X-PDF

Общие положения. Современные кинотеатры классифицируются по следующим признакам:

Поделиться статьей

Современные кинотеатры классифицируются по следующим признакам:

· Репертуар – кинотеатры художественного фильма, хроники, научно – популярного фильма, детские, повторного фильма, фильмов на иностранных языках .

· Эксплуатационные особенности – кинотеатры постоянные и сезонные (летние закрытые и открытые киноплощадки), специализированные и универсальные (совмещающие кинопоказ с другими мероприятиями) .

· Место строительства – городские и сельские (поселковые) .

· Состав помещений – однозальные и многозальные, с фойе и кулуарами .

· Архитектурно-строительные особенности – в самостоятельных зданиях или совмещенные в одном здании с другими учреждениями (встроенные, пристроенные, кооперированные) .

· Система кинопроекции:

ü Цифровой кинотеатр — демонстрация кинофильма происходит цифровым кинопроектором с жесткого диска. Такая технология кинопоказа в настоящее время практически полностью вытеснила традиционную пленочную, вследствие своей гибкости и экономичности. Так, мировые премьеры могут происходить одновременно в разных точках земного шара, благодаря тому, что отпадает необходимость физической доставки фильмокопий в каждый кинотеатр. Цифровые технологии позволяют передавать цифровые данные фильма по защищенному каналу связи через интернет или спутниковый ретранслятор. Цифровая фильмокопия, в отличие от кинопленки, не подвержена механическому износу и количество сеансов с неизменным качеством с одной копии почти не ограничено. Кроме того, цифровой кинопоказ позволяет мгновенно выбирать любой язык фонограммы и субтитров на одной и той же копии фильма. Современные технологии защиты от видеопиратства надежно защищают цифровой кинофильм от несанкционированного копирования.

ü Кинотеатр 3D — Специально оборудованные кинотеатры приспособлены для демонстрации трёхмерного кино. Большинство современных цифровых кинотеатров проектируются и строятся в расчете на демонстрацию стереофильмов. При трехмерном кинопоказе, в зависимости от конкретной технологии, используется один или два кинопроектора (пленочных или цифровых). При этом каждый глаз зрителя видит свою часть стереопары, проецируемой на экран. В результате изображение воспринимается объемным.

ü Кинотеатр IMAX — Отдельная категория кинотеатров, специально проектирующихся для демонстрации кинофильмов в формате IMAX. От обычных отличается размерами экрана, многократно превосходящими традиционные. Зрительный зал рассчитывается таким образом, что зрители располагаются близко к экрану, который в результате перекрывает все поле зрения. Это увеличивает эффект присутствия и обеспечивает полное погружение в сцену.

ü Кинотеатр Drive-in — Система кинотеатров под открытым небом, рассчитанных на кинопоказ для зрителей, находящихся в автомобилях. Впервые технология появилась в США. Как правило, представляет собой парковочную площадку с организованными въездами и выездами и установленным экраном больших размеров. Звуковое сопровождение передается маломощной радиостанцией в стандартном FM-диапазоне для прослушивания на автомагнитолах зрителей или при помощи акустических систем, установленных вокруг парковочных мест. Из-за особенностей кинопоказа под открытым небом, работа таких кинотеатров носит сезонный характер и все сеансы начинаются после захода солнца.

В соответствии с принятой системой обслуживания населения, кинотеатры принадлежал к учреждениям периодического пользования и размещаются в центрах жилых или планировочных районов, а также в общегородских центрах. Перспективная тенденция состоит в развитии специализации и по формам обслуживания, что определяет различия в типах зданий. Летние кинотеатры размещаются в местах отдыха: городских парках и пригородной зоне.

Нормируемый участок кинотеатра сравнительно невелик – от 0,3 до 0,7 га соответственно для малых и крупных кинотеатров. Значительную часть этой территории занимают площадки перед входами и выходами из здания, рассчитываемые по норме 0,2 м2 на 1 место в зрительном зале. Желательно чтобы участок был озеленен и служил летним фойе с зоной отдыха, малыми архитектурными формами. Эта зона не должна примыкать к хозяйственной (подходы и подъезд транспорта к служебному входу, загрузочной буфета и киноаппаратной).

Обязательный элемент участка – реклама кинотеатра, располагаемая на подходах к зданию в виде основного стенда, дополняемого витринами для фотографий и информации. На участке должны быть предусмотрены стоянки для легковых автомобилей из расчета 1 машина на 10 мест в зрительном зале.

У нас в стране во всех кинотеатрах демонстрирующих художественные фильмы, принят порядок единовременной смены зрителей перед началом сеанса. В настоящее время в городах преимущественно используются многозальные кинотеатры с залами разной вместимости. Для кинотеатров, строящихся в жилых районах, один из залов рекомендуется предусматривать для детского зрителя, выделяя при нем от­дельную группу помещений.

Кинотеатры, размещаемые в обще­городских центрах крупных городов, подразделяются на несколько специа­лизированных типов.

Крупнейший кинотеатр города («премьерный») проектируется с боль­шим залом универсального назначения (кино, концерт, собрание), а зачастую и с малыми специализированными за­лами (стереокино, мультфильмы и т.п.). В кинотеатре этого типа устраи­вается вестибюль с гардеробом, ко­торый иногда обслуживает все виды мероприятий. Оптимальное решение — двойной вестибюль и гардероб, позво­ляющий разделить потоки зрителей, ожидающих сеанса и уже посмотрев­ших фильм.

Дополняет тип «премьерного» ки­нотеатра — «многопрограммный» кино­театр, имеющий несколько залов малой вместимости и предоставляю­щий зрителю выбор фильмов при ми­нимальном времени ожидания очеред­ного сеанса. Такому кинотеатру не требуется развитый состав помещений.

«Досуговый» тип кинотеатра — рас­считан на зрителя, имеющего свобод­ное время. В большинстве — это моло­дежь, которая хочет не только посмот­реть фильм, но и отдохнуть, пооб­щаться, потанцевать как до, так и после сеанса. Для этого типа кино­театра предусматриваются два зала, из которых больший — киноконцертный. В составе помещений-гостиные и игровые (зал игровых автоматов), развитый буфет, гардероб, артистиче­ские. Как правило, такой кинотеатр кооперирован с кафе и танцевально — выставочным залом, которые могут работать совместно с ним или авто­номно.

Детский кинотеатр близок по соста­ву к досуговому и дополнительно имеет комнаты педагогов.

Во всех основных типах кинотеа­тров должно быть фойе площадью (с буфетом) 0,55 м2 на одного посетителя. В кинотеатрах городских центров и при универсальном использовании зала допускается увеличивать эту нор­му до 0,7 м2, а в районных кинотеат­рах и при ограниченной площади участка-уменьшать до 0,45 м2.

Кинотеатры с распределительными кулуарами (площадью 0,25 м2 на одно­го посетителя) проектируются только для сельской местности, где бытует система накапливания зрителей в зале при небольшом числе сеансов.

Классификация кинотеатров по композиционным приемам основана на взаимном расположении фойе и зрительных залов. Чаще всего и фойе, и залы находятся на уровне первого этажа (горизонтальная схема), реже залы располагаются над фойе и другими вспомогательными помеще­ниями (вертикальная схема).

Вертикальная схема принимается обычно для крупных кинотеатров, раз­мещаемых на затесненных участках и среди многоэтажной застройки

В однозальных кинотеатрах фойе может располагаться с любой из трех сторон зрительного зала. Простейший прием композиции, так называемый торцовый, заключается в том, что вес­тибюль, фойе и зрительный зал распо­лагаются последовательно на главной оси здания. В этом случае перед зрите­лем последовательно раскрываются пространства возрастающих размеров, создается как бы парадная анфилада помещений. Но этот прием не лишен недостатков: главный объем зала ото­двинут в глубину и плохо виден с фа­сада, преувеличена длина сравнительно узкого здания, сложна организация входа на верхнюю отметку амфитеа­тра, выходы расположены в глубине участка. Наилучших результатов удается достичь при размещении фойе над входными и служебными помеще­ниями на уровне последнего ряда ам­фитеатра, а в кинотеатрах с балко­ном на промежуточном уровне.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 961

Разновидность этого приема — рас­положение фойе со стороны экранной стены зала. Его преимущество — удоб­ная и экономная система заполнения и эвакуации зрительного зала из приэкранной части. Зритель воспринимает зал с двух точек зрения — в сторону ам­фитеатра при заполнении зала и в сто­рону экрана при эвакуации. Недостат­ки такого решения: отрыв киноаппа­ратного комплекса от других слу­жебных помещений, затруднено разме­щение буфета с подсобными помеще­ниями.

Для небольших кинотеатров приме­няется асимметричная схема с распо­ложением фойе между зрительным за­лом и блоком подсобных помещений и односторонним входом в зал. В этом случае фойе становится более ком­пактным, четче группируются слу­жебные помещения.

Фронтальный прием композиции кинотеатра с расположением фойе вдоль длинной стороны зрительного зала позволяет наиболее четко сгруп­пировать подсобные помещения вме­сте с киноаппаратным комплексом, расположив их на боковом фасаде. На главный фасад в этом случае обра­щены парадные пространства вестибю­ля и фойе. Особенно крупно и цельно формируется композиция зданий при расположении фойе в двух уровнях со входами с нижней и верхней отметок амфитеатра. В этом случае удается обеспечить приемлемую систему за­полнения и эвакуации зала вмести­мостью до 1000 мест.

Схема, применяемая для небольших кинотеатров, представляет собой как бы разновидность торцового приема, но с главным входом с продольной стороны здания. Фойе раскрывается напросвет, а движение зрителей стро­ится по кругу — выходы и входы распо­лагаются на главном фасаде.

Многозальные кинотеатры предста­вляют собой более сложную систему как в композиционном построении, так и в смысле организации потоков зри­телей и взаимосвязи помещений. В двухзальных кинотеатрах площадь фойе рассчитывается на вместимость большего зала, а в многозальных — на 0,6 суммарной вместимости залов. В таких кинотеатрах желательно раз­мещение киноаппаратных в едином блоке-это позволяет уменьшить чис­ленность персонала, более экономно спроектировать объединенные помеще­ния перемоточных, киномехаников и др. Эти функцио­нальные требования вызывают допол­нительные ограничения в проектирова­нии. В то же время наличие разных залов позволяет создать живописную асимметричную композицию.

Отдельную группу составляют ки­нотеатры с залом универсального ис­пользования, или киноконцертные залы, оформившиеся в самостоятельный тип здания лишь в 60-х годах. Кинотеатры этого типа строятся как крупнейшие общегородские залы и как залы район­ного значения.

В первом случае вместимость залов достигает 2500-4000 мест, состав и площади зрительских помещений приближаются к театру: развитый вес­тибюль (0,35 м2 на одного зрителя), фойе с буфетом, буфет (0,6-0,8 м2 на одного зрителя). Зал оборудуется кон­цертной эстрадой (не менее 15 х 18 м) и комплексом помещений для ее обслуживания (свето- и звукоаппаратные, склады-карманы, артистиче­ские площадью не менее 120 м2).

При таком развитом составе поме­щений чаще всего применяется тор­цовый прием композиции. Первый этаж трактуется как вестибюль теат­рального здания, из которого обычно нельзя попасть прямо в зрительный зал. Основное парадное фойе располагается на уровне второго этажа (верх амфитеатра) и либо представляется собой единое пространства, либо расчленено на несколько кулуаров. Кассовый вестибюль изолирован и иногда даже выносится в отдельный блок, связанный с основным зданием навесом или переходом.

Градостроительная значимость та­ких зданий и развитый состав помеще­ний обусловливают применение в ряде случаев вертикальной композиции. В этом случае четко выявляется глухой объем зала. Обслуживающие и зри­тельские помещения могут находиться с залом в одном объеме либо распола­гаться в этаже-платформе, над которой возвышается зрительный зал.

Объемно-планировочное решение основных помещений кинотеатров

В композиции кинотеатра важней­шая роль принадлежит зрительному залу функциональному и компози­ционному ядру здания. Построение за­ла в значительной степени определяет объемно-планировочное решение в це­лом.

Продуманное и правильное устройство зрительного зала дает комфортабельное размещение зрителей, хорошую акустику и полную видим экрана без ощутимых искажений а также обеспечивает удобный в распределение по местам и безопасную эвакуацию зрителей.

В основе формообразования лежат условия кинопроекции и приятия изображения зрителями, определяющие построение его раз и плана. Беспрепятственная видим экрана обеспечивается превыше луча зрения каждого ряда зрителей над лучом зрения впереди сидящих зрителей в 12 см. Построение рядов, отвечающее этому условию, определяется графически или аналитически.

Деление зрительских мест качеству, реально существующее в виде цен на билеты, служит основой представления об оптимальных фор­мах зала и дает возможность оцени­вать разные варианты продольного разреза. Различные по качеству зоны зрительских мест представляют собой вписанные друг в друга сферические поверхности овальной формы, расши­ряющейся от экрана. Чем больше мест в зрительном зале попадает в зоны лучшего качества, тем он комфорта­бельнее и рентабельнее (средняя цена билета выше).

Оценивая кинотеатры по продоль­ному профилю, следует отметить, что наилучшие (показатели имеют амфитеатральные залы и залы с балконами, на консоли которых дублируются мес­та в средней части зала (так назы­ваемый «балкон на помещениях»). Наиболее целесообразные формы за­лов в плане те, очертания которых сле­дуют за очертаниями зон зрительских мест. К ним относятся овальные, шестигранные и другие аналогичные формы. Удовлетворительные показате­ли зрительного восприятия, а также простота конструкций нешироких пря­моугольных залов способствуют их частому использованию в массовом строительстве.

Возможности различного построе­ния зала в разрезе определяются нор­мативными ограничениями по усло­виям видимости. Действующие нормы дают значительную свободу в этом от­ношении. Положение первого ряда ограничивается вертикальным углом зрения в 22° к нормали в центре экра­на. Это определяет сравнительно невы­сокое положение нижнего края экрана (1,5-2 м над уровнем пола зала). Чтобы увеличить этот размер и полу­чить незначительный уклон мест в пар­тере (или даже обратный уклон) для размещения нескольких ярусов мест на балконах, необходимо снять один-два передних ряда. Если отодвинуть в пределах того же угла начало кри­вой, резко изменится форма всего зала. Таких примеров немало в зарубежной практике.

Этот способ может быть успешно применен в специализированных кинотеатрах.

Вместе с тем именно большие залы позволяют использовать их универ­сально, что требует значительного подъема пола для создания хороших условий видимости эстрады. Но и в этих случаях увеличение расстояния от фокусной точки до первого ряда мест значительно уменьшает уклон по­ла.

При построении амфитеатра суще­ствует несколько вариантов. Если уклон пола заведомо обеспечивает пре­вышение луча зрения больше норма­тивного, он может быть выполнен по одной прямой. Когда под частью ам­фитеатра располагаются помещения, первые две трети рядов выполняются с минимальным уклоном, а последняя треть — с максимальным. Между этими уровнями устраивают и разрыв, позво­ляющий сделать более парадный вход в зал. Приподнятая часть амфитеатра в этом случае связывается с нижним уровнем открытыми лестничными маршами в пределах зала.

Зрительные залы с балконами иног­да для большего композиционного единства проектируют так, что бо­ковые крылья балкона опускаются до уровня партера.

Большое значение для комфорта­бельности кинотеатров имеет удобство заполнения и эвакуации залов. Требо­вания безопасности обусловливают время эвакуации залов до 2 мин. Для ориентировочных расчетов это время обеспечивается при ширине проходов и дверей 60 см на каждые 100 зрите­лей, эвакуирующихся через данный проход или дверь. При этом не учиты­ваются входные двери, так как эвакуа­ция через фойе или кулуары, где нахо­дятся зрители, ожидающие следующе­го сеанса, не разрешается.

При расположении всех мест в пар­тере входы в зрительный зал чаще все­го устраиваются в задней стене, а вы­ходы-в боковых стенах вблизи экрана. В небольших залах вместимостью до 400 мест возможно устройство прохо­да вдоль одной из стен с ту положением мест, но с обязатель­ными двумя выходами, находящимися в противоположных сторонах зала.

Входы в амфитеатр устраиваются в задней стене с верхней отметки или в середине через люки.

В залах большой вместимости, где недостаточно двух выходов, входные люки могут быть использованы и для эвакуации через дополнительный изо­лированный кулуар, имеющий вы­ходы наружу.

Кресла для зрителей можно распо­лагать по 40 мест в ряду при двусто­ронней эвакуации ряда и по 20 мест при односторонней . ширина ряда, т.е. расстояние между спинками сидений соседних рядов, принимается 90 см, а ширина каждого места не менее 50 см (обычно 52 см). Допускается уве­личение длины непрерывного ряда мест до 50 при соответственном увели­чении расстояния между рядами до 95 см.

Размещение проходов в значитель­ной мере определяет удобство распре­деления зрителей по рядам и эконо­мичность построения зрительного за­ла. В кинотеатре лучше всего устраи­вать продольные проходы и в случае надобности дополнять их короткими поперечными проходами, прорезающи­ми узкие участки боковых мест. Сле­дует помнить, что компактное и ра­циональное размещение мест умень­шает удаленность последнего ряда и объем зала, улучшая тем самым его акустику.

Балкон приближает зрителя к экра­ну, сокращает кубатуру зала и обога­щает его интерьер, но вызывает необ­ходимость в дополнительных путях для заполнения и эвакуации его неза­висимо от партера. Появляются входные и эвакуационные лестницы, дополнительные кулуары, усложняется планировка здания. Экономная систе­ма состоит в использовании одних и тех же лестниц для заполнения и эва­куации балкона, но в этом случае не­сколько удлиняется интервал между сеансами: ожидающие очередного сеанса допускаются на лестницы толь­ко после полной эвакуации зрителей предшествующего сеанса.

Уклон балкона по условиям види­мости приходится делать значительно более крутым, чем амфитеатра, поэто­му входы на балкон большой вмести­мости (более 500 мест) лучше всего устраивать со среднего или самого низкого его уровня через люки или расширенные площадки (при заполне­нии со стороны боковой стены зала). Эвакуируют зрителей с балкона по специальным лестницам либо через зал по боковым пандусам, лежащим за пределами зоны допустимой видимос­ти экрана. Боковые места балконов можно снижать до уровня партера и эвакуировать зрителей с балкона без лестниц. Но при этом требуется, чтобы пути их эвакуации в пределах зритель­ного зала не смешивались с путями эвакуации партера.

Важнейшая часть кинотеатра, свя­занная непосредственно со зрительным залом — киноаппаратная, включающая кинопроекционную со вспомогатель­ными помещениями. Наилучшие усло­вия для проецирования фильма на экране обеспечивает такое положение кинопроекционной, при котором ось проекции среднего проектора совпа­дает с перпендикуляром к экрану, вос­становленным в его центре. Вместе с тем исследования условий восприя­тия изображения показывают, что если при отклонении луча проекции от пер­пендикуляра одновременно делается более крутой амфитеатр, т. е. уклон зрительских мест следует за конусом проекционных лучей, то изображение на экране воспринимается без искаже­ния (отклонения до 12°). Современные нормы допускают отклонение оси про­екции от перпендикуляра до 9° сверху и сбоку (для крайних кинопроекторов). Отклонение проекционной оси вниз от перпендикуляра допускается до 3° из- за особенностей конструкции кино­проектора. Пучок лучей проекции дол­жен беспрепятственно достигать экра­на, поэтому он нигде не должен снижаться над местами для зрителей ближе чем на 1,9 м от пола, т.е. на избежание засвечивания конструк­ций балкона и потолка должен от­стоять от них на 0,5 м.

Киноаппаратная располагается, как правило, позади зрительских мест, а в залах с балконами ее часто поме­щают под балконом, между балконами или в их конструкции (в крупнейших кинотеатрах или киноконцертных за­лах).

Кинопроекционная рассчитывается на три проектора. Исключение состав­ляют кинотеатры с залами менее 300 мест и кинотеатры сезонного действия, в которых устанавливается по два про­ектора. В широкоформатных кинотеат­рах устанавливается дополнительный четвертый проектор для демонстрации киножурнала. Размеры кинопроекцион­ной определяются габаритами обору­дования и проходами, нормируемыми по условиям удобства и безопасности работы. Площадь ее при двух проекто­рах составляет 18 м2, при трех-24 м2, при четырех (универсальных) — 50 м2 . глубина кинопроекционной 6 м.

Смежно с кинопроекционной разме­щается помещение перемоточной (от 6 до 10 м2). Допускается не устраивать перемоточной при применении ксеноновых ламп, постепенно заменяющих дуговые для массовой киносети. В этом случае площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной.

Кроме основных помещений — кино­проекционной и перемоточной — в сос­таве киноаппаратной предусматри­ваются агрегатная охлаждения кино­проекторов (10 м2), комната киномеха­ника (10 м2) и санузел (2 м2). В широ­коформатных кинотеатрах с залами более чем на 800 мест и в много­зальных кинотеатрах добавляется ма­стерская киномеханика (10 м2), а агре­гатная увеличивается до 26 м2. В кино­театрах сезонного действия допускает­ся устраивать только проекционную и перемоточную. В многозальных ки­нотеатрах помещения проекционных, перемоточных и агрегатных могут быть объединены, а вспомогательные помещения принимаются из расчета на один зал. В кинотеатрах круговой па­норамы устанавливают по два кино­проектора на каждый экран (обычно 11 экранов по кругу).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 961

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет