Полифония — один из важнейших жанров в репертуаре ученика. Полифония воспитывает и развивает главные профессиональные умения и навыки.
1.Развивает полифонический, многоплановый, «стереофонический» слух .
2. Развивает мобильность и скорость переключений слухового внимания .
3. Развивает горизонтальное мышление, длинное дыхание .
4. Развивает навыки разного, дифференцированного туше в одной руке, исполняющей двухголосие .
5. Развивает восприятие-слышание как горизонтали, так и вертикали.
Характеристика видов полифонии:
— контрастного (танцевально-инструментальные жанры, дуэты, трио) .
— подголосочного (народные песни, маленькие прелюдии, прелюдии) .
— имитационного (каноны, стретты в фугах) .
— старинные вариации — «бассо остинато» .
— смешанных видов полифонического письма (в жанре фуги это – интермедии, стретты, речитативы).
Изучение уртекста. Анализ редакций Черни, Бузони, Муджеллини, Ройзмана, Бартока. Выбор редакции для ученика.
Авторский инструментарий. Особенности клавикорда, клавесина, «скованная динамика» (террасообразная), артикуляция (смычковая, органная, духовая — их значение в выборе звучности произведения, темпа, характера динамики.
Высокое значение педагогического наследия Баха и его значение для развития пианиста: «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Нотная тетрадь В.Ф. Баха», «Маленькие прелюдии и фуги», «2-х голосные инвенции», «3-х голосные инвенции» (симфонии), ХТК, сюиты, партиты, концерты и другие клавирные сочинения.
Образную, музыкально-смысловую символику произведений И.С. Баха следует раскрыть через соответствующие таблицы В.Б. Носиной в книге «Символика музыки Баха и ее интерпретация».
Исполнение сочинений И.С. Баха на фортепиано требует осознания особенностей его музыкально-выразительных средств:
1. Анализ формы в сочинениях танцевального характера (как правило 2-х частная, тональная), так и в сочинениях имитационного характера — фугах, инвенциях (2-х частные репризные . смешанные 3-х частные структуры).
2. Анализ и характеристика элементов формы и их значения в развитии музыкального образа: закрепить в сознании ученика понятия «тема», «ответ», «противосложение», «связка», «интермедия» (развивающего и завершающего типа) . «стретты», «обращения», «увеличения» темы — как способы развития музыкальной формы.
Следует подчеркнуть несимметричность Баховской фразировки, «текучесть», «внеквадратность», устремление к длинным звукам и их кульминационная роль во фразировке.
3. Различная роль артикуляции:
— артикуляция — как «дикция» для ясного мотивного и интонационного произношения любого произведения .
— артикуляция — как образная краска, определяемая жанром произведения, инструментальным, оркестровым, вокальным тембром, характером музыки и темы.
Акустические особенности Баховской артикуляции:
— прием «восьмушки» и «фанфар»: длинные звуки стремятся к раздельности, короткие звуки – к слитности
— большие интервалы стремятся к разъединению .
— меньшие интервалы — к объединению .
— подвижные метрические единицы к сближению .
— более спокойные — к расчленению.
Для выявления индивидуальности голосов можно использовать различные приемы артикуляции сопрано и баса, или «темы» и «интермедии».
Преобладающее ямбическое структурирование музыкальной ткани, не исключает и ярко выраженных хореических мотивов, это различные аналогии с движением смычка (итальянский концерт), помеченные автором.
Важно помнить, что:
— хоральные, умозрительные, органные темы исполняются штрихом легато, портато .
— танцевальные, жанровые темы требуют раздельного приема «восьмушки и фанфар».
4. Характер Баховской динамики — вытекает из фактурных, клавесинных особенностей звука. По выводам Бузони, Швейцера, Браудо, Бодки динамика произведений Баха — террасообразная (как по горизонтали, так и по вертикали) . либо — контрастное сопоставление элементов формы: «тема-интермедия», что не исключает исполнительскую интонационную микродинамику.
Роль динамики в исполнении скрытого 2-хголосия. (акцентуация срытого голоса)
Роль динамики в исполнении «длинных звуков», «взаимодополнений», эффектов «эхо» . выявлении вступлений тем, «диалогов», «перекличек» и других элементов речи. (сопрано-f, альт — ¹, бас-P)
5. Выбор темпа произведений Баха определяется сложностью и насыщенностью фактурной ткани, жанровыми и артикуляционными особенностями, а также скоростью и мобильностью слуха ученика.
Рекомендуется использовать темповые таблицы Э. Бодки в книге «Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха».
6. Особенности расшифровки и исполнения мелизмов.
Основное правило: за счет основного звука, с верхней вспомогательной ноты.
7. Педализация не должна разрушать ясность голосоведения. Ее функция — связующая . в редких случаях — метро-ритмическая, артикуляционная, динамическая.
8. Характер аппликатуры — смешанный . используются все аппликатурные приемы: «подкладывание», «перекладывание», «беззвучная подмена», «скольжение».
Способы и приемы работы над полифоническим произведением:
а) Отдельно каждый голос — выучить наизусть (в 2-хголосии — обязательно) с пением, дирижированием . сохраняя выразительность «закона темы» — это единство интонационных точек, динамики, артикуляции во всехпроведениях ТЕМЫ.
б) Один голос играть, другой петь (слоги, либо сольфеджио) .
в) Два голоса играть, третий петь .
г) «Ролевая» образная игра с педагогом на 2-х инструментах: сопрано — ученик, бас — педагог и наоборот . 2 голоса — педагог, 1 голос — ученик и т.д. .
д) Играть «тематический скелет» (только темы) .
е) Играть только противосложения .
ж) Ученик — темы, педагог — интермедии и наоборот .
з) Перенос одного из голосов (или партии руки) выше на октаву, или ниже на октаву .
и) Изменение артикуляции: исполнить в певучей манере, либо, наоборот, в расчлененной манере и т.д.
План составления схемы и анализа
полифонического произведения.
Пример составления схемы по тактам 2-х или 3-хголосной Инвенции:
Сопрано (тема) тональность | П1 | Т-G | Интерм | ||||||||||||
(Альт) (тема) | Î Î Î Î | Интерм. | |||||||||||||
Бас (тема) | Т-С | П2 | Интерм |
1. Анализ ТЕМЫ: её интервальная сообразная символика, анализ главного интонационного ядра по таблице Носиной В.Б. ____________________________________________________________________________
· мотивное членение темы: ямбическое________ или хореическое, ________ смешанное____________
· артикуляция ТЕМЫ (штрихи) и её мотивов_______________________________________________
· тембрально-жанровые ассоциации темы: (хорал, танец, токката, наигрыш пастораль, или др.) _____________________________________ ________________________________________________
· возможные образные ассоциации с Евангелическими сюжетами.__________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Анализ ПРОТИВОСЛОЖЕНИЙ – контрапунктов:
· интонационное ядро (интервал) ___________________________________________
· вычленение из темы _____________________________________________________
· новое ритмическое и интонационное устройство___________________________ ___
· артикуляция противосложения (штрихи) _____________________________________
· определить удержанное противосложение (№№тактов)_________________________________
· определить не удержанное противосложение: (№№ тактов)________________________
3. Характер ИНТЕРМЕДИЙ- определите интонационную основу интермедий:
· есть ли материал ТЕМЫ (№№тактов) ______________________________________
· есть ли материал ПРОТИВОСЛОЖЕНИЯ (№№тактов)_________________________
· или другой интонационный материал ________________________________________.
· «развивающие» или «завершающие» интермедии (№№ тактов) __________________________
· удержанные или построенные всегда на новом материале (неудержанные)_________
4 Определите жанровые признаки произведения на основе анализа его размера, ритма и фактуры:
· танцевальные: — __аллеманда,____ куранта,_____ жига,____сицилиана,____гальярда,____
другие танцы_________________________________________________
· хоральные (lachrymose, dies area, agnus deiy,) и др.
· оркестровые: увертюра___ пастораль,___ дуэт,_____трио,____квартет, ______
· ариозо,____ ария,____ ариэтта,______ песня.
· другие признаки._________________________________________
5. Определите ФОРМУ произведения: (указать №№ тактов)
· по тональному плану (строгий раздел и свободный раздел) ________________________
· по наличию КАДАНСИРОВАНИЯ: _____ 2-х ч.,_______ 3-х ч.,_____ 3-х ч.-репризная.
по другим признакам (знаки репризы)_______________________________________
6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ назначение пьесы:
- для какого года обучения можно использовать пьесу ______________________________________
с какой целью работать над произведением:
- развитие интонационного слуха, ______________________________________________
- развитие ритмического слуха, — развитие полиритмического навыка, —
- развитие разнообразной артикуляциив одной руке,
- развитие полифонического слышания,
- развитие тембрального слышания,
- развитие дифференциации в исполнении динамики в одной руке, —
- совершенствование туше (прикосновения) при игре 2-хголосия в одной руке, и т. д.
- другое назначение _____________________________________________________