Технологическая карта урока развития речи
Класс : 6
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс» (М.: Просвещение 2021г)
Учебный предмет: русский язык
Урок №17
Тема : Начальные и конечные предложения текста.
Тип урока: урок развития речи
Цели: формирование у обучающихся навыков создания текстов по начальному и конечному предложению
развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, наблюдательности, речи, памяти, внимания
формирование ответственного отношения к своему здоровью, воспитание навыков здорового образа жизни, любви к природе.
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением
информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельностиформирование ключевых компетенций учащихся:
информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи
Задачи:
Предметные: способствовать формированию навыков создания текстов по начальному и конечному предложению, умению определять ключевые слова текста.
Метапредметные: способствовать формированию навыков публичных выступлений, выделения главного из речевого и мыслительного потоков, формулирования высказывания.
Личностные: способствовать формированию любви к родному городу, гуманного отношения к природе, ответственного отношения к своему здоровью.
Ресурсы: учебник , раздаточный материал, приложения (№1-8)
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания текста по предложенным началу и концу.
Задачи.
Личностные УУД:
—развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного
—создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
—способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
—помочь обучающимся перевести зрительные впечатления в словесные образы,
—формировать умение строить речевое высказывание,
—формировать умение составлять текст по предложенным началу и концу.
Метапредметные УУД:
—искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
—формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
—формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
—учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Организационная структура урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: — мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки — осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Создает эмоциональную обстановку для мотивирования учащихся к учебной деятельности Приветствует учащихся, настраивает на работу. 1.Мотивация к учебной деятельности Всем вам приходилось когда—либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами. Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать?
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… Итак, тема нашего урока – «Начальные и конечные предложения текста».
|
Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради
Ответы детей. Наверняка кто—то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?
Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать. Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать. (формулировка темы, целей и задач урока)
|
Фронтальная
|
Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Целеполагание (Р) Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. Личностные: формирование гуманных чувств.
|
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: — актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала —актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение —зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
На предыдущих уроках развития речи мы познакомились с вами с понятиями «текст,его особенности», «тема и основная мысль текста», «заглавие текста», «основные признаки текста». Давайте вспомним об этом.
Приложение №1) «Что такое текст?» Приложение №2 Тема? Основная мысль? Приложение №3 Теоретическая разминка: закончи предложения.
Приложение 3 Ключевые слова.
|
Вспоминают сведения о тексте, кючевых словах (Приложение №1,3) Выполняют практическую работу (Приложение №2) .
|
Фронтальная |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно—следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.
Познавательные: извлекают необходимую информацию.
|
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственностьпрививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенцияучить видеть предмет как часть целого. |
Организует работу в группах, координирует действия учащихся, обеспечивает комфортные условия для коллективной работы и социализации результатов, контролирует правильность выполнения и оценки Приложение №4. Памятка. «Начало и конец текста» Приложение №7 Памятка. «Языковые средства связи предложений в тесте»
Практическая работа. Приложение №6 |
Делятся на группы, выполняют работу, представляют результаты работы
Приложение №4. Изучают памятку. «Начало и конец текста» Приложение №7 Памятка. Изучают памятку «Языковые средства связи предложений в тесте» Практическая работа. Приложение №6 Сгруппируй слова по признаку : в начале предложения, в конце. Составь с любыми из них небольшой текст, обсуди с партнером.
|
|
Контроль (Р) Оценка и коррекция (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167
Построение понятных для партнера высказываний (К)
|
Выявление места и причины затруднения |
Предлагает повторить теоретические сведения по изучаемой теме.Памятки №!,2,3,7 |
Повторяют теоретические сведения по изучаемой теме.Памятки №!,2,3,7 |
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию.
|
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
Предлагает выполнить зарядку, проговаривает текст |
Выполняют зарядку |
|
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: — мотивировать учащихся к деятельности
— координировать деятельность учащихся
— контролировать выполнения заданий |
Предлагает вариативные задания для самостоятельной работы, организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение ими заданий, организует самопроверку работы по эталону Приложение №8 «Собери текст. Включи начальную и конечную фразы» |
Выбирают задание, учитывая уровень своей подготовки, изучают инструкцию по выполнению задания, выполняют работу, осуществляют самопроверку по эталону Изучают задание.
|
|
Самооценка личности (Л) Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие (Р) Умение строить речевые высказывания (П) Умение самостоятельно работать с материалом (Р) |
5.1. Построение проекта выхода из затруднения |
Работа в группах. Каждая группа выполняет задания, направленные на подготовку к написанию текста по заданным началу и концу, зачитывают. Остальные группы слушают.
|
Конструируют текст. Включают начальную и конечную фразы Приложение №8 Выполняют задания, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
5.2.Творческая практическая деятельность по реализации проекта |
Приложение № 7 Собери текст Приложение № 8 Продолжи..
|
Слушают выступления групп, оценивают.
Корректируют (при необходимости) |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель: — оценить результаты собственной деятельности — повторить способ нового знания — чему научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать свои сочинения. |
|
Предлагает оценить результаты собственной деятельности. |
Анализируют, оценивают результаты собственной деятельности, отвечая на вопросы: Чему научились на уроке? Что показалось трудным? Над чем следует поработать еще? Что понравилось? Запомнилось? |
Умение оценивать результаты действий, планировать работу (Р) Умение выражать свои мысли, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К) Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.
|
Домашнее задание. |
Написать текст по данным началу и концу текста (на выбор) Придожение № 9 |
|
|
|
Приложение.
Приложение№1
Приложение№2
Закончите предложения:
Предложения в тексте связаны…
К тексту можно подобрать…
Тема текста—это то…
Тему текста можно определить по…
В тексте выделяют части…
Если озаглавить части,то получится…
Приложение №3
Памятка №1
Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устном или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.
Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ, при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете. Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, мы находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.
Приложение№4
Приложение№5
Прочитайте стихотворение. Выпишите ключевые слова, по которым бы вы сформулировали правила перехода дороги пр сигналу светофора. Какие правила дорожного движения вам еще известны?
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет—предупрежденье.
Жди сигнала для движенья!
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит :
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Приложение№6
Сгруппируйте слова по признаку :
А) используются в начале текста,
Б) используются для завершения текста.
Однажды,итак,как—то раз,следовательно,я вам поведаю,таким образом,жили—были,дело было,вот так все и произошло, я расскажу вам,этим все и закончилось.
Памятка №2
Приложение№8
Собери текст
(1-я группа)
Продолжи текст по данному началу.
«Этот город самый лучший город на земле…» (В.Жуков)
Справка.
Неофициальные наименования города:
· Северная столица (или Вторая столица России), так часто называют Санкт—Петербург, вспоминая о его дореволюционном статусе и учитывая нынешний статус города федерального значения
· СПб. — по аббревиатуре, официальное библиографическое сокращение названия города[100]
· Культурная столица
· Город на Неве
· Город белых ночей
· Питер — сокращённое имя от Санкт—Петербург, одно из старейших неофициальных наименований города
· Северная Венеция — образное сравнение с Венецией, из—за большого количества реки каналов, а также архитектуры
· СевернаяПальмира — поэтическое сравнение с Пальмирой, городом легендарной красоты[101]
· Город Ленина — полуофициальное название в советское время (встречающееся, в частности, на плакатах времён ВеликойОтечественной войны
· Колыбель (город) трёх революций — полуофициальное, связанное с ключевой ролью города в революционных событиях 1905—1907 и 1917 годов
· Петрополь — поэтический троп, эллинизированная форма имени Петербург (греч. Πετρούπολης), впервые употреблён М.В. Ломоносовым[102]
· Невоград — название города в среде старообрядцев, начиная с момента заселения староверами Санкт—Петербурга в XVIII веке. Сейчас на некоторых периодических изданиях ставится местом издания не Санкт—Петербург, а Невоград (Извещение Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. — Невоград, 1991). Также местная поморская старообрядческая община носит неофициальное название Невской[103]. В 1991 году данное название для проекта переименования города предлагал АлександрСолженицын
· Окно в Европу, этот эпитет стал популярным после того, как им воспользовался АлександрПушкин во вступлении к поэме «Медный всадник» (1833). Сам Пушкин, однако, заимствовал этот образ у итальянского философа и критика Франческо Альгаротти[104]
· Криминальная столица — название, вошедшее в обиход после выхода на телеэкраны сериала «БандитскийПетербург». Также данное название упоминается в нескольких сериях телесериала «Улицы разбитых фонарей».
(2-я группа)
Собери текст (текст разрезан на карточки).
Городские праздники и памятные даты Санкт—Петербурга.
Помимо общероссийскихи международныхпраздников, в Санкт—Петербурге отмечаются следующие городские праздники и памятные даты[141]:
· 14 января — День Устава Санкт—Петербурга (принят в 1998 году
· 18 января — День прорыва блокады Ленинграда (в 1943 году
· 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (в 1944 году
· 10 февраля — День памяти АлександраСергеевича Пушкина (день смерти поэта в 1837 году
· 27 мая — День города — День основания Санкт—Петербурга (в 1703 году
· 5 июня — День прорыва морской минной блокады Ленинграда (в 1946 годупразднуется с 2006 года
· 9 июня — День рождения Петра Первого (в 1672 году
· 14 июня — День памяти Святого праведного ИоаннаКронштадтского
· 20-е числа июня — Праздник выпускников петербургских школ «Алыепаруса» (празднуется c 1968 по 1979 годы и с 2005 года
· 1 июля — День реставратора (празднуется с 2006 года)[142]
· 12 июля — День Святых Первоверховных апостоловПетра иПавла
· 15 августа — День Ладоги, первой столицы Руси, предшественницы Санкт—Петербурга (основана в 753 году
· 8 сентября — День памяти жертв блокады (начало блокады Ленинграда в 1941 году
· 10 сентября — День санкт—петербургской промышленности (празднуется с 2016 года
· 12 сентября — День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт—Петербург (1724 год) — день Ништадтского мира (1721 год
· 30 октября — День судостроителя (празднуется с 2014 года)
Приложение №9
Домашнее задание.
Составь текст по данным началу и концу.
1) В этот прекрасный день солнце светило как никогда ярко.
Это был теплый и радостный день
2) Был обыкновенный летний денек.
Вот такой прекрасно проведенный день.
3) Было спокойное и тихое утро.
И это называется счастьем.