ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ
Объект и предмет, определение социологии
Объект науки — определённая часть действительности.
Предмет науки — логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователей в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среза, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от латинского societas — общество и греческого logos — учение).
При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, которое отражает все многообразие связей и отношений, образующих общественную жизнь.
Предметом изучения социологии являются социальные структуры и социальное поведение.
Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.
Структура социологии
Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям.
В зависимости от объекта исследования социология делится на макросоциологию, микросоциологию м социологию среднего уровня.
1) макросоциология или общетеоретическая социология исследует явления и процессы на уровне всего общества в целом .
2) микросоциология — на уровне личности, межличностных взаимодействий
3) отраслевая социология или социология среднего уровня — на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий. В ней выделяют 3 раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, социология образования), исследование социальных общностей (социология толпы, этносоциология), исследование социальных процессов (социология конфликтов, демографическая социология и т.д.) .
В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяются на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка.
Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях. Социологическая методология включает в себя совокупность общефилософских, общенаучных, специфически социологических методов
1) Общефилософские методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование
2) Общенаучные методы: системный . комплексный . моделирование . типологизация
3) Методы теоретической социологии: структурно-функциональный, сравнительный, кросс-культурный анализ, корреляционно-причинный, вычленение системообразующих связей
4) Методы практической социологии: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов
Основатели социологии
Огюст Конт (1798-1857) – французский ученый, считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Он подчёркивал, что изучение общества должно быть научным («позитивным»), и настоятельно рекомендовал социологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологических методов (позитивная социология).
Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Автор закона о 3 стадиях развития общества:
теологическая стадия — военное господство .
метафизическая стадия — феодальное господство .
позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Герберт Спенсер (1820 — 1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определён как социальный дарвинизм.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда (органическая солидарность).
По Дюркгейму, предмет социологии — социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».
Социальные факты представлены двумя группами: социальными структурами и социальными институтами.
Макс Вебер (1864 — 1920) — немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию «понимания» как основного метода постижения смысла.
Вебер ввел понятие «социальное действие».