Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2-х лет у ребёнка начинает развиваться подлинная самостоятельность. Её показатели – «личные желания» ребёнка. Ребёнок уже ставит цели, достижение которых приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметами. Например, ребёнок настаивает на самостоятельности в приёме пищи, стремится сам действовать ложкой.
Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.
Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполагания как компонента самостоятельности.
На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий.
|
|
Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.
В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей связаны со стремлением ребёнка к самостоятельности, проявлению его личности. Ребёнок стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, которые присущи взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам».
Личное действие — это такое действие, к которому ребёнок относится как своему, им самим производимому. Например, «Я буду рисовать», «Я буду гулять», «Я буду умываться» и т.п.
В 3года возможно негативное поведение ребёнка, характерное для кризиса.
Причины:
§ Взрослый не перестроил своё отношение к ребёнку.
§ Отсутствует организация делового сотрудничества.
§ Демонстрация превосходства взрослого над ребёнком («Ты ещё мал»).
Симптомы кризиса (по Л.С.Выготскому)
1. Негативизм – такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
2. Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.
|
|
3. Строптивость – реакция ребёнка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни (например, отказывается ложиться спать).
4. Своеволие (своенравие) – тенденция ребёнка к самостоятельности, когда он хочет всё сделать сам.
5. Протест – бунт, когда всё поведение ребёнка начинает носить протестующий характер.
6. Симптом обесценивания взрослого – ребёнок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюётся, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды.
7. Стремление к деспотизму – желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим, особенно к матери. Чаще проявляется в семье с единственным ребёнком.
8. Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть другие дети. Ребёнок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребёнок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать господином положения, центром внимания.
9. Реакция невротического или психопатического характера – это могут быть страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения речи и т.д.
Интенсивность симптоматики проявляется в различной степени и зависит:
§ от семейного микроклимата .
§ от модели воспитания .
§ от биологически обусловленных свойств организма.
Кризис 3-х лет – явление субъективно трудное для самого ребёнка и объективное – для близких ему взрослых. По Д.Б.Эльконину – это кризис социальных отношений. Однако это явление проходящее.ьЗдесь есть и позитивное начало: связанные с кризисом новообразования, отделение, обособление себя от окружающих и одновременно успехи в общении, выделение своего «Я».
