Формирование структуры организации досуга происходит в направлениях, связанных с образованием и самообразованием, активной общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием творческих способностей личности. Все это открывает большие возможности для вовлечения людей в разнообразные виды деятельности.
Тем не менее, созданные условия и предоставленное свободное время не используются эффективно, с пользой для развития личности. Проведенные исследования и практика показывают, что в структуре свободного времени молодежи «потребление» культуры примерно в 3-4 раза преобладает над участием в создании культурных ценностей. Основная часть досуга, а в среднем в неделю это составляет 8 часов, затрачивается людьми на индивидуальное «потребление» культуры, то есть на просмотр телепрограмм, прослушивание радиопередач и чтение и лишь 1 час 10 минут -на публично-зрелищные формы, в том числе и на такие виды деятельности, как посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок, учреждений культуры.
Использование досуга человеком зависит в основном от трех факторов: от объективных возможностей учреждений культуры в создании условий для выбора формы деятельности . от богатства духовного мира личности . состояния культурной микросреды, в которой проживает человек.
К основным видам культурного потребления социологи относят просмотр телевизионных передач, кинофильмов, чтение газет, книг. Повышение культурного уровня человека предполагает наряду с этим постоянное посещение театров, музеев и других учреждений культуры, которые активизируют проведение досуга. Даже в крупных городах около половины трудящихся бывает в театре реже, чем один раз в год . каждый второй взрослый горожанин читает менее одной книги в месяц.
Одним из видов активного проведения досуга является участие в самодеятельном творчестве. В настоящее время в Российской Федерации всего около пяти миллионов человек участвует в художественной самодеятельности. Кроме этого, активно человек проявляет себя при участии в самодеятельных объединениях и неформальных объединениях.
Всего ученые насчитывают до 300 форм проведения досуга, из которых на учреждения культуры приходится менее 40%.
Определенные различия в проведении досуга у россиян обнаруживаются в зависимости от возраста, семейного положения, профессии, пола и некоторых других признаков. Последние данные, полученные автором в ходе исследования о досуговых видах деятельности, показывают, что из 14 заданных нами видов проведения досуга среди трех возрастных категорий половина приходится на учреждения культуры.
Форма проведения досуга | Возраст респондентов и место формы проведения досуга по значимости | |||||
до 30 лет | 31-50 лет | 5 1 и более лет | ||||
Просмотр телепередач | 60,0 | 67,8 | 68,4 | |||
Просмотр кинофильма | 65,9 | 65,3 | 61,6 | |||
Посещение спектаклей, концертов | 34,4 | 38,2 | 38,0 | |||
Встреча с интересными людьми | 20,8 | 25,2 | 30,5 | |||
Поездка за город | 16,5 | 16,2 | 11,5 | |||
Участие в неформальных объединениях | 73,1 | •1 | 68,2 | 18,6 | ||
Участие в вечерах танцев, дискотек | 23,0 | 7Д | 4,3 | |||
Прием гостей | 12,3 | 15,4 | 9,0 | |||
Чтение книг | 37,6 | 28,8 | 29,7 | |||
Участие в тематических вечерах | 5,5 | 5,2 | 7,9 | |||
Занятия физкультурой | 17,6 | 4,7 | 1,8 | |||
Посещение родственников | 27,1 | 25,2 | 28,7 | |||
Участие в художественной самодеятельности | 5,8 | 7,4 | 1,3 | |||
Участие в техническом творчестве | 4,1 | 2,2 | 0,5 |
Из приведенной таблицы видно, что важнейшими видами проведения досуга для трех возрастных групп являются просмотр телепередач, кинофильмов, чтение, спектакли и концерты артистов из города и др.
Вполне понятно, что у молодежи, в сравнении с другими группами, большой интерес к просмотру видеозаписей, танцам, участию в неформальных организациях, прослушиванию аудио записей.
Не менее сложной является ситуация и в развитии физкультурно-оздоровительной деятельности. По данным социологических исследований, от 85 до 90% взрослого населения не занимаются физкультурой в организованных формах, а около 60% — не занимаются и самостоятельно. Особенную тревогу вызывает отсутствие у молодежи интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Всеобщая система физвоспитания, призванная полностью охватить молодых людей занятиями физкультурой (от детского сада до вуза), пока еще не решает поставленную задачу. Безусловно, одна из причин — нехватка спортивных сооружений. В настоящее время провести занятия на закрытом спортивном сооружении круглосуточного пользования в Российской Федерации каждый желающий имеет возможность лишь один раз в 20 дней. И соответственно, на открытом спортсооружении сезонного пользования — лишь один раз в 15 дней.
Социологические исследования показывают, что ежедневно человек имеет 4-5 часов свободного времени, в неделю — 28-35 часов. Годовая величина сравнялась с аналогичной величиной рабочего времени и составляет в среднем на одного человека около 1800 часов. Однако подчеркнем еще раз, что эти средние показатели неодинаковы у различных категорий населения. На селе в силу нерегламентированности основных видов сельскохозяйственного труда, недостаточного развития бытового обслуживания, занятости в личном подсобном хозяйстве испытывают наибольший де-
фицит свободного времени. Величина его у молодых работников сельскохозяйственного производства примерно в полтора раза меньше, чем у работающей молодежи города.
Объем свободного времени, конечно, очень важен. Но не менее, если не более, значимо и другое: чем и каким образом оно заполняется.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению затрат свободного времени на творческую деятельность, свыше 17 миллионов юношей и девушек включено в самодеятельное художественное творчество.
Вместе с тем созданные условия и предоставленное молодежи свободное время не всегда используются эффективно. Около половины рабочей и свыше двух третей сельской молодежи нигде не учится. Многие молодые рабочие и колхозники не участвуют в общественной работе. 7% сельской молодежи не читают художественной литературы, 2,6% -газеты и журналы. Потребление культуры примерно в 3-4 раза преобладает над участием в создании культурных ценностей, активном освоении их1. Причем установлено, что у сельских жителей доля пассивного досуга оказывается в пять раз выше, чем у горожан.
Все большим успехом пользуются платные, формы занятий физкультурой. Учреждения культуры эпизодически проводят массовые соревнования («Папа, мама, я — спортивная семья», «Всей семьей — на старт») и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Все большую популярность в структуре досуга у людей приобретает туризм. Туризм — понятие, объединяющее представления о туризме как относительно самостоятельной сфере деятельности, являющейся одновременно и экономической отраслью хозяйства, и специфической областью жизнедеятельности людей, характерной составной частью
См.: Пищулин Н.П., Лошкарев Ю.С. Об улучшении организации свободного времени молодых рабочих. — М., 1985. — С. 97.
современного образа жизни и формой деятельности учреждений культуры.
Туризм — один из видов развивающейся активности населения, оказывающий влияние на всю социально-культурную сферу общества. Одновременно туризм — это активный вид отдыха, базирующийся на связях человек -естественная среда» и «человек — культурно-историческая среда», с обязательной переменой социально-культурной среды. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для экспонирования новых возможностей и способов их использования в новых условиях жизни.
Все большую популярность будут приобретать и экскурсии — коллективные, групповые выходы, выезды людей на природу, путешествия с определенной ознакомительной, познавательной, образовательной целью.
На рынке услуг сегодня существуют все необходимые условия для создания качественного туристического продукта: накопившийся опыт работы, хотя и небольшой, уже отлаженный механизм взаимодействия с зарубежными партнерами, наличие конкуренции как стимула к совершенствованию и поиску новых неординарных решений и, наконец, взыскательный покупательский спрос, сложившийся в результате повышения возможностей и интереса у населения, престижность поездок, необходимость в помощи турфирм при организации поездок в ближнее зарубежье.
Одновременно с этими факторами, положительно влияющими на качественное развитие туризма и удовлетворение возрастающих запросов клиентов, существуют факторы, тормозящие процесс совершенствования. Важнейшей проблемой является недостаточно высокий уровень профессионализма работников турфирм, их технологического мастерства, под которым мы понимаем умение анализировать прошлый опыт, выбирать то, что будет эффективно рабо-
тать в современных условиях, устанавливать дифференцированный подход к работе с различными группами населения (по возрастному, национальному, экономическому, социальному и другим принципам).
Экскурсии бывают различных видов и типов. В содержательном отношении экскурсии бывают на исторические, производственные, спортивные и т.д. темы. Тип экскурсии обычно подразделяют по числу в ней участников: массовые, групповые и индивидуальные.
Массовые и групповые экскурсии характеризуются и более масштабным распространением материала: выезды на пароходе, поезде, автомашинах по определенным маршрутам, преследующим познавательные цели, знакомство с жизнью различных регионов страны и других государств.