, «внутренним пением» говорилитакже Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Л. В. Благонадежина и другиеисследователи. Таким образом, можно считать бесспорно ведущей роль вокализациив становлении и развитии звуковысотного слуха.

В массовом диагностическом экспериментекаждому ребёнку предлагали спеть (с аккомпанементом) песню, котораяразучивалась на музыкальных занятиях. Предварительно определялась удобнаядля него тональность. Анализировалось качество интонирования мелодии голосом.

Полученные данные позволили выявить шестьвозрастных ступеней развития этой способности. На первой ступениинтонирование отсутствовало, ребёнок просто проговаривал слова песни вопределенном ритме, который иногда соответствовал её ритмической структуре. Навторой ступени впервые появлялось интонирование как таковое: ребёноквоспроизводил голосом высоту одного-двух звуков мелодии, на которых ипропевалась вся песня. На этих двух ступенях, по нашим данным, находилосьбольшинство (60%) детей четвёртого года жизни.

Для третьей ступени было характерноинтонирование общего направления движения мелодии. На ней находилось примерноравное количество детей следующих возрастных групп (от 27% детей пятогогода до 20% — седьмого). На четвертой ступени развития интонированиямелодии голосом на фоне воспроизведения общего направления движения мелодиипоявлялось чистое интонирование отдельных её отрезков. Эта ступень былахарактерна для детей шестого (32,5%) и седьмого (41,6%) годажизни.

На пятой ступени чисто интонировалась вся мелодияпесни с аккомпанементом. Её достигали только 28,6% детей шестого и 29,9% детейседьмого года жизни. И, наконец, те немногие старшие дошкольники, которыемогли чисто спеть всю мелодию без аккомпанемента, находились на шестойступени развития этой способности.

Таким образом, в условияхтрадиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточно большоеколичество времени и внимания, которое уделяется пению и интонированию, лишьтреть детей подготовительной к школе группы достигает чистоты интонированиявсей мелодии в условиях пения с аккомпанементом. Возможно, одной из причинтакого положения является отсутствие специальной работы по постановке детскогопевческого голоса.

Специальное формирование основныхпевческих навыков облегчает детям процесс вокализации, снимает трудности слухо-вокальнойкоординации, способствует постепенному увеличению диапазона и развитиюмузыкального слуха. Ещё важнее, что эта работа способствует сохранению здоровьяпевческого аппарата ребёнка, прививает любовь к пению.

Резюмируя всё вышеизложенноеотносительно развития двух составляющих мелодического слуха,следует сказать, что ладовое чувство в его элементарных проявлениях интенсивноформируется до пятого года жизни, причем на четвёртом году происходитзначительный скачок в его развитии. В последующие годы дошкольногодетства оно развивается лишь незначительно. Элементарные проявления этойспособности служат естественной основой формирования ладового чувства в егособственном значении.

Музыкальные слуховые представлениякак основа активного воспроизведения мелодии голосом у большинства детей всуществующих условиях музыкального воспитания дошкольников формируютсяот четырёх до семи лет и в более старшем возрасте. Качественный скачок,отмечаемый тоже на четвёртом году жизни, сменяется плавным развитием напятых-седьмых годах.

Таким образом, в системемелодического слуха ладовое чувство в его элементарных проявленияхопережает в развитии музыкальные слуховые представления.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

Если попробовать представить себестановление всей «лестницы», всей системы музыкального слуха вонтогенезе, то последовательность появления её компонентов будет следующей.Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарныединамический и тембровый музыкальный слух, т. е. те компонентысистемы музыкального слуха, немузыкальными аналогами которых детиовладели уже до начала музыкальной деятельности (динамика и тембрзвуков окружающего мира).

Затем под влиянием музыки, задач,которые ставит перед ребёнком музыкальная деятельность, у него начинаетформироваться относительный звуковысотный слух: сначала мелодический,потом, в определенных условиях, -гармонический. При этом в системе мелодического слухапервыми, как было показано выше, появляются элементарные составляющие ладовогочувства и только потом — музыкальные слуховые представления.

На основе относительногозвуковысотного слуха в определённых условиях может сформироватьсяабсолютный звуковысотный слух. Высшие формы музыкального слуха,такие, как тональный, полифонический, развиваются в условиях сложныхформ музыкальной деятель-ности (Н. А. Римский-Корсаков).

Чтобы развить музыкальный слух уребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь,или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четырегода) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя унего чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух имузыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколькопростейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (оттрех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу тактпростой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез,повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так жеотстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт,отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали, потом — по стеклу:сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самоевыстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунокритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков(стуков, потом больше, по мере продвижения ребенка.

Безусловно полезны и занятия ритмическойгимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальнаяатмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатахдолжен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Бахаи «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в домедолжна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешатьстаршим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты раноили поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.

Разумеется, когда он подрастет, лет вшесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту илииную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условияугадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени сребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать емусамому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведенияо музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт,выдумка.

Один или два раза в неделю по полчаса ичерез год или два результаты будут видны у любого нормального ребенка, главноевнимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Итогда будут стопроцентные результаты. Главное систематическое проведениезанятий с ребенком.

Выбормузыкальных произведений для прослушивания

Конечно же,классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского,Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась ивам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, радость,веселье), что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать).

Попробуйте смалышом изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Малыши хорошоулавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осень илискачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения, также, будут хороши дляразвития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеетвыраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его владоши или простучите барабанными палочками.

Включите в вашсписок прослушивания звуки природы, детские песенки, легкий джаз.

Отводите дляпрослушивания определенное время, не допуская постоянного звучания музыкифоном. При наличии постоянного шумового воздействия (включенная музыка,телевизор, радио) слух притупляется, поэтому давайте ребенку возможность побытьв тишине.

Хорошей идеейбудет посещение детских концертов, музыкальных представлений и театра. Все этообогатит мир ребенка и будет способствовать его музыкальному развитию.

 Игрыс инструментами для развития музыкального слуха

Шумовые коробочки

Делаются они оченьпросто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобыконтейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальныхяиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежными грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно игратьв игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенокопределял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.

Ищем зверюшек

Если у вас домаесть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разныхживотных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высокихнот до низких):

  • мышка бежит;
  • зайчик скачет;
  • волк ищет поживу;
  • медведь идет сучья ломает.

Научились? Теперьзагадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, малыш исполняет, а выугадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.

Узнай по звуку

Собираем все музыкальные инструменты, которые есть унас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – выиграете, а малыш угадывает, какой инструмент издает звук.

Где звук

Игра похожа напредыдущую. Малыш с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь покомнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача малышаугадать ваше местоположение и указывать пальчиком откуда доносится звук.

Тихо-громко

Подвижная игра длякоторой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары малыш ходит, под ударысредней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развиваетвнимание и физическую сферу.

Подобная играс погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода иребенок резвится на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся вдомик/на диване/под зонтом.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет