Н. И. Пирогов (1810 – 1881) – великий русский хирург и анатом. Его исследования положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии. Основоположник военно-полевой хирургии и хирургической анатомии. Стал академиком в 1847 г., т.е. в 37 лет.
Н. И. Пирогов родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Первоначальное образование получил дома, некоторое время обучался в частном пансионе.
Его профессиональное самоопределение произошло очень рано. Профессор физиологии Московского университета Е. О. Мухин, друг семьи, в день рождения подарил 9-летнему Коле коллекцию костей скелета человека с латинскими названиями. Мальчик не только научился их различать по признакам формы, но и безукоризненно выучил все латинские названия.
Изучение жизненного пути Н. И. Пирогова позволяет сделать вывод, что самореализация творческого потенциала осуществляется легче и быстрее, если она поддерживается окружающими. Акмецелевые программы становятся успешнее, если согласуются с возможностями человека.
|
|
Семейная среда была благоприятной для развития Н. И. Пирогова: его талант был рано замечен и поддержан родителями. Обучение в семье языкам и всем основным предметам было организовано таким образом, что в 1824 г. (в 14 лет!) он выдержал вступительные экзамены и был зачислен студентом Московского университета. Когда встал вопрос о выборе специализации, профессор Е. О. Мухин посоветовал Николаю идти не по физиологии, как тот хотел, а по анатомии, чтобы впоследствии заняться хирургией.
Признаком особой одаренности мальчика, по которому Е. О. Мухин «угадал» в нем будущего хирурга, был тот самый интерес к костям скелета человека, его особая наблюдательность, касающаяся их строения, соединения.
Жизненное кредо было сформулировано Н. И. Пироговым рано: «Быть счастливым счастьем других». Под этим девизом он прожил счастливую жизнь.
Несмотря на свое раннее самоопределение, Н. И. Пирогов впоследствии многократно говорил о необходимости широкого общего образования и духовно-нравственного воспитания.
Любой университет осуществляет образовательную деятельность по своим программам. Студент-подросток Николай Пирогов принял их с интересом и увлеченностью. В 17 лет, т.е. в юношеском возрасте, он окончил университет настолько блестяще, что был рекомендован для подготовки к профессорскому званию. Данный результат является свидетельством его целеустремленности, прилежания, проявления незаурядных способностей будущего великого хирурга.
Для подготовки к профессорскому званию Н. И. Пирогов был определен в Дерптский (Тартусский) университет на кафедру анатомии и хирургии под руководством профессора И. Ф. Мойе-ра. Но уже через год «закончился» послушный ученик, прилежно штудирующий программы, которые ему предлагали местные профессора. Они не соответствовали его потребности достичь вершин в искусстве хирургии. Неудовлетворенный качеством подготовки к профессорскому званию Н. И. Пирогов решил оставить докторантуру. Данный факт в его биографии можно считать началом сознательного построения акмецелевых программ самореализации.
|
|
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Н. И. Пирогова, если бы к его решению И. Ф. Мойер отнесся равнодушно или с раздражением. Но тот убедил Н. И. Пирогова не оставлять подготовку к профессорскому званию, но изменить ее форму. В этом случае сохранялась стипендия. Молодому человеку было разрешено самостоятельно определить для себя корифеев в области хирургии и патологической анатомии и учиться у них по своей программе. Таким образом, в 20 лет Н. И. Пирогову была предоставлена возможность самостоятельно принимать решения, у кого, чему и как учиться. Каждое из них было шагом на пути к вершинам. Свобода выбора, ответственность за организацию собственного времени, самообразование и самоконтроль – все это было ему присуще уже в 20 лет.
Объектами наблюдения Н. И. Пирогова стали не просто врачи и хирурги в процессе их деятельности. Он вынужден был очень рано сформулировать оценочные критерии для принятия собственных обоснованных решений: за кем наблюдать, что именно сделать предметом своих наблюдений – какие связи и зависимости. Без этого процесс наблюдения не может быть целенаправленным.
Таким образом, можно высказать предположение, что Н. И. Пирогов состоялся потому, что в возрасте сегодняшних студентов (в 20 лет) он перешел к акмецелевому программированию своей судьбы, поиску возможностей для реализации своего творческого потенциала, для достижения высоких результатов в овладении искусством хирургии, ориентируясь на образцы, которые бы устраивали прежде всего его самого и согласовывались с его собственной природой.
О том, насколько плодотворными были его акмецелевые программы, свидетельствуют последующие события его жизни.
В 1832 г. (в 22 года) он блестяще выдержал экзамены на докторскую степень и защитил диссертацию на тему: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». В ней он опроверг представления известного в то время английского хирурга А. Купера о причинах смерти при этой операции.
После защиты диссертации, в 1833 – 1835 гг., он продолжил изучать анатомию и хирургию в Германии. И снова обучение осуществлялось по его собственной программе. Снова он занялся поиском лучших хирургов по признакам мастерства, которому упорно и неутомимо стремился научиться.
Готовясь к преподаванию анатомии и хирургии, свои первые акмецелевые программы (до и после защиты диссертации) Н. И. Пирогов целиком посвятил освоению специальности: чем надо овладеть самому, чтобы потом обучать других.
Современная психология творчества, выявившая роль интуиции в творческом акте, позволяет объяснить причину последующей творческой активности Н. И. Пирогова – плодотворной, реализованной в создании научных трудов на уровне европейских светил. В процессе сравнительных наблюдений за деятельностью хирургов разных уровней продуктивности было выявлено, что в ней активно участвуют сознание и подсознание. За интуицию «отвечает» подсознание. При системном наблюдении что-то попадает в доминанту сознания, а что-то оседает и остается в подсознании, обогащая интуицию. Можно предположить, что в процессе сравнительных наблюдений, когда Н. И. Пирогов определил для себя, в чем заключаются искусство, мастерство и творчество хирурга, а в чем и почему возникают ошибки (ведь сознательно делать ошибки никто не хочет), у него сформировалась мощнейшая интуиция врача.
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
|
В 1836 г. Н. И. Пирогов был избран профессором кафедры хирургии Дерптского университета. Со вступлением на эту должность у него сразу же изменились доминанты в акмецелевых программах самореализации. Профессор обязан искусно сочетать научную и преподавательскую деятельность. Потребовались обобщение и систематизация материала, накопленного в процессе исследований и наблюдений, не вошедшего в докторскую диссертацию. Кроме того, ему нужно было состояться как профессору, умеющему взаимодействовать со студентами с помощью средств своей научной дисциплины, т.е. в сфере образовательного искусства. Возникли две разные доминанты, обусловленные разными целями и результатами. Они требовали, с одной стороны, создания двух разных акмецелевых программ самореализации . с другой стороны, их совмещения на жизненном пути. Искусство самореализации состоит в творческом решении проблемы. Н. И. Пирогову такое совмещение удалось.
В 1837 – 1838 гг. Пирогов опубликовал свой первый научный труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», в котором он заложил основы хирургической анатомии и определил пути ее дальнейшего развития. Эта работа сразу же стала учебным пособием.
С первых шагов своей педагогической деятельности Н. И. Пирогов становится новатором в организации подготовки студентов. В целях обеспечения каждому студенту возможности практического изучения своего дела он реорганизовал преподавание хирургии.
Особое внимание он уделял анализу допущенных ошибок в лечении больных, считая критический анализ и самоанализ важными дидактическими средствами обучения. Свой опыт обучения он обобщил в двухтомнике «Критические анналы» (1837 – 1839). В нем он подверг критике собственные ошибки в лечении больных, что свидетельствует о его ярко выраженных рефлексивных способностях. Таким образом, современная психология позволяет объяснить еще одну причину творческой активности Н. И. Пирогова – самоанализ причин собственных успехов и неудач. Начав работать со студентами, он понял необходимость обучения будущих хирургов самоанализу и рефлексии. Положения, сформулированные Н. И. Пироговым по этому вопросу, имеют общеакмеологическое значение для повышения качества подготовки различных специалистов в современной высшей школе.
|
|
Имя Н. И. Пирогова после опубликованных трудов приобрело европейскую известность. Этим объясняется, что в 31 год (в 1841 г.), по приглашению Медико-хирургической академии, он переехал в Петербург и возглавил кафедру хирургии. Одновременно он был назначен руководителем клиники госпитальной хирургии, организованной по его инициативе.
Вступление в новую должность в столице России, в знаменитой Медико-хирургической академии, открывало для Николая Ивановича новые возможности для самореализации творческого потенциала для служения людям и Отечеству средствами своей профессии. Спектр его возможностей и обязанностей был чрезвычайно широк, что потребовало создания новых акмецелевых программ, совмещающих уже несколько доминант – в том числе трех важнейших, связанных с занимаемыми им должностями: заведующего кафедрой хирургии, руководителя клиники госпитальной хирургии, заведующего технической частью завода военно-врачебных заготовлений (здесь им были созданы различные типы хирургических наборов, которое долгое время применялись в полевой хирургии и гражданских учебных заведениях).
Совмещение возможно, если объект творческой деятельности умеет выбрать главное ее звено, сосредоточить на нем внимание и подчинить главной программе другие акмецелевые программы. Новые задачи значительно отличались от прежних, связанных с подготовкой к профессорскому званию и с работой в должности профессора кафедры хирургии Дерптского университета. Эти задачи Н. И. Пирогов решал на протяжении всей своей научно-исследовательской, организаторской и изобретательской деятельности, подчинив ее работе со студентами, созданию информационного обеспечения подготовки врачей и хирургов.
В 1846 г. он опубликовал «Анатомические изображения человеческого тела, назначенные преимущественно для судебных врачей», а в 1850 г. – «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела». В 1851 – 1854 гг. им был опубликован атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека, в трех направлениях» в четырех томах. Этот труд принес Н. И. Пирогову мировую известность. В атласе было не только дано описание топографического соотношения отдельных органов и тканей в различных плоскостях, но и впервые показано значение экспериментальных исследований на трупе.
Эта акмецелевая программа самореализации была столь успешной, что трудно перечислить все созданное Н. И. Пироговым для повышения качества подготовки врачей, в том числе хирургов. Собственная преподавательская деятельность, т.е. деловые контакты со студентами, многочисленные контакты с начальством и другими людьми в организаторской деятельности, общение и контакты с коллегами, заставляла Н. И. Пирогова думать о людях, их духовности и нравственности, роли образования в их становлении. В 1856 г. российское общество было взбудоражено статьей Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». По существу, в ней была сформулирована новая акмецелевая программа, резко изменившая его жизнь. Частично она была реализована, когда Пирогов занимал должность попечителя Одесского учебного округа (с 1856 г.), а позднее Киевского учебного округа (с 1856 по 1862 г.)
В статье были сформулированы мысли, выношенные в течение предыдущих лет жизни и профессиональной деятельности: о соотношении общечеловеческого и профессионального в образовании, о способах их сочетания. Изучая организм человека, он думал о его духовности и силе его духа.
В настоящее время интерес представляют мысли Н. И. Пирогова, высказанные в статье «Вопросы жизни», обращенной к молодежи: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку . наружный успеет еще действовать . он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных школ, но зато на него можно будет вернее положиться . он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы . а главное, у вас будут люди и граждане» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 37.)
При рассмотрении проблемы соотношения общечеловеческого и реального образования Пирогов отдавал предпочтение университетскому, как общечеловеческому. Реальное образование, по его мнению, должно начаться, когда человек осознает свое предназначение, сам выберет для себя профессию и учебное заведение. Можно сказать, что история пошла по пути, предложенному Н. И. Пироговым: современные подростки и молодежь выбирают профессию после общеобразовательной подготовки.
Зрелость «внутреннего» человека, по Н. И. Пирогову, измеряется силой его убеждений, которые даются не каждому: «Это дар неба, требующий усиленной разработки. Прежде, чем захотелось иметь убеждения, нужно было бы узнать: можете ли вы еще их иметь. Только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и сверстниками. Без этих свойств вы никогда не достигнете никаких убеждений. А эти свойства достигаются верой, вдохновением, нравственной свободой мысли, способностью отвлечения, упражнением в самопознании» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985. – С. 45 – 46.)
И еще одна очень важная мысль принадлежит Н. И. Пирогову, к которой он возвращался неоднократно: наука является средством не только образования, но и воспитания.
Свои теоретические положения в области образования Н. И. Пирогов стремился реализовать на практике, будучи попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. То, что он делал в медицине, становилось предметом обсуждения специалистов. То, что он делал в высшей школе, вызывало восторг или порицание в обществе. Консерватизм, существовавший в области образования, привел к тому, что в 1861 г., в возрасте пятидесяти одного года, Н. И. Пирогов был уволен со своего поста.
Его новая акмецелевая программа самореализации начала осуществляться с 1862 г. Вплоть до 1866 г. он находился в загранкомандировке в качестве руководителя молодых ученых, отправленных для подготовки к профессорскому званию. По возвращении из командировки он поселился в с. Вишня около г. Винницы (ныне – Пирогово). Здесь были написаны «Записки старого врача».
Н. И. Пирогов был необычайно требователен к себе и самокритичен. Он думал, что при более глубоком и разностороннем образовании смог бы сделать значительно больше.
Как анатом, хирург, преподаватель высшей школы, теоретик и практик в области общего и профессионального образования, как личность Н. И. Пирогов своим творчеством и своими научными трудами оказал огромное влияние не только на своих современников, но и на потомков. Его последователем в анатомической и педагогической теории и практике стал Петр Францевич Лесгафт.
Если вернуться к акмецелевым программам самореализации Н. И. Пирогова, то можно сказать, что в течение жизни он стремился активно реализовывать себя. Основы его духовности были заложены в семье. Родители увидели одаренность мальчика и пригласили к нему замечательных педагогов. Именно в семье обнаружили его склонность к биологическим наукам. А профессор физиологии Е. О. Мухин подсказал ему путь в хирургию. Его призвание как воспитателя осуществлялось средствами хирургии, а овладение педагогическим мастерством стимулировало его творчество в области хирургии.
Служение людям средствами своей профессии приносило ему счастье, радость, вдохновение.