X-PDF

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОС ЛИНУКС В ОБРАЗОВАНИИ (ДИСТРИБУТИВЫ ALTLINUX)

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

140301  Московская область,г. Егорьевск, ул. Горшкова, дом 32

тел. 4-70-20, 4-70-25

 

 

 

 

Тема

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЛИНУКС В ОБРАЗОВАНИИ (ДИСТРИБУТИВЫ ALTLINUX)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: учительинформатики Адиулов Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Егорьевск 2022

Содержание

Введение 3

1. Операционная система Linux 4

1.1 Особенности использования ОС Линукс в образовании,достоинства и недостатки 5

2. Дистрибутивы 10

2.1 Дистрибутив ALT Linux 10

Введение

Времена меняются. Ещё недавно, при слове «Linux» воображениерисовало что-то неизведанное, загадочное, являющееся уделом бородатыхкомпьютерных специалистов-гуру. Новичков пугали сложностью установки инастройки Linux, терминальными командами, проблемами с оборудованием.

Развитие компьютерной техники, программного обеспеченияпроисходит семимильными шагами и сегодня операционная система Linux прочнозавоевывает позиции на настольных компьютерах, ноутбуках и даже нетбуках.Процесс установки современных дистрибутивов Linux максимально облегчён иненамного сложнее, а иногда и проще, установки той же Windows. Современныедистрибутивы поддерживают всё больше и больше оборудования, интерфейсы сиспользованием визуальных эффектов Compiz и Beryl ничем не уступают интерфейсуAero в Windows Vista. Помимо всего сказанного, у Linux есть ещё одно ставшеевесомым после нашумевшей истории с Александром Поносовым преимущество – еёидеология свободного распространения.

Отзывы учителей о использовании Linux в образованиинеоднозначные от полного неприятия до уверенности в том, что Linux – панацея отвсех проблем с программным обеспечением учебного заведения. Однако, говоря оLinux в учебном заведении, следует понимать, что имеются в виду конкретныедистрибутивы Linux. От насыщенности и многообразия программного обеспечения дистрибутивазависит степень применимости Linux в учебном процессе.

В настоящее время использование ОС Линукс в образовании довольноактуальная проблема, поэтому рассмотрим ее более подробно.

  1. Операционная система Linux

Операционная система Linux разработана в 90-х годах молодымстудентом Хельсинского университета Линусом Торвальдсом в рамках дипломногопроекта. В 1991 году, во время обучения в Хельсинкском университете Торвальдсзаинтересовался операционными системами и был разочарован лицензией MINIX (MINIX- недорогая минимальная UNIX-подобная операционная система, предназначенная дляобразовательных целей в области компьютерных наук), которая ограничивала еёиспользование только образовательными целями (что исключало любое коммерческоеиспользование), вследствие чего начал работать над своей собственнойоперационной системой, которая в итоге стала Linux.

Торвальдс начал разработку ядра Linux на MINIX, и приложения,написанные для MINIX, были также использованы в Linux. Позже, когда Linuxдостиг определённой зрелости, появилась возможность продолжать разработку ужена базе самого Linux. Приложения GNU также заменили приложения MINIX, так каккод GNU, находящийся в свободном доступе, был более удобен для применения вмолодой операционной системе. Исходный код под лицензией GNU GPL может бытьиспользован в других проектах, если они также выпускаются под той же илисовместимой лицензией. Для того чтобы сделать Linux доступным для коммерческогоиспользования, Торвальдс начал переходить от своей первоначальной лицензии(которая запрещала коммерческое распространение) на GNU GPL. Разработчикиработали над полной интеграцией компонентов GNU с Linux с целью созданияполнофункциональной и свободной операционной системы (Linux).

Со временем ОС получила дальнейшее развитие и переросла впрофессиональную ОС.

 

Linux – общее название Unix-подобных операционных систем,основанных на одноимённом ядре. Ядро Linux создаётся и распространяется всоответствии с моделью разработки свободного и открытого программногообеспечения. Поэтому общее название не подразумевает какой-либо единой«официальной» комплектации Linux; они распространяются в основном бесплатно ввиде различных готовых дистрибутивов, имеющих свой набор прикладных программ иуже настроенных под конкретные нужды пользователя.

Официальным логотипом и талисманом Linux является пингвин Tux(произносится Такс, в Рунете часто употребляется Тукс). Был создан в 1996 годуЛарри Юингом.

 

1.1 Особенности использования ОС Линукс в образовании,достоинства и недостатки

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

В современной России все чаще встаёт вопрос наличиялицензионного программного обеспечения в организации. Органы внутренних дел всеактивнее борются с пиратством, как итог стали пропадать постоянные точки продажпиратских дисков с операционными системами и другим ПО. Стоит так же отметитьвозросший уровень культуры приобретения ПО. Пользователи все чаще стараютсяприобрести лицензионное ПО.

Еще одной важной проблемой внедрения ОС Linux в школу,отсутствие программы обучения, методической литературы для преподавателей, ибанально отсутствие учебников для учащихся.

Если вопрос учебников и методической литературы для учителейможно хоть как то решить, то с учебными пособиями для учащихся обстояттрудности. Хотя сейчас правительство РФ все чаще вспоминает об образовании, и вчастности современных информационных технологиях в школе, вопрос оиспользовании операционных систем основанных на лицензии GPL или BSD остаётсяоткрытым. На данный момент проводятся эксперименты по внедрению систем Linux вобразовательный процесс. В частности проводится внедрение класса машиноснащенных ALT Linux (известная русская компания, разрабатывающая дистрибьютивGNU/Linux). Установка ОС Linux на школьные компьютеры позволит учащимся сделатьсамостоятельный выбор, использовать взломанный Windows или же использоватьсвободно распространяемую операционную систему.

Немаловажным фактом является то, что установка на компьютероперационной системы Linux, вместе со всеми необходимыми прикладнымипрограммами, может занимать всего 25– 30 минут, а весь этот набор программвместе с самой ОС умещается на 1 компакт диске.

Рассмотрим ОС Linux с точки зрения выполнения ею основныхфункций ОС:

  • работой с файлами и каталогами;
  • управление устройствами компьютера;
  • взаимодействие с пользователем, создание пользовательского интерфейса.

Файловая система Linux позволяет организовать упорядоченноеиерархическое хранение файлов и каталогов пользователя (допускаются вложенныефайлы и каталоги).
Однако имеются и отличия от файловой системы Windows:

  • в Linux не используются буквенные обозначения для дисков А:,В:,
  • вместо символа / в полном пути к файлу используется 
  • расширение файла практически не имеет значения.

Формат файловой системы в Linux отличен от Windows. В Linuxиспользуются файловые системы Ext2 или Ext3, отличающиеся высокой надёжностью.Поэтому потерять данные в случае сбоя ОС Linux практически невозможно.

Существуют разносторонние мнения об использовании ОС Linux вобразовательной деятельности. Выделяется ряд достоинств и недостатковоперационной системы.

Выделены следующие достоинства ОС Linux:

  • использование большинства ОС Linux и большей части программ, основанных на ней, абсолютно бесплатно;
  • открытый исходный код системы/программы, благодаря доступу к исходному коду можно изучать его, изменять, распространять, а также публиковать изменения в соответствии с лицензией;
  • по сравнению с Windows Linux не устаревает со временем. То есть, чтобы восстановить первоначальную производительность, не нужно будет регулярно чистить или переустанавливать ОС, запускать дефрагментацию;
  • безопасность. Linux поддерживает разные параметры безопасности, защищающие от вирусов, замедлений, вредоносных программ, сбоев;
  • универсальность. Linux поддерживает практически все популярные языки программирования: Java, C/C++, Python, Ruby, C# и другие. Менеджер пакетов поможет установить и обновить целые и отдельные части компонентов ПО. Благодаря поддержке SSH можно быстро управлять серверами;
  • дистрибутивы. Многие организации модифицировали ОС Linux, выпустив собственные дистрибутивы. Перечисляем наиболее популярные: Debian, Ubuntu, Linux Mint, Arch Linux, MX Linux, Fedora, Manjaro, CentOS. Дистрибутив можно собрать и самостоятельно;
  • возможность применения Linux при проведении интегрированных уроков (информатика и иностранный язык). В ОС имеется встроенный программный синтезатор речи (в котором есть возможность использования более 20 различных языков);
  • очень важным моментом в организации работы является заполнение документации, что требует участия сразу нескольких учеников, а система Linux способна обеспечить грамотную работу сразу нескольких пользователей в одном документе;
  • используемый в офисном пакете формат XML практически недоступен для вирусов и при этом создает файлы втрое меньшего объема, чем аналоги, поэтому использование данного пакета в работе может в большей мере защитить компьютеры от заражения компьютеров вирусами из глобальной сети Интернет;
  • упрощение системы администрирования, сопровождения и сервисного обслуживания.

Но, при всех положительных качествах, существует несколькосложностей при переходе на операционную систему Linux:

  • сложность установки нового программного обеспечения (установка через командную строку);
  • проблемное подключение интерактивных досок, установка для них программного обеспечения под ОС Linux;
  • отсутствие, в настоящее время, программы, уровня Fine Reader, для распознавания текста со сканера;
  • большое количество образовательных учебных ресурсов на оптических носителях, выпущенных специально под различные версии операционных систем Windows, которые требуют обращения к диску;
  • условная сложность при настройке периферийного оборудования (например, при установке школьного ALT-Linux 5.0, возникает проблема с принтером HP Laserjet);
  • проблемное подключение DVB-карт и настройка их к использованию (особенно Techno-Trend USB);
  • неготовность некоторых преподавателей переучиваться к применению новой операционной системы, разорвать стереотипы, хотя меню этих альтернативных программ с платными версиями практически идентичны;
  • заинтересованность учащихся. Большинство учащихся, привыкшие к Windows не хотят ничего менять, но не стоит забывать, что если ученик не работал ранее с другими операционными системами, то ему все равно с какой начинать, т.к. при отсутствии стереотипов он одинаково успешно может овладеть любой;
  • непривычное программное обеспечение, например, дома — одно, в школе — другое. Общаясь или путешествуя по Интернету, школьники привыкают к тем инструментам, которые предоставляет ему эта ОС – в Linux он уже не заинтересован. Т.о. можно сказать, что все решается в пользу той операционной системы, которая стоит на домашнем компьютере.

2. Дистрибутивы Linux

Большинство пользователей для установки Linux используютдистрибутивы.

Дистрибутив – это не просто набор программ, а ряд решений дляразных задач пользователей, объединённых едиными системами установки,управления и обновления пакетов, настройки и поддержки.

Самые распространённые в мире дистрибутивы: Ubuntu, Linux Mint,openSUSE, Fedora, Debian GNU/Linux, Mandriva Linux, Slackware, Gentoo, ArchLinux, Cent OS.

Помимо перечисленных, существует множество других дистрибутивов,как базирующихся на перечисленных, так и созданных с нуля и зачастуюпредназначенных для выполнения ограниченного количества задач.

Каждый из них имеет свою концепцию, свой набор пакетов, своидостоинства и недостатки. Ни один не может удовлетворить всех пользователей, апотому рядом с лидерами благополучно существуют другие фирмы и объединенияпрограммистов, предлагающие свои решения, свои дистрибутивы, свои услуги.Существует множество LiveCD, построенных на основе Linux, например, Knoppix.LiveCD позволяет запускать Linux непосредственно с компакт-диска, без установкина жёсткий диск.

Для желающих досконально разобраться с Linux подойдёт любой издистрибутивов, однако довольно часто для этой цели используются так называемыеsource-based дистрибутивы, то есть предполагающие самостоятельную сборку всех(или части) компонентов из исходных кодов, такие как LFS, Gentoo или CRUX.

 

2.1 Дистрибутив ALT Linux

 

Дистрибутивы под торговой маркой ALT Linux выпускаются компанией«Альт Линукс» и её партнёрами. Первым дистрибутивом, выпущенным в рамкахпроекта ALT Linux Team, стал универсальный, предназначенный для решения самыхразных задач Linux-Mandrake Spring 2001. Его основа была создана в компанииIPLabs Linux Team, и он использовал многие разработки и торговую маркуфранцузской компании MandrakeSoft. В то же время, уже эта разработка весьмазаметно отличалась от дистрибутива Mandrake. Линия универсальных дистрибутивовпродолжена в дистрибутивах ALT Linux Master.

Дистрибутивы ALT Linux: Альт Сервер Виртуализации 9; Альт Сервер9; Альт Рабочая станция 9; Альт Рабочая Станция К 9; Альт Образование 9; SimplyLinux 9; Starterkits; Engineering.

Существуют и неофициальные сборки (инсталяторы и LiveCD),поддерживаемые участниками сообщества. Дистрибутивы ALT Linux:Installer/problems/MD-RAID-cleanup; Releases/70; Simply Linux 7.0;Starterkits/p7; Starterkits/p8; Альт Линукс 7.0 KDesktop; Альт Линукс 7.0Кентавр; Школьный/7.0.

«Альт Линукс 7.0 Школьный» — комплект дистрибутивов дляобразовательных учреждений. В комплект входят операционные системы на базе ALTLinux для построения инфраструктуры учебного заведения: Школьный Сервер;Школьный Учитель; Школьный Юниор; Школьный Мастер.

Основной особенностью комплекта является интеграция рабочих местучащихся и преподавателя. Эта особенность позволяет не только централизованноуправлять учебным процессом, но и осуществляет взаимодействие учеников иучителя в привычной для всех форме чатов и форумов. Сообщения могут содержатьзадания, их решения и комментарии. Также возможен обмен файлами любых форматов,как между преподавателем и учащимся, так и между учащимися.

Школьный Сервер. Серверная операционная система, оснащеннаяудобным пользовательским интерфейсом для настройки. Управление сервером можетосуществляться с любого компьютера через веб-браузер. Включает в себя следующиекомпоненты: Сервер Moodle; Сервер MediaWiki; Сервер ownCloud; Сервер MySQL;Сервер LDAP; Почтовый сервер; Межсетевой экран; Сервер Kerberos; Серверцентрализованного обновления ПО; Сервер сетевой установки; Сервер резервногокопирования; Сервер хранилища резервных копий; Электронный журнал РУЖЭЛЬ.

Дистрибутив Школьный Сервер выпускается также в версии,предназначенной для развёртывания в системе виртуализации Hyper-V.

Школьный Учитель. Операционная система, содержащая расширенныйнабор приложений, основана на графической среде XFCE. Также дистрибутиввключает в себя: систему управления учебным процессом iTALC; антивирус ClamAV;клиент резервного копирования Bacula; клиент централизованного обновления ПО.

Школьный Юниор. Операционная система, основанная на рабочейсреде XFCE предназначен для использования на компьютерах учащихся. Это можетбыть стационарный компьютер, ноутбук или нетбук. Помимо стандартного набораприкладного и обучающего ПО, система содержит: Клиент резервного копирования;Клиент централизованного обновления; Клиент ownCloud;

Школьный Мастер. Универсальная операционная система, основаннаяна графической среде KDE4, может использоваться как на рабочих местахпреподавателя, так и на рабочий местах учащихся.

На базе этих дистрибутивов можно построить инфраструктуру дляпредоставления учащимся учебных материалов на стационарных компьютерах,ноутбуках, нетбуках, планшетах и электронных книгах. Использование Альт Линукс7.0 Школьный в учебных заведениях имеет несколько значимых плюсов: Нулеваястоимость пользовательских лицензий; Возможность централизованного управленияучебным классом; Возможность доработки системы под специфические требования;Централизованное управление аутентификацией через сервер каталогов; Возможностьсетевой загрузки бездисковых клиентов с сохранением данных на сервере; Высокаявирусная защищённость программного обеспечения; Сервер устанавливается сграфической оболочкой, которая по умолчанию не запускается.

Универсальная многофункциональная пользовательская система АльтЛинукс KDesktop (ALT Linux KDesktop) включает в себя все необходимое дляофисной работы, создания различных видов графики и анимации, обработки звука ивидео, средства разработки приложений, а также образования. При установкепользователь сможет сам комплектовать свой дистрибутив и формироватьнеобходимую функциональность.

Дистрибутив основан на популярной оконной среде KDE 4.11.5

Преимущества дистрибутива:

Графическая рабочая среда KDE4 — мощное и универсальное решениедля начинающих и искушенных пользователей.

Широкий выбор различных программ для профессиональной и домашнейработы в сети Интернет, с документами, со сложной графикой и анимацией, дляобработки звука и видео, разработки программного обеспечения и образования.

Включает приложения для отдыха и развлечений: вы можете поигратьсами и с детьми, посмотреть фильмы и послушать музыку, пообщаться с друзьями всоциальных сетях, форумах и чатах.

Привычное оформление из коробки, готовое киспользованию сразу после установки.

В отличие от большинства других операционных систем, Linux неимеет единой «официальной» комплектации. Вместо этого Linux поставляется вбольшом количестве так называемых дистрибутивов, в которых ядро Linuxсоединяется с утилитами GNU и другими прикладными программами (например,X.org), делающими её полноценной многофункциональной операционной средой.

 

Заключение

В современном мире существует некоторое изобилие операционныхсистем, которые продолжают развиваться и по сей день. Нередки случаиустановления нелицензионных ОС. Связанно это с тем, что большинствооперационных систем являются платными и пользователи находят более простыерешения, как скачать, к примеру, Windows из Интернет или сделать копиюустановочного диска у друга. Решением этой проблемы может стать использованиеполностью свободной ОС семейства Linux. Программного обеспечения, входящего вLinux, вполне достаточно для обучения в школах, которое по возможностям неуступает своим платным аналогам. Использование ОС Linux так же экономическивыгодно для школ, которые не имеют своего бюджета и финансируются намуниципальном или городском уровне.

Как итого можно точно определить, что использование операционнойсистемы Linux в условиях школы наиболее экономически выгодно и перспективно дляобучения учащихся основам компьютерной грамотности и основам программирования.

Переходить или не переходить на свободное программноеобеспечение, это самостоятельное решение администрации образовательногоучреждения или каждого гражданина, но использовать в качестве альтернативноговарианта другую операционную систему, кроме Windows, в современном обществепросто необходимо.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. ALT Linux Wiki. – Текст : электронный // ALT Linux Wiki. – URL: https://www.altlinux.org (дата обращения: 05.10.2021).
  2. Граннеман, С. Linux. Карманный справочник / С. Граннеман. – Москва: Диалектика/Вильямс, 2016. – 464 с. – ISBN 978-0-321-83388-4. – Текст : непосредственный.
  3. Шипунов, С. А. Линукс в школе. Особенности внедрения и использования / С. А. Шипунов. – Текст : электронный. – 2019. – URL: http://www.interface.ru/home.asp?artId=7794
  4. Шоттс, У. Командная строка Linux. Полное руководство / У. Шоттс. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 480 с. – ISBN 978-5-496-02303-0. – Текст : непосредственный.
  5. Таненбаум, Э. Современные операционные системы / Э. Таненбаум, Х. Бос. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 1120 с. – ISBN 978-5-4461-1155-8. – Текст : непосредственный.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет