Мы можем выделить 6 основных критериев для выбора лучшей бизнес-возможности для создания социального предприятия:
1. Социальное воздействие: является одним из ключевых факторов оценки альтернативных идей для создания социального предприятия.
2. Время: для того, чтобы бизнес-возможность была успешно реализована, должна быть выявлена и четко определена потребность рынка в продукции/услуге, а также сроки, в рамках которых эта потребность будет актуальна для рынка. Бизнес-возможности возникают, что называется, в режиме реального времени. Даже если концепция товара или услуги очень перспективна, ошибочная оценка или несоблюдение сроков реализации проекта могут сделать нежизнеспособной любую перспективную возможность. Для успешной реализации бизнес-возможности ее временное «окно» должно быть открытым достаточно долго, чтобы предприниматель смог им воспользоваться.
3. Инновационность и конкурентное преимущество: вновь создаваемое предприятие должно предложить людям продукты с лучшими показателями, нежели те, что уже присутствуют на рынке. Новизна решения или существенно более низкий уровень цен, новый подход к ведению дел и к клиентам – все это может позволить социальному предприятию выдержать жесткую конкуренцию.
|
|
4. Экономическая составляющая деятельности предприятия: социальное предприятие должно быть прибыльным и обладать потенциалом роста. Показатели прибыли должны быть достаточными для того, чтобы даже при вероятных ошибках гарантировать его финансовую устойчивость.
5. Компетенции: необходимо, чтобы предприниматель и найденная им бизнес-возможность соответствовали друг другу. Иными словами, предприниматель должен иметь необходимые навыки и опыт, а также доступ к важнейшим ресурсам, необходимым для реализации возможности.
6. Капитал: Многие предприятия терпят крах вследствие нехватки капитала, и поэтому достаточность стартового и оборотного капитала является важнейшим фактором успешной реализации бизнес-возможности.
Индийский Центр развития социального предпринимательства и КСО (Centre for Social Entrepreneurship & . CSR) приводит в своих учебных материалах следующую таблицу критериев для оценки привлекательности конкретной социальной бизнес-возможности.
Критерии привлекательности бизнес-возможности | Привлекательная возможность | Непривлекательная возможность |
1. Ожидаемое социальное воздействие | Измеримое и высокое | Невозможно оценить или низкое |
2. Маркетинг | ||
— Социальная потребность | Четко определена | Не выявлена |
— Клиенты | Доступны и восприимчивы к маркетинговым акциям | Недоступны, лояльны к продуктам конкурентов |
— Дополнительная социальная стоимость, создаваемая продуктом для клиента | Существенная | Несущественная |
— Жизненный цикл продукта | Срок службы продукта позволяет клиенту окупить издержки на его покупку, а также получить дополнительную выгоду | Срок службы продукта не позволяет клиенту окупить издержки на его покупку |
— Структура рынка | Новая отрасль, отсутствие жесткой конкуренции | Высокая конкуренция, развитая или стагнирующая отрасль |
— Объем рынка | Достаточный, чтобы Ваше предприятие могло вырасти минимум на 200 — 400 процентов | Неизвестен. Перспективы для роста не выявлены. |
— Темпы роста рынка | Наблюдается рост не менее 30% в год | Отрицательные или менее 10% в год |
2. Конкурентные преимущества: | ||
— Структура расходов | Себестоимость ниже, чем у конкурентов Структура затрат лучше, чем у конкурентов | Нет преимуществ со стороны издержек |
— Уровень контроля за: | ||
а) ценами | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
б) расходами | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
в) поставками | Средний или высокий | Низкий или отсутствующий |
— Преимущества в информации или административный ресурс | Имеются или могут появиться | Нет и не ожидаются |
— Преимущество во времени или скорости реакции на изменения рынка | Имеются | Не имеются |
— Правовые или договорные преимущества | Собственные или эксклюзивные | Не имеются |
— Контакты и сети | Хорошо развиты | Ограничены |
— Инновация | Имеется | Не имеется |
3. Экономические факторы | ||
— Доход на инвестиции | Стабильный, 25 % и более | Нестабильный, менее 15% |
— Требования к объему инвестиций | Низкие или средние, поиск инвестиций не затруднен | Высокие требования к инвестициям, поиск капитала представляется затруднительным |
— Срок, необходимый для достижения финансовой устойчивости | Год и менее | 3 года и более |
4. Управление | ||
— управленческий опыт и знания | Опыт управления различными командами | Управленческий опыт отсутствует |
5. Неудачный предыдущий опыт организации собственного предприятия | Не имеется | Был один или несколько раз |
Таблица 2. Оценка привлекательности социальной бизнес-возможности. А. Dixit. Identification & . Selection Of a Social Enterprise, 2012, p. 8-9.
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.32% НЕТ 38.68% Проголосовало: 1484 |
Однако более обоснованный и взвешенный подход на основании изученных методик таких исследователей, как Лонгенэкер, Портер, Байгрейв и Захаракис, Тиммонс и Спинелли, Китци и Дис, предложили Д. Кукис и С. Томас. Они предложили оценивать каждую бизнес-возможность по четырем блокам критериев, приведенным в таблице 3: социальный потенциал, рыночный потенциал, потенциал конкурентных преимуществ и потенциал устойчивости. В каждом блоке авторы выделили по 5 критериев, и по каждому из них можно дать оценку бизнес-возможности от «сильной» до «слабой». Чем больше будет количество критериев, по которым бизнес-возможность получит оценку «сильная», тем более привлекательным будет рассматриваемый проект по сравнению с другими альтернативными возможностями. Высокий социальный потенциал имеют бизнес-возможности, предполагающие разработку товара или услуги, удовлетворяющей конкретные выявленные социальные потребности, напрямую связанной с социальной миссией предприятия, позитивно принимаемой местным сообществом. Кроме того, дополнительную ценность получают проекты, социальную эффективность деятельности которых можно будет оценить в количественном выражении, в том числе и относительно затрат на проект. Высоким рыночным потенциалом в соответствии с данной методикой обладают социальные проекты, по которым выявлен существенный неудовлетворенный спрос и достаточное временное окно для возможной реализации, проекты, к которым проявляют интерес инвесторы, проекты, ориентированные на открытые рынки с несильной конкуренцией.
|
|
Высоким потенциалом в конкурентной борьбе обладают бизнес-возможности, которые ориентированы на рынки с высокими входными барьерами (поскольку это затруднит приток конкурентов). Сильная команда, обладающая всеми необходимыми знаниями и навыками для старта и ведения дела, — одно из самых важных конкурентных преимуществ любого предприятия. Кроме того, конкурентным преимуществом социального предприятия может стать привлекательность идеи для сторонников, волонтеров, а также возможность привлечения партнеров и создания альянсов. Возможность контролировать и оперативно менять структуру и величину расходов особенно будет важна для предприятия в период становления, который в среднем составляет для социального предприятия 3 года.
И, наконец, высоким потенциалом устойчивости обладают бизнес-возможности, ориентированные на стабильно высоких спрос на товар или услуги, а также подкрепленные наличием достаточных материальных, кадровых, финансовых и технологических ресурсов, проекты, которые позволят генерировать стабильную прибыль.
Методика оценки социальной бизнес-возможности | ||
Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» | ||
by Jill R. Kickul . Thomas S. Lyons, 2012 | ||
Социальный потенциал | ||
Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
Социальные потребности | Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности | Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности |
Соответствие миссии | Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия | Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия |
Достижимое социальное воздействие | Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия | Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность |
Социальная эффективность инвестиций | Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение | Низкая предполагаемая эффективность инвестиций |
Поддержка местного сообщества | Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом | Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом |
Рыночный потенциал | ||
Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
Есть неудовлетво-ренный спрос | Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП | Клиенты безразличны к появлению товара или услуги |
Временное окно | Достаточно времени для реализации возможности | Времени недостаточно для реализации проекта |
Интерес инвестора(ов) | Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора | Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов |
Размер рынка | Большой | Небольшой |
Достижимая доля рынка для проекта | Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией | Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками |
Потенциал конкурентных преимуществ | ||
Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
Входные барьеры | Много серьезных барьеров для входа на рынок | Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков |
Перспективные партнерства или альянсы | Много потенциальных партнеров | Мало потенциальных партнеров |
Контроль над расходами | Сильный контроль | Слабый или отсутствующий контроль над расходами |
Привлекательность миссии | Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников | Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников |
Управленческая команда | Сильная команда, полный набор необходимых компетенций | Слабая команда, недостаток ключевых компетенций |
Потенциал устойчивости | ||
Критерий | Сильная возможность | Слабая возможность |
Обеспеченность ресурсами | Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП | Недостаток материальных средств для старта и работы СП |
Возможности предприятия | Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП | Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП |
Достаточность инвестиций* | Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта | Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта |
Способность генерировать стабильную прибыль | Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль | Низкая вероятность прибыльности социального предприятия |
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса** | Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП | Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП |
Таблица 3. Методика оценки социальной бизнес-возможности | ||
Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul . Thomas S. Lyons, 2012 |
|
|
Пример оценки конкретной социальной бизнес-возможности | |||
на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса | |||
Критерии | Сильная | Средняя | Слабая |
Социальный потенциал | |||
Социальные потребности | + | ||
Соответствие миссии | + | ||
Достижимое социальное воздействие | + | ||
Социальная эффективность инвестиций | + | ||
Поддержка местного сообщества | + | ||
Рыночный потенциал | |||
Есть неудовлетворенный спрос | + | ||
Временное окно | + | ||
Интерес инвестора(ов) | + | ||
Размер рынка | + | ||
Достижимая доля рынка для проекта | + | ||
Потенциал конкурентных преимуществ | |||
Входные барьеры | + | ||
Перспективные партнерства или альянсы | + | ||
Контроль над расходами | + | ||
Привлекательность миссии | + | ||
Управленческая команда | + | ||
Потенциал устойчивости | |||
Обеспеченность (материальными) ресурсами | + | ||
Возможности предприятия (компетенции) | + | ||
Достаточность инвестиций | + | ||
Способность генерировать стабильную прибыль | + | ||
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса | + | ||
Итого: |
Подводные камни при выборе новой бизнес-возможности:
Стадия перехода от идеи к проекту реального предприятия является одной из самых ответственных для его будущей судьбы. Здесь представлены шесть наиболее важных подводных камней, которые часто встречаются в процессе выбора деятельности для нового социального предприятия:
