Общественное движение при царствовании Ал. впервые в истории России приобрело организованные формы. Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины второй, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма. Либеральные реформаторские проекты самого Ал., обсуждавшийся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к создании тайных обществ и кружков.
ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА. Первые тайные общества, ставившие целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816 – 1818). Его основателем был молодой полковник Муравьев. Участники: Трубецкой, Муравьевы – Апостолы, Лунин, Пестель, Пущин, и др.(всего 30 человек). Своими целями участники считали отмену крепостного права и ограничение самодержавия. После роспуска Союза спасения был создан Союз Благоденствия (1818 – 1821) Он насчитывал уже 200 членов. Программа союза была изложена в его уставе, получившим название «Зелёная книга». Союз был распущен, когда стало известно что правительство Ал.1 отказалось от реформ.
|
|
В 1821-1822 были созданы два новых общества – Южное и Северное.
Южное. Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем был Пестель. Свою программу Пестель назвал Русской правдой. Пестель предлагал присоединить к России Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Крепостное право Пестель предлагал отменить.
Северное. Это общество было создано в Петербурге. Его основными участниками были Муравьев, Тургенев, Лунин, Трубецкой, Оболенский, Пущин. Идеи членов общества были выложены в «Конституции» Муравьева. Она предусматривала отмену крепостного права. Однако землю основном оставить в руках помещиков. Крестьянам дать по 2 десятины земли на душу. Работать на помещика они могли по найму.
Общественное движение в начале 19 в. Под влиянием противоречивой внутренней политики Ал. 1 прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения.