X-PDF

Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне

Поделиться статьей

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

Методическая разработка открытого занятия:

 

Тема:    «Основные аппликатурные принципы

игры на аккордеоне»

 

 

 

                                                                          Выполнил :

                                                                          педагог ДО

                                                                          МБУ ДО ЦРТДЮ

                                                                         Осколкова Н.В.

                                                                          Проведен 21.12.2022г.

 

 

г.Крымск

2022г.

 

Открытыйурок по аккордеону

натему:

«Основныеаппликатурные принципы

игрына аккордеоне»

 

Главнымпринципом наилучшей аппликатуры является та           аппликатура,     котораяпозволяет верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с еесмыслом»

Г.Нейгауз

 

Предмет: Музыкальноеисполнительство «Аккордеон» с учащимся 2 класса Байбуза Михаилом

Дата:21.12.22г.

Тема урока:«Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне»

Тип урока:открытый

Форма работы:индивидуальная

Цельурока: освоение и применение основных принципов и методов аппликатуры в   работенад  гаммами и

музыкальнымипроизведениями

Задачиурока:

1.Образовательные:

— обобщениеи углубление аппликатурных навыков учащегося;

-формированиесознательного отношения к аппликатуре.

2.Развивающие:

-развиватьмузыкальную память, внутренний слух;

-приобретениенавыков игры на аккордеоне.

3.Воспитательные:

-воспитывать у учащегосявнимание, целеустремлённость и настойчивость в овладении приемамии навыками игры на аккордеоне.

4.Здоровьесберегающие:

-правильнаяпосадка, удобное положение рук.

Методыобучения:словесные, наглядные

Оборудование:инструменты, стулья, пульт, нотный материал

Назначение:данныйурок может быть полезен преподавателям по специальности баян, аккордеон. Данныйматериал рассчитан на учащихся 1-2 года обучения

 

Критерии оценки результативности работыучащегося

Высокий уровень:

-творческаяоценка, самостоятельность, инициатива;

-быстроеосмысление задания;  точное, выразительное его исполнение без помощивзрослого;

-ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень:

-эмоциональныйинтерес;

— желаниевключиться в музыкальную деятельность, однако учащийся затрудняется ввыполнении задания;

-требуется помощь педагога, дополнительноеобъяснение, показ, повторы.

Низкий уровень:

-мало эмоционален,безразлично относится к музыке, к

музыкальной деятельности.

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

Репертуарныйплан:

1.Гамма  До мажор,Ля минор

2.Черни «Этюд»

3. РНТ «Барыня»

4.К.Листов «Вземлянке»

 

 

План  урока:

1. Организационныймомент.

2. Разминка,упражнения.

3. Работа надпроизведениями (физкультминутка).

4. Подведение итогов.

 

Ходурока

1. Организационныймомент.

Приветствие.Представление учащегося.

Сообщение темыурока, постановка учебной цели и задач.

Настрой на плодотворную работу.

2.Разминка,упражнения.

        Педагог: урок мы начинаем с подготовки нашего игрового аппарата- исполнения гаммыДо мажор. Следим за четким исполнением аппликатуры, сменой меха,динамическими оттенками. Особое внимание уделяем равномерному ведению меха.

        Исполнение гаммы Ля минор. Отрабатываем правильную аппликатуру и скачкив левой руке. Обрати внимание на активную работу 5 пальца. Так же следим заведением меха (игра без толчков).

        После исполнения гамм проводим небольшую разминку-гимнастику для кистей ипальцев рук (сгибание-разгибание, расслабление, массаж пальчиков и кистей).

 

 

 

3.Работанад произведениями.

        Педагог: прежде, чем мы начнем работать над произведениями, давай вспомним всеоб аппликатуре, что это такое? (ответы ученика). Молодец, правильно. «Аппликатура»(латинского- прикладываю, прижимаю) – способ переборки пальцев на

        музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев.

        Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Онаопределяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые длявыразительности произведения.

        Говоря об аппликатуре необходимо уяснить, что наилучшей является тааппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболееточно согласуется с ее смыслом.

        Аппликатуру нужно выбирать сознательно. Во время первых проигрываниймузыкального произведения многие ученики не обращают на аппликатуру, фокусируяосновное внимание на нотном тексте, ритме, знаках альтерации. В этот моментразбор музыкального произведения идет в медленном темпе, только при

        переходе к указанному автором темпу ученик начинает понимать, что ему неудобноиграть. Начинается корректировка отдельных моментов. Задачапедагога    привлечь внимание ученика к важности работы надаппликатурой. 

        Необходимо изучить редакционные и авторские указания. Но не следует слепозаучивать все то, что написано в нотах. Встречается неудачная и неудобнаяаппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзязаучивать механически, без участия головы и слуха.

        Вот теперь мы можем начать работу над произведениями. И первое нашепроизведение – это «Этюд» К. Черни. Миша, давай вспомним, что такое«этюд»? (ответ учащегося). Правильно, это небольшое музыкальное  произведение,пьеса, обычно небольшого объема, основанная на частом   применении какого-тосложного исполнительского приема. Исполнять этюды очень полезно, т.к. ониинтересны нам своей  многовариантностью пальцевых комбинаций, благодаря чему мыможем самостоятельно развивать каждый палец. В 1 части этюда обрати внимание нанепрерывное  исполнение легато шестнадцатых нот. Это достигается благодаряудобной и правильной аппликатуре. Твоя задача: следить за аппликатурой,красивым исполнением легато, а для этого смотрим, чтобы пальчики переступалибез лишних взмахиваний. Кисть должна быть развернута по направлению движения.Одновременно следи за динамикой и сменой меха.

        Педагог: следующее произведение — РНТ «Барыня». Миша, расскажи, какойэтот танец по характеру, какие особенности ты заметил, что необычного? (ответучащегося, проводит анализ произведения).  Да, это веселый, озорной танец.Начинается он в умеренном темпе, а затем идет постепенное ускорение. Видимбольшие скачки в правой руке, которые как-бы изображают высокие прыжки мужчин втанце, приседания. И прослеживаются мягкие, плавные движения девушек. В танцеочень важно держать четкий ритм.

        Начинаем работать по фразам, предложениям, а потом частям. Следи заакцентированием первой доли, ровностью и плавностью звучания в правой руке присмене позиции. Добивайся свободы движения, не зажимай правую руку. Во времяисполнения  четко должен работать слуховой контроль.

 

        Физкультминутка.

        Педагог: Миша, ты поработал, теперь давай немногодадим твоим пальчикам и рукам отдохнуть, расслабиться.

        1 упражнение на расслабление рук: раскачивание рук и туловища в стороны.

        2 упражнение: растяжка и расслабление мышц шеи.

        3 упражнение: расслабление глаз.

 

        Педагог: переходим к изучению другого произведения, которое отличается от исполняемыхранее произведений. Это песня написана во время Великой Отечественной войны КонстантиномЛистовым «В землянке». Миша, давай послушаем эту песню в записи со словами(прослушивание аудио-записи).   Сейчас я исполню тебе эту песню на аккордеоне,послушай. Скажи, какой характер, настроение, отличаются ли части песни похарактеру? (ответы учащегося). Далее Миша проводит более подробный анализпроизведения: характер, интонационные особенности, фразировка (в каждой фразенайти смысловую вершину), скачки, переходы в правой и левой руке. Работуначинаем по фразам: важно обратить внимание учащегося на непрерывность,красивое исполнение легато, соблюдение нюансировки внутри каждой фразы, общимдыханием. Миша, а теперь давай сыграй в медленном темпе: старайся следить заправильной аппликатурой, добивайся непрерывного звучания мелодии, используйподмену, подкладывание 1 пальца, растяжку пальцев, подвижность кисти, мягкоеприкосновение к клавишам, чтобы не терять легато. Левая рука – этоаккомпанемент, она не должна утяжелять мелодию, поэтому прикосновение оченьаккуратное, лигуем первую и вторую доли (вальсовый ритм). Обрати внимание наскачки в левой руке, их необходимо отработать.

 

        4. Подведение итогов

Таким образом,учащийся был ознакомлен с основными принципами аппликатуры на разныхмузыкальных произведениях. Михаил  понял, что аппликатура подчиняется задачамхудожественной выразительности — это важнейший и основнойаппликатурный принцип.

А хорошаяаппликатура — серьезная техническая работа. Умение найти ее приходитс опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной,кропотливой  работы.

 

        Список литературы:

        1. Акимов,Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.: Музыка, 1998г.

        2.Говорушко, П. Основы игры на баяне. М.: Музыка, 1996г.

         3. Липс,Ф. Искусство игры на баяне. М. : Музыка, 1997г.

         4. Шахов,Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста иаккордеониста. М. : Музыка, 1991г

         5.А.Дмитриев «Позиционная аппликатура на баяне» Санкт — Петербург. Изд. «Союзхудожников» 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет