Автор | Содержание понятия |
М.Вебер | Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. |
Э.Гидденс | Социология- это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов. |
П.А.Сорокин | Социология- это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. |
Н.Смелзер | Социология- это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа. |
2. Дайте оценку приведенным ниже суждениям . определите, какие из них правильные, а какие неправильные.
Содержание суждения | Правильное | Неправильное |
Объект социологии- развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп. | ||
Предмет социологии возникает вследствие выделения исследователем из ее объекта – общества – существенных особенностей и взаимодействий. | ||
Предметом социологии является изучение классовой борьбы. | ||
Предметом социологии является исследование взаимодействий личностей и социальных общностей друг с другом и с условиями их существования и развития. | ||
Ключевой категорией социологии является социальная общность. Ключевой категорией социологии является государство. Основная задача социологии — наблюдение и описание социальных процессов. Основная задача социологии — изучение социальных конфликтов и процессов, тенденций их развития. |
3. В таблице, расположенной ниже, приведены названия основных функций и их содержания. Однако в некоторых строчках название и содержание функций оказались перепутанными. Вам нужно разобраться в этой путанице и установить, какому названию функции социологии соответствует ее содержание.
Название функций | Содержание функций |
Познавательная | Изучение и понимание общества, его структуры, особенности взаимодействия индивидов и их групп друг с другом и условиями жизнедеятельности. |
Концептуально-описательная | Осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существует то или иное общество, существующие в нем социальные организации и институты, права и нормы ожидания индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам. |
Объясняющая | Формулирование понятий, категорий и теорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. |
Оценочная | Научное объяснение социальных явлений, событий и процессов на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. |
Мировоззренчески-идеологическая | Выявление социальных прогнозов, построение наиболее вероятностных сценариев развития тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории дальнейшего развертывания социальных процессов. |
Прогностическая | Разъяснение и претворение в жизнь определенных общественно- политических идеалов. |
Управленческая | На основе выявления тенденций и закономерностей социального развития и определения прогнозов формулирование научно обоснованных рекомендаций, ориентирующих органы власти на то, как лучше управлять социальными процессами. |
Образовательная | Тиражирование и распространение социологических знаний и оценок, оказание через систему учебных заведений и повышения квалификации помощи людям и организации лучше узнавать общество и изменять его к лучшему. |
4. Напишите небольшое сочинение на тему «Каковы Ваши ожидания от учебного курса «Социология». В этой работе попытайтесь ответить на вопрос: как можно использовать социологические знания а) каждому гражданину, б) специалисту Вашей профессии.
5. Составьте реферат по статье П. Монсона «Лодка на аллеях парка. Введение в социологию» («Социологические исследования», 1996, №3, №5) и ответьте на вопросы: что значит: а) изучить общество . б) объяснить общество . в) понимать общество.
6. Заполните таблицу:
Этапы исторического развития социологической мысли | Основные представители | Основные методы исследования | Основные объекты изучения. |
7. Ознакомьтесь с учебным материалом (Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология, с.16-20) и ответьте на вопросы:
а) как О. Конт сформулировал закон трех фазисов умственного развития человечества?
б) что означает применение «позитивного метода» к познанию общественной жизни?
8. Ознакомьтесь с учебным материалом
(П. Сорокин Общедоступный учебник социологии, гл.IX в.: практикум по социологии с.156-161) и ответьте на вопросы:
а) какие школы в социологии выделял П. Сорокин .
б) дайте характеристику основным социологическим школам .
в) какие социологические теории относятся к монистической категории .
г) какие социологические теории относятся к плюралистической категории.
9. Подготовьте краткие сообщения по проблемам:
а) Эволюционно- органическое направление в социологии Г. Спенсера .
б) Социология «социального факта» Э. Дюркгейма .
в) «Понимающая социология» М. Вебера .
г) Интегральная социология П. Сорокина .
д) Эволюция теоретической социологии XX века .
е) Особенности российских социологических направлений (по выбору: анархизм М. Бакунина, П. Кропоткина . взгляды народников . психологическое направление . легальный марксизм . плюралистическая социология М. Ковалевского и др.)
ж) Особенности казахской социальной мысли (по выбору: А. Кунанбаев,
Ч. Валиханов, И. Алтынсарин и др.)
10. Понятийно- терминологическая игра «Основные теории развития общества»
Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и понятия социологии, раскрывающие сущность общества.
Задачи:
1.Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения .
2.Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп .
3.Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятий.
Организация игры:
1.Студенческая группа подразделяется на дискуссионные подгруппы по 5-6 человек .
2.Каждая подгруппа представляет и отстаивает свою теорию развития общества (формационная, постиндустриальная, постэкономическая, коммуникативная, социальной системы, высокой (поздней) современности).
3.Подгруппа составляет термино – карту (6-8 ключевых понятий по теории), схему развития общества согласно представляемой теории.
4.Задача подгруппы — доказать научную обоснованность представляемой теории.
5.В ходе обсуждения происходит научная дискуссия.
6.Оценка итогов производится экспертной комиссией в составе преподавателя и по 1 участнику от каждой группы.
11. Составьте таблицу – схему «Основные теории происхождения общества»:
Название теории | Исходная категория | Основные социологические понятия |
12. Ознакомьтесь с учебным материалом (Кравченко А.И., Социология, 2003, с.с.55-69). Выполните следующие виды работы:
а) выпишите все значения понятия «общество» .
б) приведите признаки общества с точки зрения Э. Шилза, Р. Марша .
в) выделите подсистемы (сферы) общества .
г) приведите модель общества К. Маркса.
13. Ознакомьтесь с учебником (Кравченко А.И. Социология, 2009, с.с.89-121). Выполните следующие виды работы:
а) приведите критерии типологии общества .
б) составьте таблицу- схему: ступени развития общества:
Ступень развития общества | Основной вид деятельности | Форма общественной организации | Тип социальных групп |
в) Дать характеристику теории развития общества Э. Дюркгейма.
14. Ознакомьтесь с учебным материалом (Козаринова Н.В, Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии, М., 2011, с.с.111-117). Составьте сравнительную таблицу традиционного и современного общества по 9 основным признакам (пример:)
Традиционное общество | Современное общество |
1.Естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку). ……….. 9. | 1.Глуьокое разделение труда (на профессионально- квалифицированной основе). ………….. 9. |
15. Используя данные схемы, дайте характеристику стратификационных систем в нашем обществе.
Тип стратификационной системы | Стратификационные критерии |
1.Физико–генетическая | -естественные социально-демографические признаки (пол, возраст, физические качества) |
2.Кастовая | -этнические различия, закрепленные нормами |
3.Сословно-корпоративная | -формальные права и обязанности, закрепленные законодательным порядком, часто передающиеся по наследству |
4.Этакратическая | -положение во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), возможности мобилизации и распределение ресурсов, привилегии властных позиций |
5.Социально-профессиональная | -содержание и условия труда, квалификация (опыт, умения, навыки) |
6.Классовая | -характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт, уровень получаемых доходов и личного материального благосостояния |
7.Культурно-символическая | -доступ к социально значимой информации, возможности ее использования |
8.Культурно-нормативная | -образ жизни, нормы поведения, социальный престиж группы |
9.Социально-территориальная | -распределение ресурсов между регионами (рабочие места, жилье, услуги, транспорт и т.п.) |
16. Проанализируйте различные подходы к определению классов. Выделите сходные и различные классообразующие критерии. Какое из приведенных определений подходит для характеристики классовой структуры нашего общества.
«Классы-большие группы людей, отличающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И. Ленин).
«Класс- это совокупность статусных групп, занимающих сходные рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер).
«Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификации), рыночные позиции (способности и квалификация)» (У. Рансимен).
17. Ознакомьтесь с данной схемой (см. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре постсоветской России //Соц Ис, 2012 №9).
Социальная структура постсоветского общества.