X-PDF

ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ НА ХОДУ, НА ЯКОРЕ И НА МЕЛИ

Поделиться статьей

ЛЕКЦИЯ №3

по учебной дисциплине

Управление судном

Огни и знаки судов на ходу, на якоре, на мели

(полное название темы лекции)

Учебный поток: _______ 634, 635 классы. Судоводители ______________________

(шифр потока с учётом специальности и специализации подготовки)

Время: _____ 2 часа ________________________________________________________

Место: _____ 216 лекционная аудитория ______________________________________

(обычная или специальная аудитория с соответствующим оборудованием)

Учебные и воспитательные цели: _____________________________________________

Учебные вопросы и распределение времени:

1. Огни и знаки судов на ходу, на якоре, на мели — 85 мин.

Приложение №1 Структурная схема огней и знаков судов на ходу, на якоре, на мели.

Выводы и ответы на вопросы: — 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение: ____ плакаты, слайды, полилюкс, экран __________

(наглядные пособия, демонстрации, технические средства обучения)

Учебная литература: ________________________________________________________

(с указанием разделов и страниц)

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения — МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

2. Международная конвенция по предупреждению столкновения судов в море (МППСС-72)

3. Международный свод сигналов (МСС-2005).

4. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98) .

5. А.П.Яскевич, Ю.Г. Зурабов «Новые МППСС» изд. Транспорт 1979 год.

6. Ф.В.Быков «МППСС-72 в вопросах и ответах, задачах и решениях» Пособие. 1978 год.

7. С.Г.Сазонов и др. «Справочник-экзаменатор МППСС-72» 1985 год.

8. «Справочник-экзаменатор по огням и знакам МППСС-72» Одесса 2002 год.

9. Н.А. Вахтанин «Безопасность морского судоходства» Севастополь 2006 год.

10. В.И. Бобин «Терминологический справочник судоводителя по ведению документации на английском языке» Москва. изд. Транспорт 2002 год.

11. Г.М. Железный и другие. «Что должен знать судоводитель». Пособие. Одесса 2005 год.

12. А. Дидык «Управление судном и его техническая эксплуатация» изд. Транспорт 1990 г.

13. А.Г. Третьяк и др. «Практика управления морским судном» изд. Транспорт 1988 год.

14. В.Н.Виноградов «Методическое пособие по действию вахтенного помощника в нестандартных ситуациях». Измаил 2002 год.

15. А.Замоткин «Морская практика для матроса» изд. Транспорт 1993 год.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ

Последовательное и полное изложение всех вопросов лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения и методических приёмов преподавания материала. Добиваться активизации работы студентов для достижения учебных и воспитательных целей.

Разработал: ___ Старший преподаватель кафедры СиМБ: С.Новицкий

(должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

Лекцию обсудили и одобрили на заседании кафедры СиМБ.

Протокол № ___ от «___» _____________

ОГНИ И ЗНАКИ СУДОВ НА ХОДУ, НА ЯКОРЕ И НА МЕЛИ

Огни на судах должны быть выставлены от захода до вос­хода солнца, а при ограниченной видимости — также и в период от восхода до захода. Знаки выставляют днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно должно нести одновременно навигацион­ные огни и знаки.

Судно с механическим двигателем на ходу (СМД) представляет собой любое судно, приводимое в движение механической установкой, несет:

— топовый огонь впереди, а если длина судна более 50 м, — то дополни­тельно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5м .

— бортовые и кормовой огни.

СМД длиной менее 50 м. не обязаны, но могут выстав­лять второй топовый огонь.

СМД длиной менее 12 м. может вместо указанных огней выставлять:

— топовый огонь (или вместо него белый круговой огонь) .

— бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре и установленные в ДП судна.

СМД длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не больше 7 узлов, согласно правила 23 МППСС-72 может выставлять белый круговой огонь. Такое судно, если это практически возможно, выставляет также бортовые огни.

Белый круговой огонь может быть смещён относительно диаметральной плоскости судна, если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна . при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к продольной плоскости, в которой установлен белый круговой огонь.

Согласно правила 22 МППСС-72 дальность видимости ходовых огней для таких судов должна быть:

— белый круговой огонь — 2 мили .

— бортовые огони — 1 миля .

Судно на воздушной подушке в дополнение к топовым, бортовым и кормовому огням судна с механическим двигателем, выставляет желтый круговой проблесковый огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Парусное судно означает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется. На ходу несет:

— бортовые огни .

— кормовой огонь .

— в дополнение к ним может нести на топе или около топа мачты два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых красный, а нижний зеленый.

Если длина судна менее 20 м, то бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляют на топе или около топа мачты. В этом случае круговые красный и зеленый огни не выставляют.

На парусном судне длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, следует иметь нагото­ве электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, ко­торый заблаговременно выставляют для предупреждения столкновения. Аналогичные требования предъявляют к судну, идущему на веслах.

Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, оно несет огни судна с меха­ническим двигателем, а днем — знак в виде конуса вершиной вниз.

Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой дру­гого судна или объекта на буксирном тросе, выставляет:

— два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии .

— если длина буксира, измеренная от кормы буксирующегo судна до кормы буксируемого, превышает 200 м, — три таких огня .

— дополнительный топовый огонь позади, и выше передних топовых, если длина буксирующего судна 50 м и более .

— бортовые и кормовой огни .

— желтый буксировочный огонь, расположенный по вертикали над кормо­вым огнем.

Буксируемое судно выставляет бортовые и кормовой огни. В дневное время, если длина буксира более 200 м, оба судна выставляют ромбы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

При буксировке методом толкания и при этом толкающее и толкаемое суда жестко соединены в одно сочлененное судно, буксирующее судно выставляет те же огни, что и судно с механическим двигателем. Толкаемое судно выставляет бортовые огни.

При буксировке лагом, если другое судно, не является частью жестко сочлененного судна, оно выставляет:

— два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии .

— топовый огонь позади и выше передних топовых, если буксирующее судно имеет длину более 50 м .

— бортовые и кормовой огни.

Буксировочный огонь ночью и ромбовидный знак днем не выставляют. Судно, буксируемое лагом, в дополнение к бортовым огням выставляет кормовой огонь.

Малозаметное полупогруженное буксируемое судно, объект либо комбинация таких судов или объектов должны выставлять:

— при ширине менее 25 м — один белый круговой огонь в передней части и другой такой же огонь в кормовой части, а при ширине 25 м и более — два дополнительных белых круговых огня на бортовых оконечностях или вблизи них .

— при длине более 100 м — дополнительные белые круговые огни между указанными выше огнями, установленные таким образом, чтобы расстояние между соседними огнями не превышало 100 м .

— днем — ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого судна или объекта, а если длина буксира более 200 м, — дополнительный ромбовидный знак впереди на наи­более видном месте.

Судно с механическим двигателем, занятое сложной буксировкой, которая делает для него невозможным от­клонение от своего курса выставляет:

— три круговых огня или три знакам днём, предписанным для судов, ограниченных в воз­можности маневрировать .

— огни или знаки судов с механическим двигателем, занятых буксировкой с соответствую­щей длиной буксира, т. е. топовые, бортовые, кормовой и буксировочный огни, а днем — ромбовидный знак.

При стоянке на якоре судно выставляет только якорные огни или шар. При передаче людей, снабжения или груза с одного судна на другое на ходу огни и знаки, предписанные для судна, ограниченного в возможности маневрировать, выставляют на обоих судах.

Рыболовное судно, означает любое судно, проводящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.

Судно, занятое ловом рыбы тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова, выставляет:

· два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых зеленый, а нижний белый .

· топовый огонь позади и выше кругового зеленого (суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять такой огонь) .

· бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Согласно Приложения №3 МППСС-72 суда, занятые тралением вблизи одно от другого, могут по­казать характер своей деятельности выставлением дополнительных сигналов, а именно круговых огней, расположенных по вертикальной линии:

— когда они выметывают снасти, — двух белых .

— когда они выбирают снасти, — белого огня над красным .

— когда снасть зацепилась за препятствие, — двух красных огней.

При парном тралении каждое судно направляет луч прожектора вперед и в сторону другого судна этой пары.

Если судно ловит рыбу кошельковым неводом и его движение затруднено снастью, оно может указать на это выставлением по вертикальной линии двух желтых огней, дающих попеременно каж­дую секунду проблески с одинаковой продолжительностью света и затмения.

Судно, занятое ловом рыбы нетраловыми снастями (сетями, ярусными крючковыми снастями и др.), несет такие же огни, как и судно, занятое тралением, с той лишь разницей, что вместо верхнего кругового зеленого огня оно несет круговой красный огонь.

Если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то дополнительно выставляют в направлении этих снастей круговой белый огонь, расположенный ниже рыболовных и выше бортовых огней, а днем — знак в виде кону­са вершиной вверх.

Днем все рыболовные суда выставляют на наиболее видном месте по вертикальной линии знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, а если длина судна менее 20 м, то вместо этого знака — корзину.

Суда, занятые ловом рыбы, несут только указанные огни и знаки независимо от того, находятся ли они на ходу или стоят на якоре. Если рыболовное судно не занято ловом рыбы, то оно несет огни, предписанные судам соответствующей длины.

Судно, лишенное возможности управляться означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну, должно выставлять ночью:

— два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наи­более видном месте .

— бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем — два черных шара диаметром 0,6м расположен­ных аналогично круговым огням по вертикальной линии на наиболее видном месте. Вертикальное рас­стояние между огнями должно быть не менее , между знаками не менее 1—1,5м.

При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или шар.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и потому не может уступить дорогу другому судну. Судно ОВМ, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно ночью нести на наиболее видном месте:

— три круговых огня, расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым).

— топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Днем судно несет три знака, также расположенных по вертикальной линии (верхний и нижний из этих знаков должны быть черными шарами, а средний — чер­ным ромбом).

При стоянке на якоре в дополнение к указанным круговым огням или знакам судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Термин судно, ограниченное в возможности маневрировать охватывает, (но не исчерпывает) следующие суда:

— судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода .

— судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрографическими или подводными работами .

— судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза .

— судно, занятое обеспечением взлета или приема летательных аппаратов .

— судно, занятое работами по устранению минной опасности .

— судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

Судно, занятое дноуглубительными или другими работами, не позволяющими ему уступить дорогу другому судну, выставляет огни и знаки, предписанные судам, ограниченным в возможности маневрировать, а если существует препятствие для прохода дру­гого судна, то дополнительно расположенные по вертикальной линии:

— ночью два красных круговых огня, днем два черных шара, расположен­ных по вертикальной линии для указания стороны, на которой существует препятствие .

— ночью два зеленых круговых огня, днем два ромба, располо­женных по вертикальной линии для указания стороны, с которой может пройти другое судно .

— топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Когда такое судно стоит на якоре, оно несет только предписанные ему огни или знаки и не выставляет якорные.

Суда, следующие вдоль узкого прохода или фарватера, при приближении к судам, ограниченным в возможности маневрировать, должны заблаговре­менно уменьшить ход и в расстоянии от них не менее 0,5 мили дать один продолжительный звуковой сигнал.

По этому сигналу суда, занятые специальными работами, должны пре­кратить работу и спустить огни (знаки), предписанные для судов, ограни­ченных в возможности маневрировать. Спуск указанных огней (знаков) озна­чает освобождение прохода. В узком проходе или фарватере проходить мимо судов, производящих специальные работы и ограниченных в возможности ма­неврировать, до спуска на них огней (знаков) запрещается.

При приблжениии судна, стесненного своей осадкой, к судам, ограни­ченным в возможности свободно маневрировать, последние обязаны не толь­ко прекратить работы, но и освободить проход, выйдя по возможности за бровку фарватера.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практи­чески не позволяют выставлять указанные огни и знаки, то на нем должны быть по вертикальной линии три круговых огня, верхний и нижний из которых красные, а средний белый.

Днем поднимают флаг «А» (в соответствии с Международным сводом сигналов), изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее , видимый со всех сторон.

А Алфа • — У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.

Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным судам с механическими двигателями на ходу, несет три зеленых круговых огня, а днем — три шара. Один из этих огней или шаров находится вблизи топа фок-мачты, а два других — на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно подходить ближе чем на 1000 м к этому судну. При этом топовые, бортовые и кормовой огни выставляют независимо от того, имеет судно ход отно­сительно воды или нет.

При выполнении судном работ на якоре в дополнение к указанным огням и знакам должны быть якорные огни или шар.

Судно, стесненное своей осадкой означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует. В дополнение к сигналам, предписан­ным для судов с механическим двигателем, может в условиях ограниченной видимости и при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено не­обходимым, выставлять на наиболее видном месте:

— ночью три красных кру­говых огня, расположенных по вертикальной линии, с расстоянием между ними не менее 2 м .

— в дневное время — черный цилиндр диаметром не менее 0,6 м и вы­сотой, равной его двойному диаметру.

При стоянке на якоре судно выставляет якорные огни, а днем — черный шар.

Лоцманское судно при исполнении лоцманских обязанностей выставляет на топе мачты или вблизи него:

— два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых белый, а нижний красный .

— бортовые и кормовой огни, если судно на ходу.

Если судно стоит на якоре, то в дополнение к указанным круговым огням на нем должен быть якорный огонь (огни), а днем — чёрный шар. Лоцманское судно, не занятое выполнением лоцманских обязан­ностей, выставляет огни и знаки, предписанные аналогичным судам такой же длины.

Судно на мели в дополнение к якорным огням выставляет по вертикальной линии два красных круговых огня, а днем — три чёрных шара, расположенных аналогично огням. От обязанности выставлять якорный огонь освобождены суда длиной менее 7 м, если они находятся за пределами узкости, мест якорной стоянки, а также районов обычного движения судов. Судно длиной менее 12 м, сидящее на мели, может выставлять только якорный огонь или шар.

Судно на якоре длиной 50 м. и более должно выставлять на наиболее видном месте в носовой части судна белый круговой огонь (ночью) или шар (днём) . на корме или вблизи нее и ниже огня, выставленного в носовой части судна — белый круговой огонь.

Судно длиной менее 50 м. может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь, вместо огней предписанных для судна длиной 50 м. и более.

Судно на якоре может, а судно длиной больше 100 м. должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

Старший преподавателькафедры СиМБ: С.Новицкий


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет