УДК 376.37:615.851
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ
Кандалова Алёна Александровна, магистрант,Уральский государственный педагогический университет; Россия, г. Екатеринбург;kandalova99@list.ru
Научный руководитель: Обухова НинаВладимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиникидезонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет; Россия, г.Екатеринбург
Аннотация. Работа посвящена сказкотерапии какметоду формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи. В статье представлено экспериментальноеизучение процессов формирования навыков словообразования детей 5–6 лет с общимнедоразвитием речи посредством метода сказкотерапии.
Ключевые слова: сказкотерапия; словообразование;старшие дошкольники; общее недоразвитие речи; ОНР; детская речь; развитие речи;дошкольная логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи
FORMATION OF THE SKILL OF WORD FORMATION
IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT
USING THE METHOD OF FAIRY TALE THERAPY
Kandalova Alyona Alexandrovna,Master’s Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg,Russia; kandalova99@list.ru
Scientific adviser: Obukhova NinaVladimirovna, Candidate of Pedagogy,
Associate Professor of the Department ofSpeech Therapy and Clinic of Desontogenesis, Ural State Pedagogical University,Ekaterinburg, Russia
Abstract. The work is devoted to fairy taletherapy as a method of forming wordformation skills in children of seniorpreschool age with general underdevelopment of speech. The article presents anexperimental study of the processes of formation of word-formation skills inchildren aged 5–6 years with a general underdevelopment of speech through themethod of fairy tale therapy.
Keywords: fairy tale therapy; word formation;older preschoolers; general underdevelopment of speech; children’s speech;speech development; preschool speech therapy; speech disorders; children withspeech disorders
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, этоособая реальность мира чувств и эмоций. В дошкольном возрасте восприятие сказкистановится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятнопритягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудноотрицать роль сказок, художественных произве-
© Кандалова А. А., 2022
дений и в развитии правильной устной речи.Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогаютправильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всегоэтого не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной,образной, красивой.
Для успешного формирования навыков словoобразования детей собщим недоразвитием речи (ОНР) важно взаимодействие педагогических процессовтаких как кoррекциoнно-логопедическая работа, занятия с воспитателем,направленные на развитие познавательных процессов, исследовательских навыков иразвитие речи, занятия с педагогом психологом и непосредственное участиеродителей на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Одним изактуальных методов работы, объединяющий в себе эти направления, являетсясказкотерапия, метод, использующий форму для интеграции личности, развитиятворческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействияс окружающим миром.
Научный метод «Сказкотерапия» является отдельнымнаправлением психотерапии который зародился в Санкт-Петербурге, автором данногометода считается Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков. Татьяна ДмитриевнаЗинкевич-Евстигнеева в своих научных разработках дает свое определение данномупонятию: «Сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, вкоторой могут проявляться потенциальные части личности» [1]. Сказкотерапиявыступает в процессе формирования навыков словообразования, как важнейшегосредства преодоления недоразвития устной и письменной речи детей.
На современном этапе в логопедических ипсихолого-педагогических науках словообразование изучают как особый видречемыслительной деятельности. При этом выделяют в нем несколько психическихопераций, например узнавание и вычисление морфемы на слух из произносимогослова или включение словообразовательной частицы в состав нового (услышанного)слова (А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович).
Словообразование выполняет множество функций. Важнейшая изних – это развитие языковой компетенции у ребенка. Кроме этого,словообразование способствует развитию коммуникативных способностей ребенка вцелом.
Ученые Н. С. Жукова, В. В. Зорина, Р. Е. Левина, Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина, изучавшие речевые процессы детей с общим недоразвитиемречи, много раз подчеркивали наличие проблем в формировании навыковсловообразования. Нарушение процессов словообразования является стойкимпроявлением в структуре такого сложного дефекта как общее недоразвитие речи.
Актуальной темой для исследования является развитиесловообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Р. И. Лалаева в книге«Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» и Т. В. Туманова вавтореферате «Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного имладшего школьного возраста с ОНР» отмечали то, что в сравнении с нормальноразвивающимися детьми у детей с ОНР способность к созданию новых словотличается поздним появлением и своим неравномерным развитием. При попыткахсовершить словообразовательную операцию дети с ОНР с трудом дифференцируют иобобщают закономерности [2; 3].
С помощью метода сказкотерапии вкоррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР решаются такие задачи, как:
– развитие всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой исмысловой сторонам (активный словарь, грамматический строй речи, слоговаяструктура слова);
– развитие и коррекция фонематического восприятия;
– коррекционнаяработа по преодолению нарушения произношения;
– стимуляция развития психических процессов;
– развитие координации движений мелкой и общей моторики (вождениеперсонажей сказки в настольном, пальчиковом театре);
– улучшениелексических и грамматических категорий речи [4].
В логопедических занятиях с элементами сказкотерапииактуально применение логосказки. Они могут применяться в качестве дидактическойигры, выступать как полноценное занятие или часть занятия. Сами логосказки прилогопедической работе применяются в следующих направлениях:
− для развития дыхания и артикуляционноймоторики используются артикуляционные;
− для развития мелкой моторики играфических навыков применяются пальчиковые;
− для уточнения артикуляциизаданного звука, его автоматизации и дифференциации используются фонетические;
− для обогащения словаря,закрепления знаний грамматических категорий применяются лексико-грамматические;
− для поддержания развития связнойречи можно использовать сказки для обучения грамоте [5].
Что бы, экспериментально проверить процесс формированиянавыков словообразования у детей 5–6 лет с ОНР, нами было выдвинутопредположение о том, что формирование навыков словообразования у старшихдошкольников с общим недоразвитием речи будет результативно, если использоватьметод сказкотерапии.
Цель данного исследования – доказать результативностьприменения метода сказкотерапии для формирования словообразования у детейстаршего дошкольного возраста (5–6 лет) с общим недоразвитием речи.
Для осуществления назначенной цели были поставленыследующие задачи:
− выбрать диагностические методыдля выявления уровня словообразования у детей старшего дошкольного возраста собщим недоразвитием речи;
− проанализировать данные,полученные в ходе диагностики, и выявить степень сформированностисловообразования;
− разработать систему занятий поформированию словообразования современными методами и применить ее на практике;
− сравнить показателиэкспериментальной и контрольной групп, полученные в рамках эксперимента до ипосле формирующего эксперимента.
Экспериментальная работа по формированию навыковсловообразования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проводилась на базеДОУ детский сад № 8, Казахстан г. Тараз.
Для диагностики словообразования у детей 5–6 лет былаиспользована методическая разработка Р. И. Лалаевой [6].
Данная методика включает в себя несколькоблоков:
1 блок – исследование словообразования имен существительных.
2 блок – исследование словообразования имен прилагательных.
3 блок– исследование словообразования глаголов.
Оценка выполнения заданий по исследованию словообразованиясуществительных, прилагательных и глаголов:
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельноевыполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнениезадания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы внепродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки внепродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки какв непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количествонеправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) – неправильное выполнение всехзаданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Обследование с каждым ребенком проводилось наиндивидуальных встречах во время нахождения ребенка в детском саду. Чтобыизбежать отвлекающих факторов и получить более точные результаты, обследованиепроходило в кабинете логопеда
В исследовании по проблеме словообразования приняли участие20 детей старшего дошкольного возраста: 9 девочек (45% из всего числа детей) и11 мальчиков (55%) имеющие логопедическое заключение ПМПК общее недоразвитиеречи III уровня. У всех детей, принявших участие в эксперименте, отмечалисьнарушения звукопроизношения. Дети были поделены на 2 группы экспериментальную иконтрольную. В состав экспериментальной и контрольной группы вошли 10 детей 5–6 лет. У детей зрительные и слуховые анализаторы были в пределах нормы.Средний показатель сформированности навыков словообразования у детейэкспериментальной группы составляет 40%, а средний показатель контрольнойгруппы составляет 50%.
Работа по развитию словообразовательных навыков строилась вследующей последовательности: от формирования продуктивных моделей языка кформированию менее продуктивных и непродуктивных.
С детьми экспериментальной группы проводились занятия двухвидов: индивидуальные и подгрупповые. На подгруппы дети были поделены с учетомструктуры речевого дефекта. В результате были образованы 5 подгрупп по 2человека.
Индивидуальные занятия проводились 1 раз в неделю,подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.
Особенностью подгрупповых занятий стало использование наних кроме традиционных методов логопедической работы, использование методасказкотерапии. Все сказки были придуманы самостоятельно под каждую темузанятия. Итого с детьми было проведено 40 индивидуальных и 40 подгрупповыхзанятий. Длительность каждого занятия составляла примерно 20–25 минут.Длительность формирующего эксперимента составила 4 недели.
На занятиях использовался специально подобранныйдидактический материал, игрушки, реальные предметы, схематические модели(сюжетные и предметные картинки, символы, наглядно-графическиесловообразовательные схемы).
При работе над развитием процессов словообразованияиспользовались следующие приемы работы:
1) демонстрирование и проговаривание действия, обозначаемого производнымсловом;
2) пояснение значения производного слова с помощью развернутогоописания;
3) применениеантонимов для разъяснения значения производного
слова;
4) анализ морфологической структуры производного слова дляобъяснения его значения с опорой на наглядно-графические модели;
5) завершение словосочетания или предложения производными словами ит. п.
Наше исследование было направлено, прежде всего, наразвитие умения образовывать существительные и прилагательные с помощьюсуффиксов, образовывать глаголы с помощью приставок, образовывать сложные словас помощью соединительной гласной.
Занятия способствовали активизации и обогащению словаря,развитию артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, навыкасамоконтроля за речью, а также развитию операций словообразовательного анализаи синтеза.
В результате исследования были выделены уровнисформированности словообразования у детей дошкольного возраста:
Высокий уровень (общее количество 49–60 баллов) – правильноевыполнение заданий на образование существительных, глаголов, прилагательныхразличных категорий.
Выше среднего (37–48 баллов) – правильное выполнениезаданий на образование существительных, глаголов, прилагательных различныхкатегорий с помощью экспериментатора. Допускаются 1–2 ошибки, которые ребенокспособен самостоятельно исправить.
Средний уровень (25–36 баллов) – словообразованиесуществительных, глаголов, прилагательных характеризуется некоторыминарушениями, допускает 3-5 ошибок при самостоятельном их исправлении.
Уровень ниже среднего (13–24 баллов) – словообразованиевсех частей речи существенно нарушено, отмечается 6-10 ошибок, требуется помощьэкспериментатора.
Низкий уровень (0–12 баллов) – несформированность процессовсловообразования, более 10 ошибок.
Результаты нашего исследования позволили определитьособенности словообразования у дошкольников с ОНР. Детям тяжело дается усвоениесистемы словообразования, так как оно осуществляется на основе мыслительныхопераций и предполагает наличие уровня интеллектуального развития в норме. Этитрудности чаще всего проявляются при осуществлении своих высказываний, выбореграмматических средств.
В разнообразии нетрадиционных методов работы в логопедии мыостановились на методе сказкотерапии.
При проведении занятий нами было замечено следующее: впервые дни дети были удивлены изменениями в проведении занятий и потому велисебя скованно. При выполнении заданий детьми допускались многочисленные ошибки.Однако именно применение метода сказкотерапии позволило нам вызвать у детейбольший интерес к логопедическим занятиям. Дошкольники активнее стали работатьна занятиях, что повысило их эффективность. С каждым последующим занятиемдетьми все реже допускались ошибки при выполнении заданий, значительнопополнился их словарный запас. Кроме этого, дети стали более осознанно следитьза собственной речью. Это обусловлено тем, что дети в этом возрасте очень любятсказки. Слушая сказки, дети чувствуют себя свободными, становятся болеедоверчивыми, открытыми к восприятию знаний. А так как сюжеты применяемых намисказок были им незнакомы, дети слушали их более внимательно, поэтому проявлялибольшую заинтересованность в выполнении обучающих заданий и легче усваивалиматериал.
Результаты нашего исследования подтверждают, что применениесказкотерапии повышает эффективность логопедических занятий, облегчает процессусвоения детьми навыков словообразования и способствует развитию их речи вцелом.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практикасказкотерапии. СПб., 1998. 240 с.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвитияречи у дошкольников. СПб., 1999. 160 с.
3. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенциидетей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР : автореф. дис. … д-рапед. наук. М., 2005. 45 с.
4. Бентюкова Е. В. Сказкотерапия в логопедической работе //Социальная сеть работников образования. Южноуральск, 2013. URL:https://nsportal.ru (дата обращения: 20.03.2022).
5. Ворона В. М. Логопедическая сказка как эффективная формапроведения артикуляционных упражнений // Ведущий образовательный портал России.Донецк, 2019. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 20.03.2022).
6. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследованиянарушений устной речи у детей. М., 2004. 210 с.