X-PDF

«Обучение игре и развивающие занятия для детей с аутизмом»

Поделиться статьей

«Обучение игре и развивающие занятия для детей с аутизмом»

Автор:Нартова Зоя Ивановна, воспитатель ГБУ ЦСПР «Формула роста»

         Играв жизни и в развитии ребёнка имеет огромное значение, особенно игра важна длядетей, страдающих расстройством аутистического спектра (РАС). Аутизм —аутистическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головногомозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социальноговзаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимисядействиями[1]этокомплекс нарушений в поведении, при котором сильно страдает навык общения, приспособленияк социальной среде и контроль своего поведения в обществе. В мире, где базой для полноценнойжизни является сотрудничество, с такими проявлениями нормально существовать сложно,поэтому нужны коррекционные мероприятия, направленные на социализацию ребёнка сРАС.

Каждый ребёнок уникальный, поэтому игры для детей с аутизмомдолжны подбираться индивидуально, выстраиваясь в единую программу занятий,которая должна включать в себя план действий, начиная от лекарственныхпрепаратов, назначенных врачом, и заканчивая направленными на развитие ребёнка упражнениями.

Правильное поведение взрослых является главным фактором успеха в борьбес аутизмом, так как равнодушие и паника в данной ситуации неприемлемы, поэтому необходимо:

·        учитывать самочувствие ребёнка;

·        внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;

  • составить ежедневный план занятий и приучить ребёнка к соблюдению режимных моментов;
  • ежедневно объяснять ребёнку бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечить ребёнку удобство во время занятий.

Такимобразом, можно создать для ребёнка оптимальные условия, в которых он будетчувствовать себя спокойно и уверенно. Важно понимать, что коррекционные занятиянацелены на улучшение коммуникации, повышение понимания собственных целей ижеланий, а также регулировки поведения.

Упражнения для детей с РАС позволят улучшить бытовые умения: детибудут лучше понимать, как себя обслуживать без посторонней помощи, каквзаимодействовать с семьей, поймут свою причастность к миру, почувствуют необходимостьобщения с другими членами социума.

Выполнение упражнений при аутизме требует внимательности иправильного подхода, так как являются очень действенными. При этом ребёнокдолжен чётко понимать, с какой целью он выполняет те или иные действия.Инструкция к упражнению или игре должна быть чёткой и понятной, возможноиспользование карточек с подсказками.

Игру с ребёнком-аутистом организовать непросто, поэтому нужнонастроиться на длительный и кропотливый труд. Со временем можно заметить первыеизменения, улучшение состояния ребёнка.

Виды развивающих игр:

  • предметные;
  • сюжетно-ролевые;
  • стереотипные;
  • сенсорные.

Предметные игры учат ребенка, страдающего РАС, обращать вниманиена характеристики объектов, устанавливать контакт с взрослым в совместной игре.Представим некоторые.

 

Предметные игры для детей, страдающих РАС

«Мячик, катись!»

Взрослый и ребёнок садятся на полу напротив друг друга, взрослый толкает мяч по направлению к ребёнку. Нужно дать инструкцию вернуть мяч обратно таким же образом. Когда ребёнок освоится, можно продолжить игру в группе.

«Открой – закрой»

Заранее подготавливается реквизит: коробочки, баночки, футляры с разными видами застежек, поместите в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребёнку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип её работы.

«Ужин для кукол»

Предложите ребёнку приготовить куклам «еду» из пластилина, глины и тд. Так может получиться любой продукт питания. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Особую сложность представляют сюжетно-ролевые игры, вовлечь в них ребёнкаможно тогда, когда он сам в этом заинтересован. Но дети-аутисты нередко сбольшим нежеланием контактируют с остальными детьми и не хотят работать вгруппе, поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребёнкаобстановке и адаптации к окружающему.

Основой для взаимодействия является стереотипная игра. Она понятнаребёнку, страдающемуРАС, в ней чётко установлены цели и правила. Действия повторяются многократно,условия игры не меняются. Главное в такой игре – это комфорт и опыт переживанияпозитивных эмоций. Если во время занятий у воспитанника будет негативнаяэмоциональная реакция, необходимо закончить игру и переключиться на любимуюдеятельность ребёнка.

Следующим видом игр являются стереотипные игры. Такая деятельностьблаготворно влияет на состояние ребёнка и является настоящим успокоительным. Спокойные,размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребёнку снять напряжениеи вернуться в нормальное состояние после эмоционального напряжения. Во времязанятия желательно позволять воспитаннику периодически возвращаться к ней.Например, подбрасывайте вместе с ребёнком мелкие предметы (пуговицы, бусинки),имитируя салют, или скатайте снежки из ваты, подбрасывайте их вверх, создавая «снегопад».

Следующий вид игр — сенсорные. Они служат для нахождения контактас взрослым, установления доверительных отношений. Сенсорные игры необходимы дляпроживания позитивных эмоций, получения информации об окружающейдействительности, они служат для снятия эмоционального напряжения, переживанияновых сенсорных впечатлений, также необходимы для введения нового пониманиясоциального взаимодействия, привыкания к выполнению определенной роли (при введениив игру сюжета)[2].

Вариантов игры может быть множество. Например, игры с красками,водой, мыльными пузырями и тенью. Эти игры отлично увлекают детей с РАС:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

1.    «Смешиваем краски»

Работаемнад созданием нового цвета. Объясните ребёнку, из каких двух или трёх цветовможно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях и направляйте аккуратно имягко.

2.    «Кукольный обед»

Посадитеза столом кукол. Расставьте перед ними игрушечную посуду с «едой». В игру можнодобавлять сюжеты, представляя, что вы с ребёнком находитесь в кафе, ресторане. Можнопредложить посчитать гостей за столом.

3.    Игры с водой

Водуможно переливать из одной ёмкости в другую, купать в ней кукол, имитироватьфонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.

4.    «Пенный замок»

Налейте воду в сосуд, добавьте жидкоемыло или моющее средство, образуйте пену трубочкой для коктейлей. Пена,увеличиваясь в объёмах, принимает затейливые формы. Предложите ребёнку попробовать сделать тоже самое.

5.    «Театр теней»

Вариацийигр со свечами и тенью множество. Можно руками создавать фигурные тени настене, можно задействовать игрушки ребёнка. Например, за простынёй, с обратной стороныподсвеченной фонарём или свечой, разыграйте представление при помощи кукол.Можно предложить поучаствовать в этом ребёнку или попросить прокомментироватьразворачивающиеся события на «экране».

6.    «Совместное рисование»

Играустанавливает контакт и позитивно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Наначальных этапах игры можно просто показывать процесс рисования или создаватьрисунки, которые пожелает ребёнок. Когда ребёнок освоится в игре и будетэмоционально вовлечён, можно добавлять сюжет и растягивать его на несколькозанятий. Затем можно попробовать провести параллели происходящего на бумаге среальной жизнью.

Крупы также можно включить в игры, при этом у ребенка не толькобудет развиваться мелкая моторика при ощупывании мелких и крупных зёрен, но и детиполучат удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Также длятаких целей хорошо подойдёт работа с пластичными материалами (пластилин, глинаи т.д.).

Занятия с педагогом для коррекции аутизма должны проходить нетолько для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологическогосопровождения всех членов семьи, которым ежедневно приходится сталкиваться сосложностями воспитания аутиста. Для занятий детей с РАС дома нужно обеспечитьребенку своё комфортное место, установить чёткий ежедневный график проведенияигр и упражнений.

Занятия или упражнения, выполненные с педагогом, нужно повторять дома.Эти занятия в домашней обстановке могут проводиться не конкретно в той жеформе, но прорабатывать освоенные навыки придётся. Направив усилия на адаптациюи развитие ребёнка, можно добиться внушительных результатов. Главное понимать,что занятия в ребёнком-аутистом нужно проводить системно и регулярно.

 

Литература

1. Гилберт К.Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. дляпедагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н.Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми //Материалы Международной научно-практической конференции«Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональнойинтерактивной среды». М.: 2008.

3. Маккланнахан Л.И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельномуповедению / Пер. с англ. М.: СигналЪ, 2018.

4. Нуриева Л. Г.Развитие речи аутичных детей: Метод, разработки. М.: 2015.

5. Хаустов А. В.Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистическогоспектра // Аутизм и нарушения развития. №4. 2014.

6. Янушко Е. А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия,развитие речи, психотерапия. М. 2019.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аутизм

8.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_i_razvivayushhiesya_zanyatiya_dlya_detej_s_autizmom/


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет