X-PDF

Особенности развития познавательного интереса младших школьников

Поделиться статьей

Особенности развития познавательного интереса младших школьников

Развитие познавательного интересамладших школьников как процесс имеет ряд особенностей, которые мы рассмотримниже. Данный процесс играет важную роль в успешности обучения каждогообучающегося. В случае если у учителя не получилось вызвать познавательный интересребёнка к своему предмету, то младший школьник непременно не усвоит его вполном объеме. Познавательный интерес младших школьников отличается своейхрупкостью и слабой диффенцированностью.

В след за Г.И. Щукиной мы выделяемчетыре главных условия формирования, развития и закрепления познавательногоинтереса у младших школьников:

¾             первое условие состоит в максимальнойопоре на интенсивную мыслительную деятельность обучающихся. Познавательныйинтерес младших школьников активируется при решении каких-либо познавательныхзадач, осуществлении творческой деятельности, поиске ответа на проблемныйвопрос, в ситуации размышления, догадок, при мыслительном напряжении, вситуации противоречивости высказываний, столкновения разных точек зрения. Вовсех данных ситуациях обучающемуся будет интересно разобраться в каком-либовопросе и принять решение самостоятельно, не опираясь на чужое мнение, аруководствуясь лишь собственным;

¾             второе условие состоит в обеспеченииразвитии познавательного интереса и личности в целом. Для этого необходимоосуществлять учебный процесс учитывая уровень развития обучающихся. Поискразличных закономерностей, обобщения, которым подчиняются все зримые процессы иявления – через всё это проходит младший школьник на пути к более высокому уровнюобучения и развития. Данное условие обеспечивает укрепление познавательногоинтереса младших школьников через совершенствование деятельности познания, еёспособов и форм;

¾             третьим условием выступает созданиеэмоционально позитивной атмосферы во время процесса обучения младшихшкольников. Создание учителем благоприятной психологической среды во времяобучения способствует лучшему усвоению учебного материала и полноценномуразвитию личности обучающегося. Для этого учителю необходимо научиться слушатьобучающегося. Необходимо не только воспринимать информацию, которая исходит отмладшего школьника, следует непосредственно вникнуть в его эмоциональноесостояние, постараться понять, что испытывает ребенок в этот момент: радость,грусть, тревогу или что-то другое;

¾             четвертое условие заключается в раскрытиипонятия обучения как сложного процесса взаимоотношений между учителем иобучающимися. Настроение учителя при проведении уроков также играет огромнуюроль в формировании благоприятной психологической среды. Ведь его отношение кработе, обучающимся, другим учителям, его умение правильно выражать свои эмоциии владеть ими оказывают большое влияние на развитие познавательного интересамладших школьников [42, с. 160].

Российский педагог М.Н. Скаткинполагает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияютследующие факторы: содержание учебного материала, методы обучения, формыорганизации деятельности на уроке, постановка воспитательных задачи личностьучителя [35, с. 48]. Трудно не согласиться с мнением ученого, ведьдействительно, все вышеперечисленные факторы оказывают прямое влияние наразвитие познавательного интереса младших школьников.

Предметом познавательного интересавыступают новые знания о мире. Поэтому хорошо подобранный и детально изученныйматериал, который будет являться новым и сможет вызвать искренние эмоции уобучающихся, возможно даже поразить их воображение, а также включающий в себякакую-либо информацию касательно темы урока – является важным звеном развитияинтереса младшего школьника к процессу обучения.

По мнению А.Н. Леонтьева, дляразвития познавательного интереса младших школьников необходимо создать мотив,а в последствии – открыть для обучающихся возможность нахождения системы целейв изучаемом материале. Автор полагал, что учебный предмет считается интересным,если он становится «сферой целей» обучающегося из-за того или иного мотива [25,с. 365].

Развитие устойчивости познавательногоинтереса младших школьников напрямую зависит от их уровня сформированности учебнойдеятельности. Если у обучающегося низкий уровень, то он не может самостоятельнообобщать методы работы при решении учебных задач, имеет низкий темп учебнойдеятельности, а также у него практически отсутствует интерес к процессуобучения. При среднем уровне у ребенка уже сформированны умения формулироватьприемы решения несложных учебных задач, но только при помощи учителя, уобучающегося средний темп учебной деятельности, а также неустойчивый интерес кпроцессу обучения. Высокий уровень сформированности учебной деятельностихарактеризуется самостоятельным выбором нужно приема при решении какой-либоучебной задачи, причем данные приемы используются на уровне навыка, у младшегошкольника высокий темп учебной деятельности, сформирован устойчивый познавательныйинтерес к той или иной дисциплине, появляется потребность в творческихдействиях на протяжении процесса обучения.

С целью развития познавательногоинтереса процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобыобучающиеся на каждом его этапе своего обучения ощущали приближение кнамеченной цели и убеждались в том, что знания, приобретенные на уроках,представляют собой практическую ценность. Для развития познавательного интересаважно само содержание предмета и организация процесса обучения данному предмету[12, с. 27].

В ходеизучения научно-педагогической литературы мы обратились к трудам О.В.Булатовой. Автор выделяет три уровня развития познавательного интереса умладших школьников:

Рисунок 1.3 –Уровни развития познавательного интереса младших школьников по О.В. Булатовой

Рассмотримданные уровни подробнее:

¾             элементарный уровень. Наданном уровне развития познавательного интереса младшего школьника происходитразвитие интересов обучающихся к эмоционально насыщенной и ранее неизвестнойинформации. У младших школьников при обучении возникает множество различных,эмоционально насыщенных и неожиданных вопросов. Они стремятся исследовать всё,что им не известно, потому что именно этот период жизни человекахарактеризуется проявлением любопытства;

¾             средний уровень развитияпознавательного интереса характеризуется определением у обучающихся интереса кпознанию явлений, имеющих наиболее основательную внутреннюю суть, чащеневидимую. Данный уровень предполагает интенсивное оперирование приобретённымиспособами действий, умениями и навыками, поиск и отбор достоверной информации,определенный запас знаний;

¾             высокий уровень развитияпознавательного интереса характеризуется интересом обучающихся младшегошкольного возраста к установлению общих принципов, функционирующих приразличных обстоятельствах, к выявлению различных закономерностей, кустановлению причинно-следственных связей. Данный уровень имеет прямуювзаимосвязь с компонентами исследовательской творческой деятельности,сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия иприобретенных [9, с. 78-79].

Динамика уровня познавательногоинтереса находится в прямой зависимости от развитости личностных функций обучающихся,то есть чем выше уровень познавательного интереса, тем в большей мере актуализированытакие функции как:

 

ориентировочная
личностные
рефлексия
творческая

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1.4 –Личностные функции обучающихся

Рассмотримданные функции:

¾             мотивирующая – осознание важности изученияданной дисциплины для расширения своего кругозора, развития гуманитарногомышления, повышения уровня знаний;

¾             ценностно-смысловая – формирование умладших школьников системы ценностей, которая обуславливает его поведение,мышление и смысл жизни;

¾             творческая – поиск новейших, необычныхрешений, развитие и совершенствование общеучебных умений путем приобретениятворческого опыта через работу с учебниками, книгами или иными источникамиинформации;

¾             ориентировочная – способность ориентировкив действительности, улавливать противоречия, принимать решения и брать на себяответственность за них;

¾             самореализация – для младшего школьникаважно, чтобы его «Я» было признано одноклассниками, сверстниками, учителями,родителями, осознанию собственной важности и готовностью «принять» «Я» других;

¾             рефлексия – способность к адекватнойсамооценке и самоанализу, обучающийся может объективно оценить причины своихуспехов и неудач;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

¾             самостоятельность – умение самостоятельноформулировать учебные задачи, осуществлять учебную деятельность, ставить передсобой цели и достигать их [51].

Известныйпедагог У.С. Красавина различает четыре стадии развития познавательногоинтереса. Они представлены на рисунке 1.5 [22, с. 65-66].

 

 

 

 

 

творческий

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок1.5 Стадии развития познавательного интереса по У.С. Красавиной

Рассмотрим данные стадии болееподробно:

Первой стадией развитияпознавательного интереса выступает любопытство. Данная стадия характеризуетсявозникновением внезапных факторов, которые притягивают внимание человека. Интересэтой стадии является частичным, поверхностным, ситуационным. Он связан сотношением человека к тому или иному предмету в данный момент времени.Любопытство в особенности свойственно обучающимся младших классов, ведь именнов этом возрасте они только входят в школьную жизнь, и, следовательно, всевокруг является новым, ранее не изведанным, а значит и интересным.  В периодданной стадии обучающиеся ещё не имеют подлинного влечения к обучению, онидовольствуются лишь ориентировками, которые связаны с увлекательностьюкакого-либо предмета или иной ситуации.

Второй стадией развитияпознавательного интереса выступает любознательность. Она считается значимымсостоянием личности и характеризуется желанием человека углубиться в суть какого-либопроцесса или понятия. Данная стадия также характеризуется своейэмоциональностью, ведь на ней выявляются такие эмоции как: удивление, радостьпознания, удовлетворение от какого-либо вида деятельности. В процессевзросления человека, любознательность становится постоянной чертой характера иобладает существенной ценностью в дальнейшем развитии личности.

Третьей стадией развитияпознавательного интереса выступает непосредственно фактический познавательныйинтерес. Эта стадия характеризуется познавательной активностью, очевиднойизбирательной направленностью учебных дисциплин, мотивацией к обучению.Познавательный интерес способствует вторжению личности в связи,взаимоотношения, закономерности познания. На данной стадии обучающийсяосуществляет поиск интересующей его информации по какой-либо дисциплине.Младший школьник старается всё своё свободное время уделить той дисциплине,которая вызывает в нём больший интерес.

Творческий интересвыступает четвертой стадией развития познавательного интереса. Данная стадияхарактеризуется стремлением младшего школьника к осуществлению самостоятельнойтворческой и поисковой деятельности. Мировоззрение младшего школьника и творческийинтерес имеют тесную взаимосвязь. Чаще всего творческий интерес считается узкими направленным к какой-либо конкретной сфере познания. Данный интересвпоследствии перерастает в профессиональный интерес. Эта стадия определяетчеловека как субъект, как личность.

Всеперечисленные выше стадии развития познавательного интереса выступают в роли сложнейших сочетаний ивзаимосвязей. В познавательном интересе выделяются и рецидивы в связи со сменойпредметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытствопереходит в любознательность. Обучающийся погружается в сущность предмета, онпоглощён решением проблемы, но бывает, что состояние заинтересованности,которое обнаружит обучающийся на уроке под влиянием разных ситуаций и факторов(занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престижв коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

Рассмотримнекоторые особенности познавательного интереса младших школьников, выделенныепо Н.Г. Капустиной:

ü    подражательность;

ü     непостоянство, кратковременность;

ü    поверхностность – обучающийся проявляет интерес только к внешнимфактам, которые считаются необычными и запоминающимися, углубляться к ихсущности ребёнку не интересно;

ü    приближённость к собственному жизненному опыту;

ü    разбросанность – обучающиеся проявляют интерес ко множествусовершенно различных по своему содержанию и структуре областям знаний, которыев свою очередь не имеют никакой связи между собой;

ü    направленность на скорый результат [20, с. 3-7].

Анализнаучно-педагогической литературы позволяет выделить следующие особенностипознавательного интереса:

ü    познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое,неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности,в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения;

ü    между уровнем развития познавательного интереса и приобретениемзнаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с однойстороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значиморасширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь черезприобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательногоинтереса;

ü    под влиянием познавательного интереса знания становятся болееглубокими;

ü    чем шире кругозор человека, тем больше развит у него ипознавательный интерес.

Таким образом, во втором параграфенашей работы мы определили особенности познавательного интереса младшихшкольников. Также нами было выявлено, что развитие познавательного интересаимеет четыре стадии: любопытство, любознательность, фактический интерес итворческий интерес. При рассмотрении функций познавательного интереса вразвитии младших школьников было выявлено следующее: познавательный интерес выступаеткак средство интенсивного и увлекательного обучения, как значимый мотив кинтеллектуальной и длительной по времени протекания познавательнойдеятельности, как условие успешного формирования готовности личности кдальнейшему обучению.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет