X-PDF

Отдел I. Федеральное право и право штатов

Поделиться статьей

368. Двойной аспект проблемы. США, в отличие от Англии, яв­ляются федеральным государством, в котором неизбежно возникает основной вопрос, о соотношении компетенции федеральных властей и властей штатов.

Этот же вопрос в области права возникает в двойном аспекте в свя­зи с концепцией права, господствующей в странах общего права. Пре­жде всего по каждому вопросу приходится выяснять, в ведении чьих за­конов и регламентов он находится — федеральных властей или властей штатов. Этот вопрос возникает во всех федеральных государ­ствах. Он понятен и юристам романской правовой семьи. Но в США он возникает и в другом аспекте, более трудном. Определить, в каких областях может законодательствовать конгресс США или устанавли­вать регламенты федеральная администрация, не значит исчерпать данную проблему в стране, где в праве не видят продукт прежде всего законодательного творчества. Право в США, как и в Англии, понима­ется как право судебной практики, основанное прежде всего на преце­денте и разуме. Законы и регламенты рассматриваются по традиции

только как дополнения или коррективы к корпусу норм, ранее сущес­твовавших, то есть к системе общего права в узком смысле.

Тогда неизбежно возникает еще один вопрос: существует ли это общее право в рамках федерации или в рамках штатов? Иначе гово­ря, имеется ли общее право США (федеральное общее право) или об­щее право штата? Вопрос, как мы увидим, очень интересный, ибо он помогает уточнить метод понимания самого понятия права и общего права в странах английского языка.

369. Принцип: законодательная компетенция штатов. По каким же вопросам может законодательствовать Конгресс США и когда вправе издавать подзаконные акты иные федеральные власти, какие вопросы относятся к компетенции «законодательных» и исполни­тельных властей штатов?

Десятая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, со­вершенно ясно разрешила этот вопрос . «Полномочия, не предостав­ленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользова­ние которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или народом». Этот принцип действовал всеща: законодательство от­носится к компетенции штатов . компетенция федеральных властей — исключение, которое всегда должно основываться на определенной статье Конституции.

Не следует удивляться установлению такого принципа. Вполне естественно, что он был выдвинут на следующий же день после заво­евания Соединенными Штатами Америки своей независимости. До этого 13 колоний существовали совершенно самостоятельно одна от другой и имели мало общего по своему происхождению, по составу населения и его вероисповеданию, по экономической структуре и ин­тересам. Не существовало между ними до революции и политических связей (помимо их общей связи с метрополией) или общих полити­ческих институтов.

370. Остаточная компетенция. Существенно, что даже по тем вопросам, по которым законодательствует Конгресс, штатам предос­тавлена известная компетенция. Это так называемая остаточная ком­петенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопро­сам, но им запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Зато им не возбраняется дополнять фе­деральное право или восполнять имеющиеся в нем пробелы. Наряду с федеральными налогами существует фискальное право в каждом штате2.

Конгресс США воздерживался от издания законов по многим

Такой же принцип действует в Австралии, прямо противоположный установлен­ному Конституцией Канады 1982 года

2 Этот дуализм выдвигает проблему и в плане международных отноше­ний. Заключаемые американскими дипломатами соглашения, направленные на то, чтобы избежать двойного обложения налогами, действительны только в отношении федеральных налогов . США связаны этими соглашениями только в отношении налогов, устанавливаемых федеральными властями.

 

входящим в его компетенцию вопросам. Напомним, что в странах об­щего права сдержанно относятся к кодификациям и, хотя Конгресс мог регламентировать внешнюю торговлю или торговлю между шта­тами, в США нет федерального закона, который регламентировал бы такие важные для этой сферы вопросы, как ценные бумаги, купля-продажа, торговые товарищества, конфликт законов. По трем из этих вопросов были изданы законы в штатах, восполнившие пробел. Что же касается четвертого — конфликта законов, — он остался в веде­нии общего права. До принятия закона 1938 года федеральные суды не имели даже правил, определяющих порядок их собственной дея­тельности (кроме Верховного суда США). Считалось, что федераль­ные суды должны применять процедуру, установленную правом от­дельных штатов для своих судов.

Принцип остаточной компетенции штатов имеет определенные границы. Даже в отсутствие федеральных законов штаты не могут за­конодательствовать вразрез с духом Конституции и препятствовать торговле между штатами. И в других случаях также признавалось, что закон штата считается неконституционным, даже когда он не проти­воречит федеральным нормам, если отрасль, к которой он относится, подлежит регламентации исключительно федеральным правом.

371. Проблема общего права. Для того чтобы уяснить соотноше­ние между федеральным правом и правом отдельных штатов, недо­статочно знать установленный Конституцией принцип, гласящий, что федеральные законы могут приниматься только по определенным вопросам. Недостаточно также для более конкретного изучения вопроса знать, в каких же областях действительно существуют феде­ральные законы и регламенты. Право США, в принципе, как и ан­глийское право, — право судебной практики . его нормы устанавли­ваются судами, а принципы складываются на основе этих норм. Именно в этом суть права в глазах юристов США. Что же это такое — общее право в США? Существует ли национальное общее право, единое для всех штатов, или существует свое общее право в каждом из штатов?

С первого взгляда может показаться, что эта проблема решается достаточно просто. Конституция определяет круг вопросов, отнесен­ных к законодательной компетенции Конгресса. Следовательно, в этой сфере действует и федеральное общее право . в других же сфе-

В этих случаях говорят о «превалировании федерального закона». В качестве примера можно указать на признание неконституционным закона о подрывной деятельности против правительства США, принятого в штате Пенсильвания в связи с делом Нельсона. Верховный суд США указал, что федеральный закон Смита содержит положения, которые не требуют и не допускают каких-либо дополнений законодательством штатов. Вместе с тем закон Пенсильвании был признан сохраняющим силу в той степени, в какой речь идет о подрывной деятельности против правительства штата Пен­сильвания.

I pax общее право может отличаться от штата к штату. Однако на пути I этого простого решения встает ряд препятствий. | Во-первых, как уже отмечалось. Конгресс нередко не реализует i предоставленные ему законодательные полномочия и штаты в этих | случаях могут использовать остаточную компетенцию, то есть изда-I вать соответствующие законы. Возникает вопрос: не следует ли на­ряду с законодательными органами штата наделить и его судей пол­номочием создавать в этой ситуации нормы права?

Во-вторых, трудности обусловлены судебной организацией, су­ществующей в стране, где наряду с федеральной судебной системой каждый штат имеет и свою иерархию юрисдикции. При этом компе­тенция обеих систем основана не на том принципе, по которому раз­граничивается законодательная компетенция Конгресса и легислатур штатов. В федеральной юрисдикции находятся и споры по таким проблемам, которые не входят в законодательную компетенцию Кон­гресса. Это дела, где стороны принадлежат к разным штатам, а сам спор достаточно важен. Очевидно, в этой ситуации федеральные суды будут чувствовать себя свободными в своей судебной практике даже тогда, когда рассматриваемые дела относятся к сферам, отнесенным к компетенции не федеральных властей, а штатов.

К этим двум усложняющим обстоятельствам добавляется и еще одно, уже психологического порядка. Хотя штаты сохраняют в США важные позиции, несомненно, что у американцев сегодня доминиру­ет чувство принадлежности к стране в целом . они чувствуют себя гражданами США, а не Калифорнии или Индианы. Могут ли в этих условиях судьи и юристы согласиться с тем, что общее право различ­но в пятидесяти штатах, составляющих Союз?

372. Отсутствие федерального общего права. Акт о судоустрой­стве 1789 года. Казалось бы, что федеральный Акт о судоустройстве, изданный в 1789 году, рассеял сомнения по этому вопросу. Акт пред­писал федеральным судам применять по вопросамГне регламентиро­ванным федеральным законом, «законы» («the laws») того штата, к которому отсылает коллизионная норма, действующая там, где феде­ральный суд рассматривает дело. Это предписание как будто четко говорит, что там, где не действует федеральный закон, должно всегда применяться право штата..Тем не менее возникли сомнения по пово­ду того, как надо понимать термин «the laws», использованный в Акте о судоустройстве 1789 года. Было очевидно, что этот термин ох­ватывает законы штата, исходящие от его легислатуры. Но включает ! ли он право, установленное судами штата в случае молчания закона? . Некоторые полагали, что федеральные суды, образующие самостоя-I тельную систему, не связаны судебной практикой штатов и, рассмат-| ривая подсудные им дела, они вправе создавать в этой связи нормы | федерального общего права.

i 373. Дело Свифта против Тисона (1842 г.). Американская судеб­ная практика по затронутому вопросу разноречива. Первоначально

она решила вопрос в традиционном плане, утверждая возможность и обязанность федеральных органов в делах такого рода действовать на основе федерального общего права, а не в соответствии с общим пра­вом какого-либо определенного штата. Эта доктрина, провозглашен­ная судьей Стори, была одобрена Верховным судом США в извест­ном решении по делу Свифта против Тисона (1842 г.). По делу надо было установить, мог ли держатель векселя воспользоваться прави­лом безоговорочности векселя, поскольку он приобрел его возмездно (for value). Вексель был индоссирован в его пользу одним из его до­лжников. По праву штата Нью-Йорк было весьма сомнительным на­личие в этом случае встречного удовлетворения. Судья Стори решил, что такое «встречное удовлетворение» имело место с точки зрения общего права всей страны.

374. Критика этой доктрины. Однако это решение не получило всеобщего признания и даже в ограничительном понимании оно вы­звало много возражений. И действительно, оно вело к весьма шоки­рующим выводам и в конституционном, и в практическом плане, в частности к неоправданному дуализму судебных решений, которые могли оказаться различными в зависимости от того, куда обратился истец — в судебный орган штата или в федеральный суд. Ситуация еще более усугублялась тем, что одна из сторон во многих случаях могла создать условия, допускающие или исключающие обращение в федеральный суд, — для этого достаточно было переменить местожи­тельство, что не представляет трудностей.

В плане конституционном ясно, что, предусматривая федераль­ную юрисдикцию в случае разного гражданства тяжущихся, авторы Конституции стремились обеспечить равенство для сторон, являю­щихся гражданами различных штатов . однако они не имели в виду способствовать созданию федерального права вне пределов законода­тельной компетенции конгресса. Введение понятия федерального об­щего права противоречит духу Конституции . признается факт пре­восходства федеральных властей (имеются в виду судебные власти) в тех вопросах, которые Конституция стремилась сохранить в компе­тенции штатов.

См. Black and White Taxicab Co. v. Brown and Yellow Taxicab Co., 276 U.S. 518(1928). Компания железных дорог в штате Кентукки предоставила другой компании — компании такси и транспорта того же штата — приви­легию пользоваться принадлежащими ей земельными участками и предлагать свои услуги ее клиентам. Такая привилегия противоречит публичному поряд­ку штата Кентукки. Чтобы обойти действие этой оговорки, общество само­ликвидировалось и вновь было создано в Теннесси, изменив таким образом свое «гражданство». Федеральные суды получили право рассматривать спо­ры между обществом и его конкурентами и пришли к выводу, что договор о предоставлении исключительного права, противоречащий публичному по­рядку штата Кентукки, не считается таковым по общему праву всей стра .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

(general common law).

375. Железнодорожная компания «Эрие» против Томпкинса (1938 г.). Решение 1938 года по делу железнодорожной компании «Эрие» против Томпкинса направлено против понятия федерального общего права. Обстоятельства дела следующие.

В штате Пенсильвания некто Томпкинс шел ночью по тропинке [ вдоль железнодорожного пути. Прошел товарный поезд. Томпкинс | был отброшен на землю и ранен — по всей вероятности, открытой | дверцей одного из вагонов. Поезд принадлежал названной железнодо-| рожной компании, зарегистрированной в штате Нью-Йорк. Томпкинс возбудил иск о возмещении убытков в федеральном суде южного ок­руга этого штата. Не было сомнений в том, что этот суд должен ре­шать дело согласно «законам Пенсильвании» в силу ст. 34 Акта о су­доустройстве 1789 года. Железнодорожная компания в этих условиях заявляла, что, согласно судебной практике Верховного суда Пенсиль­вании, Томпкинс не имеет права на возмещение убытков . его самого следует считать правонарушителем: он не имел права ходить по тро­пинке, принадлежащей компании, и поэтому причинение вреда про­изошло лишь по вине самого Томпкинса. Томпкинс оспаривал это положение. Он выдвигал следующий аргумент: так как Акт о судоус­тройстве 1789 года обязывает федерального судью применять «зако­ны Пенсильвании», это положение следует толковать как имеющее отношение только к писаным законам (statutes) штата Пенсильвания. За отсутствием закона по данному вопросу федеральный судья дол­жен применять федеральное общее право США, а не судебную прак­тику (общее право) штата Пенсильвания. Окружной, а затем и Апел­ляционный суд приняли эту аргументацию и решили, что в случае отсутствия писаного закона федеральные суды должны применять 1 федеральное общее право и могут не принимать во внимание нормы ^ общего права Пенсильвании.

i Верховный суд США, в который была подана жалоба, отменил вынесенное решение и направил дело в Апелляционный суд Третьего округа, чтобы он рассмотрел дело по общему праву Пенсильвании2. «За исключением вопросов, регулируемых федеральной Конститу­цией или законами конгресса, — заявил судья Брандейз, выражая мнение большинства членов суда, — право, которое следует приме­нить в тех или иных случаях, является правом отдельного штата. Во­прос о том, сформировано ли это право парламентом штата в законо­дательном акте или в решении Высшего суда штата, не касается федеральных властей. Федерального общего права не существует». Верховный суд США с 1938 года часто имел возможность утверждать

1 См. 304 U.S. 64. 1938 . Типе A. Lapplication du droid des Etats par les juridictions federales des Etats-Unis//Rcvue Internationale de droit compare. 1951.P.5—35.

2 Верховный суд не мог рассматривать дело сам, так как имелись споры о том, какова же норма общего права Пенсильвании.

и применять принцип, сформулированный в рассмотренном выше деле Томпкинса. Этот принцип в настоящее время твердо укоренил­ся в американском праве несмотря на многие трудности, которые он вызвал.

376. Исключения: сферы, входящие в исключительную компе­тенцию федерального права. «Федеральное общее право не существу­ет». Эта формула, подтвержденная в решении по делу «Железнодо­рожная компания «Эрие» против Томпкинса», в свою очередь, не является абсолютной. Федеральное общее право существует, пос­кольку речь идет о сферах, подпадающих под исключительную ком­петенцию федеральной законодательной власти.

Имеется, например, федеральный патентный закон и федераль­ный закон о фабричных марках. Считается, что в этих сферах феде­ральное право полностью «захватило территорию», исключив воз­можность вмешательства штатов. За пределами точного применения законодательных норм здесь возможно появление федерального об­щего права, и, более того, оно может охватить также и некоторые смежные проблемы, например недозволенную конкуренцию.

Проблема более сложна, когда речь идет о сферах, где федераль­ная законодательная власть, обладая соответствующей компетенцией, тем не менее бездействует. Здесь создание судами норм федерально­го общества права допускается лишь в порядке исключения. Тем не менее это происходит в некоторых областях, в частности в морском праве (admiralty law).

377. Важное значение права штатов и различия между ними. Таким образом, к общему праву, как и к законодательному праву США, применим один и тот же принцип: компетенция не федераль­ных властей, а каждого из штатов.

Между правом разных штатов немало различий, подчас значи­тельных, которые большей частью связаны с законодательными ре^ шениями, но бывают и следствием толкования общего права. Судеб­ная система и организация управления меняются от штата к штату, равно как гражданский и уголовный процесс. Различны основания и условия развода, и в одних штатах установлен режим общности иму­щества супругов, а в других — раздельный режим. Несовпадением норм отмечены право товариществ и фискальное право. От штата к штату меняется список наказаний, предусмотренных уголовным за­коном.

Как ни значимо федеральное право, в повседневной жизни на­иболее важным для граждан и юристов остается право штатов. При этом необходимо знать не только право штатов, но и возможные рас­хождения между ними.

378. Основа права США — его единство. Очень важно отдавать себе отчет в том, что при всех возможных различиях в праве штатов в основе своей право США едино. Это фундаментальное единство обусловлено рядом факторов институционного характера, но прежде

всего оно результат состояния умов американского населения и юристов.

379. Институционные факторы. Остановимся на тех институци­онных факторах, которые не позволяют различиям между правом штатов нарушить единство американского права.

Первый из них — воздействие федерального права. С первого взгляда в распределении компетенции, установленном Конституцией США в 1787 году, произошло мало изменений. Эта Конституция, ог­раничившая полномочия федеральных властей, не претерпела значи­тельных модификаций. К ней добавлено 26 поправок, из них десять первых (Билль о правах) — в 1789 году и поправки XIII, XIV, XV — сразу же после Гражданской войны. Именно эти тринадцать попра­вок интересуют нас в рассматриваемой связи, ибо они сделали феде­ральные суды защитниками гражданских прав и свобод от федераль­ных властей, с одной стороны (поправки I—X), и от властей штатов — с другой (поправки XIII, XIV, XV).

Однако помимо этих поправок конституционное разделение пол­номочий между федерацией и штатами было существенно изменено Верховным судом США путем толкования, данного формулам кон­ституционного текста и поправкам. В итоге этой интерпретации (к которой мы еще вернемся ниже) штаты обязали уважать некоторые общие принципы, что отразилось и в праве судебной практики, и в законодательном праве. Были предприняты и другие инициативы, на­правленные на то, чтобы обеспечить в разных сферах единообразие законов штатов. К этому вопросу мы вернемся ниже, при рассмотре­нии места закона среди источников права США.

380. Мышление юристов. Еще более важно, чем институционные факторы, мышление, которое господствует у американских юристов. Они охотно признают, что законы разных штатов в рамках некоторых общих принципов могут различаться. Однако они решительно не со­гласны с тем, что общее право в разных местах может интерпретиро­ваться по-разному. Формула «федеральное общее право не существу­ет» означает лишь, что федеральные органы неправомочны создавать такую систему и при отсутствии федерального закона должны приме­нять право штата. Но она не означает, что право одного штата пол­ностью автономно и чуждо праву других штатов. В США действует постулат, согласно которому единство является фундаментальной ос­новой права страны и лишь на этой основе возможны варианты, вво­димые законодателями различных штатов. Этот столь существенный постулат мышления юристов находит разные формы выражения.

Юридические труды, публикуемые в США, лишь в очень редких случаях посвящены праву какого-то одного штата. Сборники судеб­ной практики, энциклопедии, учебники, юридические журналы гово­рят, как правило, о «праве США», причем даже тогда, когда речь идет о таких аспектах права, которые, согласно теории, могут иметь место только на уровне штата.

Во многих случаях с правом штата трудно ознакомиться или же в подлежащем применению общем праве штата отсутствует соот­ветствующий прецедент. В подобных случаях американский юрист, вполне естественно, учитывает решения, ранее принятые в дру­гих штатах. Они помогают ему увидеть нечто большее, чем наи­более разумно возможное разрешение спора. Они позволяют ему увидеть решение, которое должно быть дано спору, кроме тех случа­ев, когда имеются особые обстоятельства, которые влекут ис­ключения.

Как изучаются те или иные вопросы в американской школе пра­ва? Базой для такого изучения являются решения, принятые в отдель­ных штатах. Проблема заключается в том, чтобы сгладить и прими­рить имеющиеся расхождения и сблизить решения. Никто и никогда не относился к этой работе как к бесполезной и не считал, что доста­точно констатировать необходимость применять в одном случае об­щее право штата Нью-Йорк, а в другом — штата Огайо. Эти две сис­темы могут быть и теоретически, и по Конституции различны .

американский юрист исходит из постулата их общности. Если два ре­шения противоречат друг другу настолько, что не могут быть прими­рены, то в данном противоречии не только видят показатель разни­цы, существующей между системами общего права соответствующих штатов, но и приходят к выводу (по крайней мере, в школах, так как суды более сдержанны), что одно из этих решений вынесено пра­вильно, а второе неправильно (bad law) и его обоснование не должно иметь места в будущем не только в других штатах, но и в том штате, где оно в настоящее время представляет позитивное право.

381. Вывод. В итоге можно сказать, что в США нет федерального общего права. Однако надо скорректировать это положение. 50 сис­тем общего права, имеющиеся в 50 штатах, теоретически действи­тельно различны, но давно уже считается, что они стали или должны^ стать идентичными. Эта идентичность не создает концепции феде­рального общего права. Но большого различия между 50 системами права отдельных штатов нет, они тяготеют к единообразию, создавая тем самым единое право, по сфере своего применения являющееся федеральным правом1.

В конце концов все, что было решено по делу компании «Эрие» против Томпкинса, сводится к тому, что направление судебной прак­тики, необходимое для восстановления гармоничного единства общего права в США, должно быть делом не федеральных судебных органов, а штатов. Именно на суды штатов возложена задача уточнения и раз­вития американского общего права по тем вопросам, которые не вхо­дят в законодательную компетенцию конгресса. Унификация амери­

Издание Restatement of the Law свидетельствует, что в 95—98% случа­ев решения судов различных штатов совпадают (см. Goodrich H. Restatement and Codification//Field Centenary Essays. 1949. P. 241—250).

канского общего права должна осуществляться в форме сближения пра­вовых систем 50 штатов, а не путем выработки федерального права.

382. Конфликт законов. Вопросы коллизии законов не урегули-, рованы в США в федеральном плане: каждый штат имеет свою со­бственную систему их разрешения, и издавна эти системы в штатах были достаточно схожи. Однако ситуация изменилась после появле­ния доктрины, признанной судебной практикой части штатов, но от­вергнутой другой. Она предлагала заменить традиционный метод ре­шения конфликтов прямым поиском закона, в наибольшей степени соответствующего обстоятельствам спора. Верховный суд никогда не обнаруживал желания вмешаться в сферу коллизии законов путем выработки единообразных норм, хотя некоторые положения Консти-[ туции открывали перед ним такую возможность. Формула «о долж-j ной правовой процедуре» (XIV поправка к Конституции) была ис-s толкована как требование такой связи между обстоятельствами дела t и его рассмотрением в суде данного штата, которая обосновывала I возможность применения судом закона этого штата. Однако уже дли­тельное время Верховный суд не высказывался по поводу такого рода решений. Применение права другого штата может натолкнуться на оговорку о публичном порядке . закон Массачусетса, ограничиваю­щий сумму возмещения, на которую может претендовать жертва не­счастного случая на воздушном транспорте (а в случае смертельного исхода — его наследники), был сочтен противоречащим публичному порядку в штате Нью-Йорк. Но это также встречается редко, ибо но­вый метод позволяет избежать применения нежелательного закона менее резким способом, чем использование оговорки о публичном порядке.

Следует сделать еще одно замечание по поводу коллизии законов, которое иллюстрирует, как понимается общее право в США и как относятся американские юристы к законам. Как применяется в од­ном штате общее право другого штата? Судьи должны сами знать это право, от сторон не требуется излагать его содержание. А что же в от­ношении законов? Судьи обязаны были знать законы только своего штата (и федеральные законы, конечно). Сторона, требующая приме­нения закона другого штата, должна была сообщить судье о наличии такого закона и изложить его содержание. Судья не мог применять за­кон другого штата ex officio.

Развитие законодательства изменило, однако, эту ситуацию, и от сторон более не требовалось излагать содержание этих законов . судь­ям было разрешено принимать во внимание законы других штатов ex officio. Это изменение связано с принципами, которые выходят за пределы изучаемого вопроса . во многих штатах судьи уполномо-

Von Mehren A. Une esquisse de 1evolution du droit international prive aux Etats-Unis//Journal de droit international. 1973. P. 116 . Hanotiau B. Le dro­it international prive americain. Paris — Bruxelles, 1979.

чены применять ex officio законы государств, не входящих в соста США.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет