X-PDF

Обобщение опыта работы по теме «Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников »

Поделиться статьей

Обобщениепедагогического опыта работы по теме  «Использование нетрадиционных методовработы при формировании связной речи у дошкольников  с ОНР»

  «Цельюдошкольного обучения должна быть амплификация, т.е. обогащение, максимальноеразвертывание тех ценных качеств, по отношению к которым тот возраст наиболеевосприимчив».

                           А.В. Запорожец

    1.Актуальность.

        Умение создавать тексты, адекватные ситуации деятельности ,  коммуникативнойзадаче, является вершиной    и целью  усвоения языка.

       Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешностиобучения ребенка в школе. Неоценимыми для практической работы по формированиюсвязной речи у детей с ОНР являются мысли Л.С. Выготского о генетических корнях,о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления. В коррекционно – логопедической работе с детьми с ОНР используется поэтапнаясистема формирования навыков построения связных высказываний.
         Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практическийопыт, основанный на реализации программы « Коррекционное воспитание и обучениедетей с ОНР» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, показывают, что у детей с ОНРотмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушениялогической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическомструктурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов,длительные паузы, на границах фраз или их частей ( не несущие смысловыенагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связныхмонологических высказываний.
        При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоятследующие задачи:
• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связныхмонологических высказываний.
• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психическихпроцессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных сформированием навыков устного речевого сообщения.
• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи ( сопорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность квысказываниям по собственному замыслу.

         Традиционная методикаобучения рассказыванию по картине  рекомендует использовать в качествеосновного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, чтодети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительнымиизменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в нихпрактически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Текстыизобилуют словами-повторами (ну, потом,вот… и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главнымнедостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяетпредыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детямприходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельностистановится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

-Действительно ли надозаставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказоввоспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

-Верно ли выбрана формаобучения детей составлению рассказов?

        Совершенно очевидно,что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучениюдошкольников составлению рассказов .
      Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процессстановления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из такихсредств является наглядность.
     В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделированиеплана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л.С.Выготского, В.К.Воробьевой, В.П.Глуховым.                                         

    Учитывая, что в данное время детиперенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для нихинтересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования иактивизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами иприемами, нами были использованы следующие технологии: здоровье-сберегающие:дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; технология ТРИЗ;  использованиемоделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники  с применениемсовременных ИКТ.

      Нами была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это  творческийпроцесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого,собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи,научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

         Работая по программе «От рождениядо школы» /Примерная основная общеобразовательная программа дошкольногообразования/ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и

Так же наметили для себя в перспективеожидаемые результаты:

Средняя группа: дети составляют небольшиерассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разнымтипам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентамрассуждения; используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознаютструктуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина,конец); развивается интонационный синтаксис – умение строить и произноситьпредложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети связно,последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого;самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используямнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии ссодержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания вповествовательный текст.

Подготовительная группа: дети составляюттекст коллективно(командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет,связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе;используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

      Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМНАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отсчета);
• развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средствомпланирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видамисвязного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся сграфическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условныхзаместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразногохарактера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используютсягеометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. Напоследующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаковобъекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта(злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказыванияможет быть представлена полоска разноцветных кругов – пособиеЛогико-малыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажнойкартине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явноприсутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только покосвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказовиспользуются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
 Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающегосвязность и последовательность рассказов ребенка.
         В педагогических исследованиях определены разнообразные методы иприемы выявления уровня связной речи и ее формирования. Так, в исследованиях,выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Е.А. Смирнова, Н.Г.Смольникова, Е.В. Савушкина, Л.Г. Шадрина), использовались следующиеметодические приемы обучения и задания:

-анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры,определение названия текста); с этой целью детям предлагались после чтениявопросы (о чем говорится в рассказе?, о чем говорится в начале (середине)рассказа?, чем закончился рассказ?, как можно назвать этот рассказ?);

-задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста приопускании начала (середины, концовки) рассказа и умения придумывать содержаниеначала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в которомопускается та или иная структурная часть); подбирать рассказы надо такимобразом, чтобы очень отчетливо была представлена взаимосвязь начала (середины,конца) с другими структурными частями, от понимания начала (других структурныхчастей) зависит понимание развертывания события, факта; после чтения переддетьми ставятся вопросы (все ли было понятно в рассказе?, какой части врассказе не хватает?, о чем может говориться в начале (середине, конце)рассказа);

-задание на построение рассказа на тему, предложенную воспитателем (тема должнабыть конкретна, реалистична);

-планирование будущего рассказа (сказки);

-упражнения на подбор слов, учитывая их смысловую нагрузку в тексте; направильное использование внутритекстовых связей (использование различныхсредств связи при переходе от начала к середине, от середины к концу).

      Данные приемы способствуют тому, что у детей формируется четкое представление оструктуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными,эмоциональными.

Этапыформирования представлений о структуре текста

Этапы

Приемы работы

I Формирование представлений о теме высказывания.

 

Знакомство с понятием «Тема высказывания» на примере рассказа  Ушинского «Четыре желания»

Определение темы стихотворения (И.Сурикова «Лето», «Зима»).

Рисование на тему («Осень»). Подбор названий к рисункам.

Закрепление представлений о теме высказывания (игры-упражнения в уголке книги).

II Формирование

представлений о зачине/начале/ рассказа.

Знакомство с понятием «зачин» на примере рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Придумывание зачина рассказа  (Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»)

Придумывание зачина рассказа  по серии сюжетных картин  («Лиса и гуси»)

Составление различных вариантов начала на основе прослушанного рассказа.

III Формирование представлений об основной части рассказа.

 

Знакомство с понятием «основная часть текста» на примере рассказа по серии сюжетных картин  («Скворечник»)

Построение середины высказывания по предложенной теме («Зима»)

IVФормирование представлений о концовке рассказа.

 

Знакомство с понятием «окончание рассказа»  (на примере рассказа Л.А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял»).

     Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторыеэффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применениекоторых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добитьсязначительных результатов в коррекции речи дошкольников.

    Использование нетрадиционных методов и приемов при обучении рассказыванию детейс ОНР

ПЕРЕСКАЗ

РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИН

 

1.Текст с «прятками»

(рассказывание текста с использованием «спрятавшихся у детей предметных картинок, которые дети поднимают согласно логике изложения текста)

Работа по ССК проводится с использованием компьютерных технологий (компьютерные презентации, интерактивная доска).

 

2.Текст с «хвостами»

(договаривание предложений с использованием предметных картинок)

1.«Исправь ошибку»

(поиск ошибок в последовательности, выборе картинок)

3.Текст со «звоночками»

(подбор пропущенных педагогом слов в тексте, заменяемых звонком, побуждающим детей к подбору нужного слова)

2.«Придумай начало (середину, конец)»

4.Текст «шиворот навыворот»

(исправление смысловых несоответствий в тексте и в рисунке к тексту)

 

5. «Посмотри и угадай»

(угадывание эпизода по демонстрации действия взрослым)

5.Цепной текст

(в качестве плана выступает наглядная модель)

6.Текст «ты мне — я тебе»

(пересказ в диалогических парах)

7.«Расскажи самому себе»

(пересказ самому себе)

 

 

8.«Сам себе режиссер»

(игра-драматизация или инсценирование текста с использованием игрушек, силуэтов)

 

9.«Зарисовки»

(приём использования детского рисунка, комментированное рисование, создание проблемных ситуаций с целью побуждения ребенка к высказыванию)

 

 

 

 

 

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ

 

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

1.«Признаки предмета»

(выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками)

1.«Подзорная труба», «Фотограф»

(выделение  и перечисление объектов картины)

2.«Называй-обозначай»

(моделирование объектов)

2.«Скрепочка», «Ожившие предметы»

(установление взаимосвязей между объектами)

 

 

3.«Загадки – отгадки»

(составление загадок-описаний по опорной схеме)

 

3.Лесенка «Ощущай-ка»

(выявление и обобщение признаков объекта, которые могут воспринимать определенные органы чувств, подбор объектов с похожими признаками)

                                                  4. «Синквейн»

(создание нерифмованного стихотворения о предмете в соответствии с лексической темой)

4.«Найди меня», «Композиция»

(описание местонахождения объектов на картине)

5.«Единый сюжет»

(объединение фрагментов в единый сюжет)

6.«Хочу сказать…»

(высказывание собственного мнения о картине)

РАССКАЗ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 

РИФМОВАННЫЕ ТЕКСТ

На начальном этапе работы детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов и мелкие изображения живых предметов. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

1.                       «Складные картинки»

(дети подбирают картинки с изображениями предметов, названия которых рифмуются)

1.«Подзорная труба», «Фотограф»

(выделение  и перечисление значимых объектов картины)

2.                       «Придумай складное словечко», «Доскажи словечко»

(подбор рифмованных слов)

2.  «Художники»

(рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта)

3.                       «Придумаем рифмованные строчки», «Сочини дальше»

(придумывание рифмованных строчек по заданному словосочетанию)

3. «Скрепочка»

(определение взаимосвязи между отдельными объектами картины)

4.                       «Лимерики»

(создание рифмованных текстов  по модели)

4. «Разноцветные прямоугольники»

(фрагментарное рассказывание по пейзажной картине – дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах картины – закрытых  прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет)

 

5. «Единый сюжет»

(объединение мини-рассказов в единый сюжет)

 

 

 

     Использование нетрадиционных методови приёмов работы при обучении рассказыванию заметно облегчает дошкольникамовладение связной речью и делает их рассказы более четкими, полными, связными,последовательными, способствует развитию чувства языка и чувству  рифмы. Обэтом свидетельствуют результаты участия дошкольников нашего структурногоподразделения в конкурсах различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Количественно-качественныйанализ результатов обследования связной речи дошкольников с ОНР позволилдоказать эффективность применения нетрадиционных методов и приемов обучения.

    Диагностический материал был подобран в соответствии с речевой картой, составленной Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., атакже в соответствии с методикой тестовой диагностики речи детей 6-7 лет сречевыми нарушениями, предложенной Кабановой Т.В. и Домниной О.В.

    Результаты выполнения заданийоцениваются по 5-балльной системе. Критерии оценки отражают правильностьвыполнения задания и особенности процесса выполнения задания  ( принятие ипонимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправленияошибок).

        Качественная и количественнаяоценка заданий , направленных на исследование связной речи. проводилась  наоснове критериев, разработанных следующими авторами:

·       Л.В.Лопатина; Н.В. Серебрякова; Е.А. Чаладзе 

 

1.Пересказ.

Задание № 1. Инструкция: « Посмотри накартинки.  Расскажи сказку».

                             Критерии оценки:

Отказ от выполнения задания .Неадекватные ответы.

1 балл

Рассказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается  бедность и однообразие  употребляемых языковых средств.

2 балла

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента , неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. Лексика авторского текста используется неполностью. Преобладают простые  нераспространенные предложения, отмечаются аграмматизмы.

3 балла

Рассказ составлен с помощью ( побуждения, стимулирующие вопросы).  Трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания. Грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается.

4 балла

Рассказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства. Передается основная мысль текста.

5баллов

2.Рассказ по серии сюжетных картин.

Задание № 1. Инструкция: «Рассмотрикартинки, разложи их по порядку, составь рассказ»

Критерииоценки:

Отказ от выполнения задания .Неадекватные ответы.

1 балл

Последовательность установлена правильно. Устная некодифицированная речь полностью заменяет звуковую кодифицированную речь. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

2 балла

Правильно установлена последовательность событий с помощью педагога. Устная некодифицированная  речь заменяет отдельные слова и словосочетания. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указанием на соответствующую картинку или её конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. Отмечаются замены слов, аграмматизмы.

3 балла

Серию раскладывает самостоятельно, ошибки в установлении последовательности замечает и исправляет без помощи взрослого. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указание на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса.

4 балла

Правильно установил последовательность событий. Самостоятельно составлен связный рассказ, который соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья. Соблюдается последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка (с учетом возраста детей). Интонация, звукоподражания, мимико-жестикуляторная речь сопровождают звуковую кодифицированную речь.

5баллов

3.Рассказ по сюжетной картине.

Задание № 1. Инструкция: «Посмотри накартину. Составь рассказ»

         Критерииоценки:

Не понимает инструкции. Отказывается от ответа.

1 балл

Существенное искажение смысла или рассказ незавершен. Морфо-синтаксические аграмматизмы, далекие лексические замены. Неадекватное использование средств.

2 балла

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Рассказ составлен по наводящим вопросам.

3 балла

Допущено незначительное искажение ситуации, неточное воспроизведение причинно-следственных связей.

4 балла

Рассказ соответствует ситуации. Имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. Рассказ составлен самостоятельно.

5баллов

 

 

4.Рассказ-описание

Задание № 1. Инструкция: «Посмотри наигрушку и расскажи о ней»

Критерииоценки:

Не понимает инструкции. Отказывается от ответа.

1 балл

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отражает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

2 балла

Рассказ составлен с некоторою помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложения.

3 балла

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность 1-2 микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

4 балла

В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств – второстепенным). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения )

5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет