X-PDF

Общение и его роль в развитии ребенка

Поделиться статьей

Общениеи его роль в развитии ребенка

       Родителям хочется видеть своегоребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но невсегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений сосверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

·       Желание вступать в контакт с окружающими(«Я хочу!»).

·       Умение организовать общение («Я умею!»),включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умениерешать конфликтные ситуации.

·       Знание норм и правил, которым необходимоследовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

       От рождениядо 1 года ведущим типом деятельности является непосредственно-эмоциональноеобщение с матерью. На первый взгляд новорожденный производит впечатлениепримитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него естьэлементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный,хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцыпредпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельныйребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые неделималыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта,в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач. Навтором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – вобщении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления».Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок ужевыделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это времядля ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения,поглаживания – телесные контакты. Далее общение ребенка и взрослого начинаетпроисходить в совместных действиях.

      От 1 года до3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открываетдля себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже кполутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающимпредмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитиеспособности к общению связано с развитие речи ребенка.

      Критериями гармоничных отношениймежду ребенком и родителями можно считать:

·       создание у ребенка уверенности в том, чтоего любят и о нем заботятся;

·       признание права на индивидуальность, в томчисле непохожесть на родителей;

·       сохранение независимости ребенка. Каждыйчеловек имеет право на «секреты».

        В возрасте3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностямистановятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинствородителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистаяодежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но невсегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенкув его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этомпоможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека),«Зоопарк» (подражание зверям). Отдельно хотелось бы рассмотреть типичныетрудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность,агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностныхпроблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные,а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучногоразвития ребенка является формирование его адекватной самооценки, настановление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себеотчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки –активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти наконтакт.

Советы родителям по формированиюадекватной самооценки:

·       не оберегайте своего ребенка отповседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и неперегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные емузадания и получает удовлетворение от сделанного;

·       не перехваливайте ребенка, но и незабывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

·       поощряйте в ребенке инициативу. Пусть онбудет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-толучше его;

·       не забывайте поощрять и других вприсутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что вашребенок может также достичь этого;

·        показывайте своим примером адекватностьотношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результатыдела;

·       не сравнивайте ребенка с другими детьми.Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будетзавтра).

Советы родителям замкнутых детей:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

·       расширяйте круг общения вашего ребенка,приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

·       подчеркивайте преимущества и полезностьобщения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а такжекакое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

·       стремитесь сами стать для ребенка примеромэффективно общающегося человека;

·       если вы заметили, что, несмотря на вашиусилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь заквалифицированной помощью.

       Отдельнуюгруппу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.Дефицит внимания – это неспособность удерживать внимание на чем-либо, чтонеобходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность –это чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновенияданных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей ссиндромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческийаспект:

Изменение поведения взрослого и егоотношения к ребенку:

·       проявляется достаточно твердости ипоследовательности в воспитании;

·       контролируйте поведение ребенка, ненавязывая ему жестких правил;

·       не давайте ребенку категорическихуказаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

·       стройте взаимоотношения с ребенком навзаимопонимании и доверии;

·       реагируйте на действия ребенка неожиданнымспособом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте вкомнате одного и т. д. );

·       повторяйте свою просьбу одними и теми жесловами много раз;

·        не настаивайте на том, чтобы ребенокобязательно принес извинения за проступок;

·       выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

Изменение психологического микроклимата всемье:

·       уделяйте ребенку достаточно внимания;

·       проводите досуг всей семьей;

·       не допускайте ссор в присутствии ребенка.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет