УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка открытого занятия:
Тема: «Основные аппликатурные принципы
игры на аккордеоне»
Выполнил :
педагог ДО
МБУ ДО ЦРТДЮ
Осколкова Н.В.
Проведен 21.12.2022г.
г.Крымск
2022г.
Открытыйурок по аккордеону
натему:
«Основныеаппликатурные принципы
игрына аккордеоне»
Главнымпринципом наилучшей аппликатуры является та аппликатура, котораяпозволяет верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с еесмыслом»
Г.Нейгауз
Предмет: Музыкальноеисполнительство «Аккордеон» с учащимся 2 класса Байбуза Михаилом
Дата:21.12.22г.
Тема урока:«Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне»
Тип урока:открытый
Форма работы:индивидуальная
Цельурока: освоение и применение основных принципов и методов аппликатуры в работенад гаммами и
музыкальнымипроизведениями
Задачиурока:
1.Образовательные:
— обобщениеи углубление аппликатурных навыков учащегося;
-формированиесознательного отношения к аппликатуре.
2.Развивающие:
-развиватьмузыкальную память, внутренний слух;
-приобретениенавыков игры на аккордеоне.
3.Воспитательные:
-воспитывать у учащегосявнимание, целеустремлённость и настойчивость в овладении приемамии навыками игры на аккордеоне.
4.Здоровьесберегающие:
-правильнаяпосадка, удобное положение рук.
Методыобучения:словесные, наглядные
Оборудование:инструменты, стулья, пульт, нотный материал
Назначение:данныйурок может быть полезен преподавателям по специальности баян, аккордеон. Данныйматериал рассчитан на учащихся 1-2 года обучения
Критерии оценки результативности работыучащегося
Высокий уровень:
-творческаяоценка, самостоятельность, инициатива;
-быстроеосмысление задания; точное, выразительное его исполнение без помощивзрослого;
-ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень:
-эмоциональныйинтерес;
— желаниевключиться в музыкальную деятельность, однако учащийся затрудняется ввыполнении задания;
-требуется помощь педагога, дополнительноеобъяснение, показ, повторы.
Низкий уровень:
-мало эмоционален,безразлично относится к музыке, к
музыкальной деятельности.
Репертуарныйплан:
1.Гамма До мажор,Ля минор
2.Черни «Этюд»
3. РНТ «Барыня»
4.К.Листов «Вземлянке»
План урока:
1. Организационныймомент.
2. Разминка,упражнения.
3. Работа надпроизведениями (физкультминутка).
4. Подведение итогов.
Ходурока
1. Организационныймомент.
Приветствие.Представление учащегося.
Сообщение темыурока, постановка учебной цели и задач.
Настрой на плодотворную работу.
2.Разминка,упражнения.
Педагог: урок мы начинаем с подготовки нашего игрового аппарата- исполнения гаммыДо мажор. Следим за четким исполнением аппликатуры, сменой меха,динамическими оттенками. Особое внимание уделяем равномерному ведению меха.
Исполнение гаммы Ля минор. Отрабатываем правильную аппликатуру и скачкив левой руке. Обрати внимание на активную работу 5 пальца. Так же следим заведением меха (игра без толчков).
После исполнения гамм проводим небольшую разминку-гимнастику для кистей ипальцев рук (сгибание-разгибание, расслабление, массаж пальчиков и кистей).
3.Работанад произведениями.
Педагог: прежде, чем мы начнем работать над произведениями, давай вспомним всеоб аппликатуре, что это такое? (ответы ученика). Молодец, правильно. «Аппликатура»(латинского- прикладываю, прижимаю) – способ переборки пальцев на
музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев.
Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Онаопределяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые длявыразительности произведения.
Говоря об аппликатуре необходимо уяснить, что наилучшей является тааппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболееточно согласуется с ее смыслом.
Аппликатуру нужно выбирать сознательно. Во время первых проигрываниймузыкального произведения многие ученики не обращают на аппликатуру, фокусируяосновное внимание на нотном тексте, ритме, знаках альтерации. В этот моментразбор музыкального произведения идет в медленном темпе, только при
переходе к указанному автором темпу ученик начинает понимать, что ему неудобноиграть. Начинается корректировка отдельных моментов. Задачапедагога привлечь внимание ученика к важности работы надаппликатурой.
Необходимо изучить редакционные и авторские указания. Но не следует слепозаучивать все то, что написано в нотах. Встречается неудачная и неудобнаяаппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзязаучивать механически, без участия головы и слуха.
Вот теперь мы можем начать работу над произведениями. И первое нашепроизведение – это «Этюд» К. Черни. Миша, давай вспомним, что такое«этюд»? (ответ учащегося). Правильно, это небольшое музыкальное произведение,пьеса, обычно небольшого объема, основанная на частом применении какого-тосложного исполнительского приема. Исполнять этюды очень полезно, т.к. ониинтересны нам своей многовариантностью пальцевых комбинаций, благодаря чему мыможем самостоятельно развивать каждый палец. В 1 части этюда обрати внимание нанепрерывное исполнение легато шестнадцатых нот. Это достигается благодаряудобной и правильной аппликатуре. Твоя задача: следить за аппликатурой,красивым исполнением легато, а для этого смотрим, чтобы пальчики переступалибез лишних взмахиваний. Кисть должна быть развернута по направлению движения.Одновременно следи за динамикой и сменой меха.
Педагог: следующее произведение — РНТ «Барыня». Миша, расскажи, какойэтот танец по характеру, какие особенности ты заметил, что необычного? (ответучащегося, проводит анализ произведения). Да, это веселый, озорной танец.Начинается он в умеренном темпе, а затем идет постепенное ускорение. Видимбольшие скачки в правой руке, которые как-бы изображают высокие прыжки мужчин втанце, приседания. И прослеживаются мягкие, плавные движения девушек. В танцеочень важно держать четкий ритм.
Начинаем работать по фразам, предложениям, а потом частям. Следи заакцентированием первой доли, ровностью и плавностью звучания в правой руке присмене позиции. Добивайся свободы движения, не зажимай правую руку. Во времяисполнения четко должен работать слуховой контроль.
Физкультминутка.
Педагог: Миша, ты поработал, теперь давай немногодадим твоим пальчикам и рукам отдохнуть, расслабиться.
1 упражнение на расслабление рук: раскачивание рук и туловища в стороны.
2 упражнение: растяжка и расслабление мышц шеи.
3 упражнение: расслабление глаз.
Педагог: переходим к изучению другого произведения, которое отличается от исполняемыхранее произведений. Это песня написана во время Великой Отечественной войны КонстантиномЛистовым «В землянке». Миша, давай послушаем эту песню в записи со словами(прослушивание аудио-записи). Сейчас я исполню тебе эту песню на аккордеоне,послушай. Скажи, какой характер, настроение, отличаются ли части песни похарактеру? (ответы учащегося). Далее Миша проводит более подробный анализпроизведения: характер, интонационные особенности, фразировка (в каждой фразенайти смысловую вершину), скачки, переходы в правой и левой руке. Работуначинаем по фразам: важно обратить внимание учащегося на непрерывность,красивое исполнение легато, соблюдение нюансировки внутри каждой фразы, общимдыханием. Миша, а теперь давай сыграй в медленном темпе: старайся следить заправильной аппликатурой, добивайся непрерывного звучания мелодии, используйподмену, подкладывание 1 пальца, растяжку пальцев, подвижность кисти, мягкоеприкосновение к клавишам, чтобы не терять легато. Левая рука – этоаккомпанемент, она не должна утяжелять мелодию, поэтому прикосновение оченьаккуратное, лигуем первую и вторую доли (вальсовый ритм). Обрати внимание наскачки в левой руке, их необходимо отработать.
4. Подведение итогов
Таким образом,учащийся был ознакомлен с основными принципами аппликатуры на разныхмузыкальных произведениях. Михаил понял, что аппликатура подчиняется задачамхудожественной выразительности — это важнейший и основнойаппликатурный принцип.
А хорошаяаппликатура — серьезная техническая работа. Умение найти ее приходитс опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной,кропотливой работы.
Список литературы:
1. Акимов,Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.: Музыка, 1998г.
2.Говорушко, П. Основы игры на баяне. М.: Музыка, 1996г.
3. Липс,Ф. Искусство игры на баяне. М. : Музыка, 1997г.
4. Шахов,Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста иаккордеониста. М. : Музыка, 1991г
5.А.Дмитриев «Позиционная аппликатура на баяне» Санкт — Петербург. Изд. «Союзхудожников» 1998г.