Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства — восточное и западное. Другие считают, что это 476 год — падения Римской империи.
Есть и искусствоведческий термин средневековая культура — от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии
в 313 году и по XVII век.
1. Средневековье включает в себя 3 периода — 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка)
Раннее средневековье датируется V — X веками
Зрелый феодализм — X — конец XV века
Позднее средневековье — XV — XVII века
2. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви — латынь. Искусство языка в камне- удел простого народа.
3. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи — икона. Сюжеты — жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.
|
|
Византийское искусство возникло после 330г.н.э., когда император Константин основал на берегу Босфора город Константинополь.
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его православной версии
Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности.
Византия – это государство, которое возникло на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Но постепенно, по мере укрепления Византийской империи в VI в. и упрочнения позиций церковных кругов, искусство стало приобретать свое оригинальное лицо.
|
|
Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями и всяческими произведениями искусства, для исполнения которых в этот город отовсюду стекались лучшие художники. Возникшее здесь искусство вследствие религиозных, политических и бытовых условий приняло особый склад, в котором к греко-римским элементам примешивались в сильной степени восточные веяния. Достигнув полного своего расцвета в первой половине VI века, при Юстиниане, Византийское искусство испытывало подъём до начала XIII в. и только по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. В этот долгий период времени оно создало много замечательных памятников, как в столице, так и в областях Восточной империи, оказало существенное влияние на развитие искусства Армении, России, самой Италии и далёкой Франции . и в арабском, и в турецком искусстве слышны византийские отголоски и мотивы. Византия сберегла в темную пору средних веков античные предания и технические приемы, облегчившие потом первые шаги искусству эпохи Возрождения.
Искусство Византии было преимущественно христианским, но сохранило античные традиции
Архитектура
Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании . если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов
Решением византийских зодчих стало срезание углов таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму . купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Не довольствуясь этим, для придания куполу характера ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями таким образом, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.
В первое время византийский купол имел довольно плоскую форму, потом — более возвышенную, но стоял непосредственно на арках и парусах . впоследствии между ними и куполом явился цилиндрический барабан(тамбур), так что здание увенчивалось уже не сегментом сферы, а возвышенной главой. Нередко здание имело, кроме купола или главы над средним пространством, ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.
Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Зрелое византийское искусство сложилось в 730-843 гг.
|
|
После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изживало себя.
Наибольший вклад в искусство внесла Византийская архитектура В 867-1057 гг., при императорах македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Огромные соборы типа базилик вытесняются церквами крестово-купольного типа.
В VI в., при императоре Юстиниане I, Византийская империя достигла рассвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу Константинополь украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости).
Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три корабля: средний — широкий, боковые — более узкие. Середина широкого корабля, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия . к западной большой нише примыкают также три ниши . из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми кораблями с помощью арок, поддерживаемых колоннами . под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых кораблях галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
|
|
Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов . каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.
Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.)
«В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к
тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо
том… Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые
украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с
прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено
го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные
сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось
такое прекрасное творение».