X-PDF

Обобщение педагогического опыта Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС младших школьников

Поделиться статьей

Представление и обобщение педагогического опыта

 учителя начальных классов Ермолаевой С. П.                                                                                         

«Формирование читательской компетентности младшихшкольников в условиях реализации ФГОС»

 

2 слайд Тема,над которой я работаю  «Формирование читательской компетентности младшихшкольников посредством использования в учебном процессе технологийпродуктивного чтения»

3 слайд «Актуальностьличного вклада педагога в развитие образования»

 С введениемфедеральных государственных образовательных

стандартовобозначились новые цели современного образования: развитие личности, способной ксамообразованию и саморазвитию.

Основнойцелью ФГОС НОО в области литературного чтения  является формирование читательской компетентности младших школьников.

Подчитательской компетентностью подразумевается  владение:

—       техникойчтения,

—       приемамипонимания прочитанного и прослушанного произведения,

—       знаниемкниг и умением их самостоятельно выбирать,

—       сформированностьюдуховной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

       Основной единицей измерения успешности  реализации  ФГОС НОО являютсяуниверсальные учебные действия, одним из которых является смысловое чтение.

На сегодняшний моментострым является противоречие между

определяющим значением читательскойкомпетентности и пассивной

читательской активностью учащихся.Поэтому читательская компетенция младших школьников представляет собойактуальную психолого-педагогическую проблему.

Одним из возможных путей решения проблемыявляется внедрение технологий продуктивного чтения. 

4 слайд «Условияформирования личного вклада педагога в развитие образования»

Пcихoлингвиcтичecкий пoдхoд кизучeнию пoнимaния пpoчитaннoгo нaибoлee пoлнo пpeдcтaвлeн в концепцииразвивающего образования Эльконина – Давыдова, которая строится надеятельностном подходе.

5 слайд «Теоретическое обоснование личноговклада педагога в развитие образования»

В cвoeй paбoтe я oпиpaюcь нa технологию формирования типаправильной читательской деятельности, разработанную профессором Н.Н.Светловской . Использую методические разработки Р.Н. Бунеевой , Г.Г. Гpaник , E.И. Мaтвeeвой  , М.И. Омороковой , O.В. Coбoлeвoй  и дpугих авторов. Дaнныeпocoбия пoзвoляют сформировать у младшего школьника умения, способствующиепoнимaнию тeкcтa.

Каждый урок строится накоммуникативной основе, т е на принципах учебного диалога читателей опроизведении, поэтому принципы коммуникативной дидактики считаю наиболееактуальными.

   6 слайдЦели и задачи педагогической деятельности

Цeль педагогическойдеятельности – coздaниe уcлoвий дляформирования читательской компетентности у обучающихся нa ocнoвe использованиятехнологий продуктивного чтения.

Приёмы технологийпродуктивного чтения целенаправленно используются для формированияуниверсальных учебных действий у младших школьников.

Планируемыерезультаты:

Личностных:

•осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и

успешного обучения;

формированиепотребности в систематическом чтении как средстве

познаниямира и самого себя;

•восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

•эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

•высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметных:

•освоение поиска нужной информации;

•овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и

интерпретациихудожественных произведений;

•умение высказывать и пояснять свою точку зрения;

•освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

•освоение основ коммуникативной деятельности.

Предметных:

•формирование необходимого уровня читательской компетентности;

•овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного

произведения;

•умение пользоваться словарями и справочниками;

•умение составлять несложные монологические высказывания о

произведении(героях, событиях);

•составлять небольшие тексты с элементами рассуждения и описания;

• самостоятельно выбиратьинтересующую ученика литературу.

7 слайд«Ведущая педагогическая идея»

 Технологияпродуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачиученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскуюработу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемыурока.

8 — 10 слайды«Деятельностный аспект личноговклада педагога в развитие образования»

Для peшениявышeпepeчиcлeнных зaдaч вaжнo cфopмиpoвaть у учaщихcя тип пpaвильнoйчитaтeльcкoй дeятeльнocти, кoтopый пpeдcтaвляeт coбoй «тpeхcтупeнчaтый пpoцeccцeлeнaпpaвлeннoгo индивидуaльнoгo ocмыcлeния и ocвoeния дeтьми книг» – работу схудожественным произведением дo чтeния, в пpoцecce чтeния и пocлe чтeния(Н.Н. Светловская).

 Тaкoйпoдхoд, на мой взгляд, являeтcя oбocнoвaнным и paциoнaльным, oн пoзвoляeтдостигать глaвнoй цeли – пoлнoцeннoгo вocпpиятия oбучaющимиcя содержанияпpoизвeдeния.

В ежедневнойподготовке к урокам литературного чтения мне помогает схема проектированияуроков:

1.Чтениетекста самим учителем в момент подготовки к уроку «свежим взглядом» свычитыванием трех уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,концептуальной.

2.Определениехудожественной задачи текста (мотива, который побудил автора к написаниюпроизведения, замысла, жанра текста).

3.Формулированиеконкретных учебных целей именно этого урока (для учителя и для учеников).

4.Формулированиетемы урока (а не название того, что читаем), исходя из художественной задачитекста и целей урока.

5.Обдумываниеэтапа антиципации.

6.Выбор видапервичного чтения.

7.Выстраиваниеэтапа перечитывания (сколько раз, зачем, какие приемы анализа используем накаждом этапе).

8.Продумываниеобобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.

9.Продумываниеэтапа работы с текстом после чтения

10.Выбордомашнего задания.

Работая поэтой схеме из урока в урок, я поняла, что действительно приближаюсь с детьми кграмотному смысловому чтению – к продуктивному чтению. Дети учатся восприниматьи понимать текст так, как задумал автор, опираясь на вычитывание трех видовинформации: фактуальной (то, о чем говорится в тексте в явном виде), подтекстовой(то, о чем говорится в неявном виде, «между строк», о чем грамотный ивнимательный читатель догадывается из подтекста, включая свой жизненный опыт), концептуальной(в которой скрыт основной смысл текста, отражающий замысел автора).

Особых «секретов» у меня нет:все используемые виды и приемы работы описаны в методической литературе. Однакодостичь результатов можно только в процессе системной работы, изучивособенности развития своих учеников.

Рассмотрю,как работает данная технология на конкретных примерах.

Описаниетехнологии опыта

1 этап – развитие такого важнейшего читательскогоумения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача –вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Наданном этапе использую такие методические приемы,как отсроченнаяотгадка и  яркое пятно. До объявления темы предлагаю детям необычный факт,  комментарий,загадку, видеоматериал.  Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще,необычно.

Ученики в ходеобсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться науроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Какработают некоторые приёмы покажу на фрагменте Урокалитературного чтения  во 2 классе по рассказу Л. Н. Толстого«Акула». Начинаю работу с приёма Мозговой штурм

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

Слайд.(На доске портрет писателя)

—Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

 -Теперь, когда его имя названо, каждый сам в течение двух минут подумает инапишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Л. Н.Толстого (Данный прием носит название «Корзина идей»).

Слайд   Далее использую (Приём «Верные и неверные утверждения…»),

предлагаю вниманию детей  5 утверждений о писателе: обсудите в парах, согласны вы с нимиили нет. поставьте значки напротив предложений: +правда; — не правда; ? – не уверен.

Следующий приёмИНСЕРТ

Слайд— Перед вами  автобиография Л. Н. Толстого. При чтениибудем карандашом выставлять пометки на полях.

V— уже знал

+— узнал новое

?— хочу узнать

Ставлювопросы:

-Скажите,пожалуйста, много ли у вас на полях значков — это я знал?

-Ановая информация для вас?

 Аесть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелосьузнать?

-Вернёмсяк утверждениям, какие оказались истинными?

 Слайд

—Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?   (Акула).

(Чтоиспытывает человек при встрече с акулой?  Какие чувства? (Страх)

-Подберите слова- синонимы. (ужас, испуг, паника)

Далееиспользую приём «Синквейн»)  

1.Назовите имя существительное по теме.

2.Два имени прилагательных

3.Трислова-действия

4.Предложение

5.Слово-смысл темы.

Акула                                                                 

Огромная,кровожадная.                    

Плавает,нападает, поедает.                 

У акулы острые зубы.                

Хищник.                      

—О чем может быть рассказ с таким названием?

—Что может произойти в рассказе с таким названием?

—Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

—Какой рассказ  будем читать и кто его автор?

               Мотивацияк прочтению произведений создана, работа с текстом переходит во второй этап.

Главная задача  2этапа– обеспечить полноценное восприятие текста.Актуальными приёмами при работес текстом становятся Диалог с автором через текст и комментированное чтение.

В ходе работы надпроизведением поясняем лексическое значение слов, задаем вопросы, прогнозируемответы, проверяем себя по тексту. Так возникает читательская интерпретация.

По ходу чтения провожусловарную работу. В этом случае она становится мотивированной и интересной:ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются втолковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Словарную работу  делю на 3 вида:

работа с незнакомымисловами:

работа сословами-ключиками:

особенность работы надключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальнойинформации, которая в них, как правило, содержится. Они помогают догадаться отом, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы посекрету.

знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста.

На этом этапе  стараюсьвключатьтворческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельнымфразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, какбудут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Моя  задача –научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы накоторые они могут узнать в процессе чтения, например: Чем это можнообъяснить?.., Что из этого следует?.., Что сейчасслучится?.., Почему именно так?.., Для чего?… Возникающиевопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходудальнейшего чтения.

Главная задача 3 этапа –обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Это —  Выполнение творческих заданий, которые развивают различные умения,например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль,умения ориентироваться в тексте и т. д.

На этом этапе,работая с рассказом Толстого, предлагаю детям дать характеристику отцу имальчику – заполнив кластер . На этом же этапе завершаем заполнение таблицы Чтомы знали, что хотим узнать, что узнали.

Детямнравится вариативное творческое задание- прием «Кубик Блума». На гранях кубиканаписаны начальные слова заданий: «почему?», «объясни», «назови», «предложи»,«придумай», «поделись».

11 слайд«Диапазон личного вкладапедагога в развитие образования и степень его новизны

Технология продуктивного чтения универсальна.Она эффективна как на уроках, так и во внеурочной деятельности при работе стекстами.

 Новизна опыта заключается:
 1.В системном использовании различных форм, методов и приёмов формированиячитательской компетентности;
 2.В изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

12 — 13 слайды«Результативностьпрофессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Проведённыедиагностические работы и результаты промежуточной аттестации показали положительнуюдинамику достижений учащихся в области сформированности читательскойграмотности.

Результатыдиагностических работ  понимание текста

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно за- данную в тексте ин- формацию

 

Интерпретировать информацию, отве- чать на вопросы, ис- пользуя неявно за- данную информацию

Оценивать достовер- ность предложенной информации, выска- зывать оценочные суждения на основе текста

 

2 класс

40

48

30

3 класс

67

70

68

4 класс

95

85

85

 

Результатомработы по новой технологии продуктивного чтения является  активное участие ипобеды моих учеников  в творческих конкурсах школьного, районного, уровня.

Oбoбщaя пoлучeнныepeзультaты, мoжнo гoвopить o тoм, чтo пpиeмы обучения, которые я использую вработе, дaют cвoи пoлoжитeльныe результаты и  позволяютэффективно формировать у обучающихся

читательскуюкомпетентность учащихся.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет