X-PDF

Оценка бизнес-возможности

Поделиться статьей

Мы можем выделить 6 основных критериев для выбора лучшей бизнес-возможности для создания социального предприятия:

1. Социальное воздействие: является одним из ключевых факторов оценки альтернативных идей для создания социального предприятия.

2. Время: для того, чтобы бизнес-возможность была успешно реализована, должна быть выявлена и четко определена потребность рынка в продукции/услуге, а также сроки, в рамках которых эта потребность будет актуальна для рынка. Бизнес-возможности возникают, что называется, в режиме реального времени. Даже если концепция товара или услуги очень перспективна, ошибочная оценка или несоблюдение сроков реализации проекта могут сделать нежизнеспособной любую перспективную возможность. Для успешной реализации бизнес-возможности ее временное «окно» должно быть открытым достаточно долго, чтобы предприниматель смог им воспользоваться.

3. Инновационность и конкурентное преимущество: вновь создаваемое предприятие должно предложить людям продукты с лучшими показателями, нежели те, что уже присутствуют на рынке. Новизна решения или существенно более низкий уровень цен, новый подход к ведению дел и к клиентам – все это может позволить социальному предприятию выдержать жесткую конкуренцию.

4. Экономическая составляющая деятельности предприятия: социальное предприятие должно быть прибыльным и обладать потенциалом роста. Показатели прибыли должны быть достаточными для того, чтобы даже при вероятных ошибках гарантировать его финансовую устойчивость.

5. Компетенции: необходимо, чтобы предприниматель и найденная им бизнес-возможность соответствовали друг другу. Иными словами, предприниматель должен иметь необходимые навыки и опыт, а также доступ к важнейшим ресурсам, необходимым для реализации возможности.

6. Капитал: Многие предприятия терпят крах вследствие нехватки капитала, и поэтому достаточность стартового и оборотного капитала является важнейшим фактором успешной реализации бизнес-возможности.

 

Индийский Центр развития социального предпринимательства и КСО (Centre for Social Entrepreneurship &amp . CSR) приводит в своих учебных материалах следующую таблицу критериев для оценки привлекательности конкретной социальной бизнес-возможности.

Критерии привлекательности бизнес-возможности Привлекательная возможность Непривлекательная возможность
1. Ожидаемое социальное воздействие Измеримое и высокое Невозможно оценить или низкое
2. Маркетинг    
— Социальная потребность Четко определена Не выявлена
— Клиенты Доступны и восприимчивы к маркетинговым акциям Недоступны, лояльны к продуктам конкурентов
— Дополнительная социальная стоимость, создаваемая продуктом для клиента Существенная Несущественная
— Жизненный цикл продукта Срок службы продукта позволяет клиенту окупить издержки на его покупку, а также получить дополнительную выгоду Срок службы продукта не позволяет клиенту окупить издержки на его покупку
— Структура рынка Новая отрасль, отсутствие жесткой конкуренции Высокая конкуренция, развитая или стагнирующая отрасль
— Объем рынка Достаточный, чтобы Ваше предприятие могло вырасти минимум на 200 — 400 процентов Неизвестен. Перспективы для роста не выявлены.
— Темпы роста рынка Наблюдается рост не менее 30% в год Отрицательные или менее 10% в год
2. Конкурентные преимущества:    
— Структура расходов Себестоимость ниже, чем у конкурентов Структура затрат лучше, чем у конкурентов Нет преимуществ со стороны издержек
— Уровень контроля за:    
а) ценами Средний или высокий Низкий или отсутствующий
б) расходами Средний или высокий Низкий или отсутствующий
в) поставками Средний или высокий Низкий или отсутствующий
— Преимущества в информации или административный ресурс Имеются или могут появиться Нет и не ожидаются
— Преимущество во времени или скорости реакции на изменения рынка Имеются Не имеются
— Правовые или договорные преимущества Собственные или эксклюзивные Не имеются
— Контакты и сети Хорошо развиты Ограничены
— Инновация Имеется Не имеется
3. Экономические факторы    
— Доход на инвестиции Стабильный, 25 % и более Нестабильный, менее 15%
— Требования к объему инвестиций Низкие или средние, поиск инвестиций не затруднен Высокие требования к инвестициям, поиск капитала представляется затруднительным
— Срок, необходимый для достижения финансовой устойчивости Год и менее 3 года и более
4. Управление    
— управленческий опыт и знания Опыт управления различными командами Управленческий опыт отсутствует
5. Неудачный предыдущий опыт организации собственного предприятия Не имеется Был один или несколько раз

Таблица 2. Оценка привлекательности социальной бизнес-возможности. А. Dixit. Identification &amp . Selection Of a Social Enterprise, 2012, p. 8-9.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

 

Однако более обоснованный и взвешенный подход на основании изученных методик таких исследователей, как Лонгенэкер, Портер, Байгрейв и Захаракис, Тиммонс и Спинелли, Китци и Дис, предложили Д. Кукис и С. Томас. Они предложили оценивать каждую бизнес-возможность по четырем блокам критериев, приведенным в таблице 3: социальный потенциал, рыночный потенциал, потенциал конкурентных преимуществ и потенциал устойчивости. В каждом блоке авторы выделили по 5 критериев, и по каждому из них можно дать оценку бизнес-возможности от «сильной» до «слабой». Чем больше будет количество критериев, по которым бизнес-возможность получит оценку «сильная», тем более привлекательным будет рассматриваемый проект по сравнению с другими альтернативными возможностями. Высокий социальный потенциал имеют бизнес-возможности, предполагающие разработку товара или услуги, удовлетворяющей конкретные выявленные социальные потребности, напрямую связанной с социальной миссией предприятия, позитивно принимаемой местным сообществом. Кроме того, дополнительную ценность получают проекты, социальную эффективность деятельности которых можно будет оценить в количественном выражении, в том числе и относительно затрат на проект. Высоким рыночным потенциалом в соответствии с данной методикой обладают социальные проекты, по которым выявлен существенный неудовлетворенный спрос и достаточное временное окно для возможной реализации, проекты, к которым проявляют интерес инвесторы, проекты, ориентированные на открытые рынки с несильной конкуренцией.

Высоким потенциалом в конкурентной борьбе обладают бизнес-возможности, которые ориентированы на рынки с высокими входными барьерами (поскольку это затруднит приток конкурентов). Сильная команда, обладающая всеми необходимыми знаниями и навыками для старта и ведения дела, — одно из самых важных конкурентных преимуществ любого предприятия. Кроме того, конкурентным преимуществом социального предприятия может стать привлекательность идеи для сторонников, волонтеров, а также возможность привлечения партнеров и создания альянсов. Возможность контролировать и оперативно менять структуру и величину расходов особенно будет важна для предприятия в период становления, который в среднем составляет для социального предприятия 3 года.

И, наконец, высоким потенциалом устойчивости обладают бизнес-возможности, ориентированные на стабильно высоких спрос на товар или услуги, а также подкрепленные наличием достаточных материальных, кадровых, финансовых и технологических ресурсов, проекты, которые позволят генерировать стабильную прибыль.

Методика оценки социальной бизнес-возможности  
Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World»
by Jill R. Kickul . Thomas S. Lyons, 2012  
     
Социальный потенциал
Критерий Сильная возможность Слабая возможность
Социальные потребности Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности
Соответствие миссии Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия
Достижимое социальное воздействие Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность
Социальная эффективность инвестиций Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение Низкая предполагаемая эффективность инвестиций
Поддержка местного сообщества Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом
Рыночный потенциал
Критерий Сильная возможность Слабая возможность
Есть неудовлетво-ренный спрос Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП Клиенты безразличны к появлению товара или услуги
Временное окно Достаточно времени для реализации возможности Времени недостаточно для реализации проекта
Интерес инвестора(ов) Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов
Размер рынка Большой Небольшой
Достижимая доля рынка для проекта Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками
Потенциал конкурентных преимуществ
Критерий Сильная возможность Слабая возможность
Входные барьеры Много серьезных барьеров для входа на рынок Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков
Перспективные партнерства или альянсы Много потенциальных партнеров Мало потенциальных партнеров
Контроль над расходами Сильный контроль Слабый или отсутствующий контроль над расходами
Привлекательность миссии Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников
Управленческая команда Сильная команда, полный набор необходимых компетенций Слабая команда, недостаток ключевых компетенций
Потенциал устойчивости
Критерий Сильная возможность Слабая возможность
Обеспеченность ресурсами Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП Недостаток материальных средств для старта и работы СП
Возможности предприятия Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП
Достаточность инвестиций* Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта
Способность генерировать стабильную прибыль Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль Низкая вероятность прибыльности социального предприятия
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса** Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП
Таблица 3. Методика оценки социальной бизнес-возможности
Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul . Thomas S. Lyons, 2012

 

Пример оценки конкретной социальной бизнес-возможности
на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса
Критерии Сильная Средняя Слабая
Социальный потенциал      
Социальные потребности   +  
Соответствие миссии +    
Достижимое социальное воздействие +    
Социальная эффективность инвестиций   +  
Поддержка местного сообщества     +
Рыночный потенциал      
Есть неудовлетворенный спрос +    
Временное окно +    
Интерес инвестора(ов)     +
Размер рынка   +  
Достижимая доля рынка для проекта   +  
Потенциал конкурентных преимуществ      
Входные барьеры     +
Перспективные партнерства или альянсы   +  
Контроль над расходами +    
Привлекательность миссии +    
Управленческая команда   +  
Потенциал устойчивости      
Обеспеченность (материальными) ресурсами +    
Возможности предприятия (компетенции)   +  
Достаточность инвестиций     +
Способность генерировать стабильную прибыль +    
Наличие устойчиво высокого потенциального спроса +    
Итого:      

 

Подводные камни при выборе новой бизнес-возможности:

Стадия перехода от идеи к проекту реального предприятия является одной из самых ответственных для его будущей судьбы. Здесь представлены шесть наиболее важных подводных камней, которые часто встречаются в процессе выбора деятельности для нового социального предприятия:

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет