Детали и узлы электродвигателей, особенно обмотки, очищают от пыли продувкой сжатым воздухом давлением не более 2 МН/м2 (2 атм.) от компрессора.
Короткозамкнутый ротор, подшипниковые щиты, крышки подшипников, кожух и станину очищают от пыли и грязи металлической щеткой или обтирочным материалом и продувают сжатым воздухом. Засохшую грязь удаляют деревянной лопаточкой. Пользоваться металлическими предметами (отвертками, ножами и др.) запрещается. Смазку с подшипниковых щитов и крышек подшипников удаляют промывкой в ванне с керосином или обтирочным материалом, смоченным в керосине.
Для очистки подшипников от загрязненной смазки ротор в вертикальном положении опускают в ванну с керосином таким образом, чтобы уровень керосина был немного выше подшипника, и волосяной щеткой и ветошью промывают подшипник. При промывке подшипников электродвигателей с фазным ротором следят, чтобы керосин не попадал на обмотку. Не меняя вертикального положения, извлекают ротор, насухо вытирают подшипник обтирочным материалом.
Дефектация деталей электродвигателей
После разборки и очистки проводят дефектациюдеталей и узлов электродвигателя для определения деталей и узлов, подлежащих ремонту или замене. При дефектации может оказаться, что электродвигатель требует капитального ремонта или должен быть выбракован.
Учитывая, что в электродвигателях изнашиваются поверхности как основных, так и сопряженных с ними деталей, дефектацию сопряженных поверхностей проводят в паре.
Основной характеристикой деталей и сопряжений при дефектации перед текущим ремонтом являются их размеры.
Нормальный размер — это размер деталей, изготовленных в соответствии с конструкторской документацией и имеющих размеры в пределах допусков на изготовление. Например, если деталь имеет номинальный размер с допусками 45+0.015…+0.04 мм, то нормальными размерами указанной детали будут все размеры, находящиеся в пределах допуска (от 45,004 до 45,015 мм).
Допустимые при текущем ремонте размеры — это предельные размеры деталей, которые можно оставлять для дальнейшей работы без ремонта .
При этом гарантируется безаварийная работа деталей до следующего планового ремонта электродвигателя.
