Особенности развития познавательного интереса младших школьников
Развитие познавательного интересамладших школьников как процесс имеет ряд особенностей, которые мы рассмотримниже. Данный процесс играет важную роль в успешности обучения каждогообучающегося. В случае если у учителя не получилось вызвать познавательный интересребёнка к своему предмету, то младший школьник непременно не усвоит его вполном объеме. Познавательный интерес младших школьников отличается своейхрупкостью и слабой диффенцированностью.
В след за Г.И. Щукиной мы выделяемчетыре главных условия формирования, развития и закрепления познавательногоинтереса у младших школьников:
¾ первое условие состоит в максимальнойопоре на интенсивную мыслительную деятельность обучающихся. Познавательныйинтерес младших школьников активируется при решении каких-либо познавательныхзадач, осуществлении творческой деятельности, поиске ответа на проблемныйвопрос, в ситуации размышления, догадок, при мыслительном напряжении, вситуации противоречивости высказываний, столкновения разных точек зрения. Вовсех данных ситуациях обучающемуся будет интересно разобраться в каком-либовопросе и принять решение самостоятельно, не опираясь на чужое мнение, аруководствуясь лишь собственным;
¾ второе условие состоит в обеспеченииразвитии познавательного интереса и личности в целом. Для этого необходимоосуществлять учебный процесс учитывая уровень развития обучающихся. Поискразличных закономерностей, обобщения, которым подчиняются все зримые процессы иявления – через всё это проходит младший школьник на пути к более высокому уровнюобучения и развития. Данное условие обеспечивает укрепление познавательногоинтереса младших школьников через совершенствование деятельности познания, еёспособов и форм;
¾ третьим условием выступает созданиеэмоционально позитивной атмосферы во время процесса обучения младшихшкольников. Создание учителем благоприятной психологической среды во времяобучения способствует лучшему усвоению учебного материала и полноценномуразвитию личности обучающегося. Для этого учителю необходимо научиться слушатьобучающегося. Необходимо не только воспринимать информацию, которая исходит отмладшего школьника, следует непосредственно вникнуть в его эмоциональноесостояние, постараться понять, что испытывает ребенок в этот момент: радость,грусть, тревогу или что-то другое;
¾ четвертое условие заключается в раскрытиипонятия обучения как сложного процесса взаимоотношений между учителем иобучающимися. Настроение учителя при проведении уроков также играет огромнуюроль в формировании благоприятной психологической среды. Ведь его отношение кработе, обучающимся, другим учителям, его умение правильно выражать свои эмоциии владеть ими оказывают большое влияние на развитие познавательного интересамладших школьников [42, с. 160].
Российский педагог М.Н. Скаткинполагает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияютследующие факторы: содержание учебного материала, методы обучения, формыорганизации деятельности на уроке, постановка воспитательных задачи личностьучителя [35, с. 48]. Трудно не согласиться с мнением ученого, ведьдействительно, все вышеперечисленные факторы оказывают прямое влияние наразвитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом познавательного интересавыступают новые знания о мире. Поэтому хорошо подобранный и детально изученныйматериал, который будет являться новым и сможет вызвать искренние эмоции уобучающихся, возможно даже поразить их воображение, а также включающий в себякакую-либо информацию касательно темы урока – является важным звеном развитияинтереса младшего школьника к процессу обучения.
По мнению А.Н. Леонтьева, дляразвития познавательного интереса младших школьников необходимо создать мотив,а в последствии – открыть для обучающихся возможность нахождения системы целейв изучаемом материале. Автор полагал, что учебный предмет считается интересным,если он становится «сферой целей» обучающегося из-за того или иного мотива [25,с. 365].
Развитие устойчивости познавательногоинтереса младших школьников напрямую зависит от их уровня сформированности учебнойдеятельности. Если у обучающегося низкий уровень, то он не может самостоятельнообобщать методы работы при решении учебных задач, имеет низкий темп учебнойдеятельности, а также у него практически отсутствует интерес к процессуобучения. При среднем уровне у ребенка уже сформированны умения формулироватьприемы решения несложных учебных задач, но только при помощи учителя, уобучающегося средний темп учебной деятельности, а также неустойчивый интерес кпроцессу обучения. Высокий уровень сформированности учебной деятельностихарактеризуется самостоятельным выбором нужно приема при решении какой-либоучебной задачи, причем данные приемы используются на уровне навыка, у младшегошкольника высокий темп учебной деятельности, сформирован устойчивый познавательныйинтерес к той или иной дисциплине, появляется потребность в творческихдействиях на протяжении процесса обучения.
С целью развития познавательногоинтереса процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобыобучающиеся на каждом его этапе своего обучения ощущали приближение кнамеченной цели и убеждались в том, что знания, приобретенные на уроках,представляют собой практическую ценность. Для развития познавательного интересаважно само содержание предмета и организация процесса обучения данному предмету[12, с. 27].
В ходеизучения научно-педагогической литературы мы обратились к трудам О.В.Булатовой. Автор выделяет три уровня развития познавательного интереса умладших школьников:
Рисунок 1.3 –Уровни развития познавательного интереса младших школьников по О.В. Булатовой
Рассмотримданные уровни подробнее:
¾ элементарный уровень. Наданном уровне развития познавательного интереса младшего школьника происходитразвитие интересов обучающихся к эмоционально насыщенной и ранее неизвестнойинформации. У младших школьников при обучении возникает множество различных,эмоционально насыщенных и неожиданных вопросов. Они стремятся исследовать всё,что им не известно, потому что именно этот период жизни человекахарактеризуется проявлением любопытства;
¾ средний уровень развитияпознавательного интереса характеризуется определением у обучающихся интереса кпознанию явлений, имеющих наиболее основательную внутреннюю суть, чащеневидимую. Данный уровень предполагает интенсивное оперирование приобретённымиспособами действий, умениями и навыками, поиск и отбор достоверной информации,определенный запас знаний;
¾ высокий уровень развитияпознавательного интереса характеризуется интересом обучающихся младшегошкольного возраста к установлению общих принципов, функционирующих приразличных обстоятельствах, к выявлению различных закономерностей, кустановлению причинно-следственных связей. Данный уровень имеет прямуювзаимосвязь с компонентами исследовательской творческой деятельности,сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия иприобретенных [9, с. 78-79].
Динамика уровня познавательногоинтереса находится в прямой зависимости от развитости личностных функций обучающихся,то есть чем выше уровень познавательного интереса, тем в большей мере актуализированытакие функции как:
Рисунок 1.4 –Личностные функции обучающихся
Рассмотримданные функции:
¾ мотивирующая – осознание важности изученияданной дисциплины для расширения своего кругозора, развития гуманитарногомышления, повышения уровня знаний;
¾ ценностно-смысловая – формирование умладших школьников системы ценностей, которая обуславливает его поведение,мышление и смысл жизни;
¾ творческая – поиск новейших, необычныхрешений, развитие и совершенствование общеучебных умений путем приобретениятворческого опыта через работу с учебниками, книгами или иными источникамиинформации;
¾ ориентировочная – способность ориентировкив действительности, улавливать противоречия, принимать решения и брать на себяответственность за них;
¾ самореализация – для младшего школьникаважно, чтобы его «Я» было признано одноклассниками, сверстниками, учителями,родителями, осознанию собственной важности и готовностью «принять» «Я» других;
¾ рефлексия – способность к адекватнойсамооценке и самоанализу, обучающийся может объективно оценить причины своихуспехов и неудач;
¾ самостоятельность – умение самостоятельноформулировать учебные задачи, осуществлять учебную деятельность, ставить передсобой цели и достигать их [51].
Известныйпедагог У.С. Красавина различает четыре стадии развития познавательногоинтереса. Они представлены на рисунке 1.5 [22, с. 65-66].
Рисунок1.5 – Стадии развития познавательного интереса по У.С. Красавиной
Рассмотрим данные стадии болееподробно:
Первой стадией развитияпознавательного интереса выступает любопытство. Данная стадия характеризуетсявозникновением внезапных факторов, которые притягивают внимание человека. Интересэтой стадии является частичным, поверхностным, ситуационным. Он связан сотношением человека к тому или иному предмету в данный момент времени.Любопытство в особенности свойственно обучающимся младших классов, ведь именнов этом возрасте они только входят в школьную жизнь, и, следовательно, всевокруг является новым, ранее не изведанным, а значит и интересным. В периодданной стадии обучающиеся ещё не имеют подлинного влечения к обучению, онидовольствуются лишь ориентировками, которые связаны с увлекательностьюкакого-либо предмета или иной ситуации.
Второй стадией развитияпознавательного интереса выступает любознательность. Она считается значимымсостоянием личности и характеризуется желанием человека углубиться в суть какого-либопроцесса или понятия. Данная стадия также характеризуется своейэмоциональностью, ведь на ней выявляются такие эмоции как: удивление, радостьпознания, удовлетворение от какого-либо вида деятельности. В процессевзросления человека, любознательность становится постоянной чертой характера иобладает существенной ценностью в дальнейшем развитии личности.
Третьей стадией развитияпознавательного интереса выступает непосредственно фактический познавательныйинтерес. Эта стадия характеризуется познавательной активностью, очевиднойизбирательной направленностью учебных дисциплин, мотивацией к обучению.Познавательный интерес способствует вторжению личности в связи,взаимоотношения, закономерности познания. На данной стадии обучающийсяосуществляет поиск интересующей его информации по какой-либо дисциплине.Младший школьник старается всё своё свободное время уделить той дисциплине,которая вызывает в нём больший интерес.
Творческий интересвыступает четвертой стадией развития познавательного интереса. Данная стадияхарактеризуется стремлением младшего школьника к осуществлению самостоятельнойтворческой и поисковой деятельности. Мировоззрение младшего школьника и творческийинтерес имеют тесную взаимосвязь. Чаще всего творческий интерес считается узкими направленным к какой-либо конкретной сфере познания. Данный интересвпоследствии перерастает в профессиональный интерес. Эта стадия определяетчеловека как субъект, как личность.
Всеперечисленные выше стадии развития познавательного интереса выступают в роли сложнейших сочетаний ивзаимосвязей. В познавательном интересе выделяются и рецидивы в связи со сменойпредметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытствопереходит в любознательность. Обучающийся погружается в сущность предмета, онпоглощён решением проблемы, но бывает, что состояние заинтересованности,которое обнаружит обучающийся на уроке под влиянием разных ситуаций и факторов(занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престижв коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.
Рассмотримнекоторые особенности познавательного интереса младших школьников, выделенныепо Н.Г. Капустиной:
ü подражательность;
ü непостоянство, кратковременность;
ü поверхностность – обучающийся проявляет интерес только к внешнимфактам, которые считаются необычными и запоминающимися, углубляться к ихсущности ребёнку не интересно;
ü приближённость к собственному жизненному опыту;
ü разбросанность – обучающиеся проявляют интерес ко множествусовершенно различных по своему содержанию и структуре областям знаний, которыев свою очередь не имеют никакой связи между собой;
ü направленность на скорый результат [20, с. 3-7].
Анализнаучно-педагогической литературы позволяет выделить следующие особенностипознавательного интереса:
ü познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое,неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности,в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения;
ü между уровнем развития познавательного интереса и приобретениемзнаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с однойстороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значиморасширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь черезприобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательногоинтереса;
ü под влиянием познавательного интереса знания становятся болееглубокими;
ü чем шире кругозор человека, тем больше развит у него ипознавательный интерес.
Таким образом, во втором параграфенашей работы мы определили особенности познавательного интереса младшихшкольников. Также нами было выявлено, что развитие познавательного интересаимеет четыре стадии: любопытство, любознательность, фактический интерес итворческий интерес. При рассмотрении функций познавательного интереса вразвитии младших школьников было выявлено следующее: познавательный интерес выступаеткак средство интенсивного и увлекательного обучения, как значимый мотив кинтеллектуальной и длительной по времени протекания познавательнойдеятельности, как условие успешного формирования готовности личности кдальнейшему обучению.