Средневековая философия формировалась в феодальном обществе III-ХV веков. Духовные условия для возникновения и развития философии связаны с существованием христианского богословия. Философия считалась его служанкой. Однако она имела и реализовывала свои специфические функции, связанные с критической оценкой истинности догматов веры и свойств разума, преодолевающего сомнения. Дело в том, что в религиозном мировоззрении удерживаются философские идеи, поэтому достоянием философии средневековья стали философские принципы, развитые на основе новых духовных условий.
Наиболее важной чертой философии Средневековья был теоцентризм (от греч. теос — Бог) — признание Бога источником любого бытия, ценностей и человека. Космоцентрическая античная философия заменяется теоцентрической философией Средневековья.
Теоцентризм — это универсально-онтологический принцип существования заданной истины-бога, которая открыта миру и человеку.
Теоцентризм выражается в связанных с ним принципах креацианизма (творчества), провиденциализма и откровения.
Креацианизм требовал рассматривать все явления как творения Бога из ничего по его воле. Понятно, что природные явления, судьба человека и общества предопределены созидающей силой Бога.
Провиденциализм в философии Средневековья имеет эсхатологическую особенность направленного времени, а не возвращение времени в своё начало, как в античности.
Принцип откровения утверждает возможность познания мира мистическим, сверхрациональным озарением. Философия разработала проблему веры, герменевтического объяснения текста.
В развитии философии Средневековья выделяются два периода: патристики и схоластики. Патристика III-VIII век н. э.) характеризуется теоретическим оформлением и разработкой христианской догматики (в двух основных вариантах — греко-византийском и латинском).
Схоластика (XI-XIII век) систематически разрабатывала философию отдельно от теологии. В основе патристики лежали наиболее значимые платоновские элементы, в основе схоластики — аристотелевские. Наиболее известными философами патристики являются: Августин, Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов выделяют Пьера Абеляра, Фому Аквинского, Дунса Скотта, Вильяма Оккама, творцов экспериментальной философии — Р. Грасотеста, Р. Бэкона и др..
Для философии Средневековья характерны проблемы соотношения веры и разума, номинализма и реализма, проблема обоснования субъективности и человека и др. Августин считал, например, что вера идёт впереди разума, а Фома Аквинский старался установить гармонию веры и разума, обосновывая тем самым концепцию двух истин.
Рациональность философии ярко проявилась в длительном споре реализма и номинализма — споре о природе общих понятий. Реалисты считали первичным существование универсалий, а номиналисты — вторичным, так как реально существуют отдельные вещи, а универсалии есть только имена (термины). Номинализм способствовал становлению опытной науки и светского, нетеологического рационализма.
Философия Средневековья ещё с Августина оперирует понятиями человеческой особенности, субъективности. Речь идёт о воле и ответственности человека перед Богом, о надежде, любви к Богу. Фактически открывается внутренний свет человека, его духовность.
Сделаем основные выводы:
1. В философии Средневековья всё объясняется исходя из принципа абсолютности Бога.
2. Доминирующей тенденцией Средневековой философии является герменевтическое объяснение слова и текста. Философия открывает свой теоретическо-символический инструментарий.
3. Философия Средневековья открывает субъективную реальность, самосознание человека, а также даёт возможность развития науки.