Цель: формироватьумение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей об осени, и типичных осенних явлениях вприроде;
-формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,упражнять в подборе эпитетов к словам;
-формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
-расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическуюсистему.
Развивающие:
-развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки,словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую иобщую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность,связную речь, творческое воображение, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть совзрослым и сверстниками;
-заботливое отношение и любовь к природе;
-формировать умение работать в коллективе;
-создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Видыдетской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Осень,
• осенние месяцы:сентябрь, октябрь, ноябрь;
• приметы осени: осеннийлистопад, часто идет дождь, первый снег, деревья сбрасывают листву и засыпают,птицы улетают и т.д.
• птицы перелетные,свойства солнца и т.д..
Демонстрационныйматериал: мнемотаблица.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеютрасширенное преставление об осени как времени года;
• у них сформирован навыкупотребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском,среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлятьрассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представлениявоспитанников об окружающем мире.
Организационнаячасть.
Игра-приветствие«Наши умные головки»
Нашиумные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
-Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутнева
Улетает лето.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
— Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии?Об осени.
— Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее ещеназывают золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьевменяют свой цвет.
— Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь,октябрь, ноябрь.
-А первый месяц у нас какой? (Сентябрь).
— Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет,люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
— Октябрь — это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми,погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первыеснежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, посленего наступает зима.
— А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»
Осень (Какая?) — золотая,тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (Какой?) — солнечный,дождливый, пасмурный,хмурый, грустный.
Деревья (Какие?) — красочные, жёлтые, красные,оранжевые, яркие, голые.
Ветер (Какой) — тёплый, холодный, сильный,резкий.
Листья (Какие?) — разноцветные, коричневые, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.
— Молодцы! Много слов подобрали. А теперь немного отдохнём.
Физминутка .
Тучи внебе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманиемколеней.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.
— А сейчас я буду читатьвопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а еслиответ «нет», потопать.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Молодцы!
Атеперь давайте посмотрим на картинку (детям предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Расскажи о времени года»)
Воспитатель задаёт вопросы.
— Какое время года?
— Какая погода?
— Что происходит с растениями?
— Как трудятся взрослые?
— Как меняется одежда?
— Что происходит в жизни животных?
— Что происходит в жизни птиц?
— Детские забавы.
Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А чтоинтересного было для каждого из вас? (ответы детей).
Спасибо, что так внимательно слушали.