X-PDF

Открытый урок Переходные и непереходные глаголы

Поделиться статьей

Открытыйурок

в  6классе. Русский язык.

Учитель:Чернийчук Наталья Анатольевна

Тема:Переходные и непереходные глаголы.

 

Целии задачи: Познакомиться с понятием переходных и непереходных глаголов; уметьразличать грамматические признаки переходных глаголов, сочетаемость сВинительным  и  Родительным падежами.

Формированиепознавательных УУД, (извлечение необходимой информации из учебника, компоновкаполученных ранее и изученных на уроке сведений).

 

Оборудование: учебник, индивидуальные и групповыекарточки.

 

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания (упр.522, 523).

1чел.: у доски из упр. 522-выполняетморфологический разбор слова Отчизне

2чел.: у доски выписывает разноспрягаемыеглаголы, указывая время, лицо, число

С остальным классом проверяем упр.523 (в чемразница  лексического значения глагола «бежать» в разных случаях).                                                                                                                      

II.Беседа с классом.

1.    Какуючасть речи мы сейчас изучаем? Какие морфологические признаки глагола вамизвестны? (спряжение, время, вид, число, род).

Сегодня, как вы ужедогадались, мы познакомимся с еще одним из таких признаков, но для начала выдолжны будете выполнить одно хитрое задание. Перед вами словосочетания.Запишите их в тетрадь.

Решитьзадачи

Выйтииз вагона

Записатьправила

Учимсярисованию

Появитьсяна небосклоне

Задание:

-Найдитеглавное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопроск зависимому.

-Теперьукажите падеж.

— Чтоже получилось? Все ли глаголы в одном падеже? Словосочетаний с каким падежомбольше?

-Чтоже объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже?

-Оникак-то отличаются по своему строению от других словосочетаний?

 

Вывод:Верно, эти глаголы не имеют предлогов.

 Таквот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимениестоит в Вин. Падеже  и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, всеостальные — непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя нашатема?

 Правильно:Переходные и непереходные глаголы. Запишите в  тетрадь.

-Исходяиз этого ,можете предположить, какие цели могут быть у нашего урока? Может мыбудем что-то выяснять…учиться что-то различать… Ответы детей. (узнать, какиеглаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия)

-Каквы думаете ,откуда взялось такое необычное название: переходные -непереходные?(версии детей)

Насамом деле, конечно же, глаголы никуда не переходят, а вот действие, котороеони обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено этодействие.

Везти(что?) санки

Плакать(что?) …да ничего…

 Действиетакого глагола ни на что не может перейти. При нем слово не может встать вВинительном падеже.

IIIРабота с учебником.

-Стр.109. параграф 90 Прочтение правила.

-Давайте запишем в виде небольшого опорногоконспекта небольшую схему в тетрадь для лучшего запоминания.

Глагол+ сущ., числ., мест  в Вин. п. без предлога — переходные глаголы

Глаголыв др. падежах, т.е все остальные — непереходные.

Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходномглаголе в родительном падеже.

Дополнение (существительное или местоимение) может стоятьпри переходном глаголе в родительном падеже:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

1)  при отрицании. (Я долго не видел отца).

2)  при указании на часть предмета. (Выпить немного воды).

 

IV. Синтаксическаяминутка. Запись под диктовку. Объяснить встреченныеорфограммы, расставить знаки препинания.

Кто пахать не ленится, у того хлебушко родится.Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.  Виноватый винится, а правый ничегоне боится.

Затем эти предложения высвечиваются на доске.Дети идут к доске. Делают задания.

-Перечислите мне все встреченные переходныеглаголы.  Вывод: переходных нет

Откройте стр.111 учебника. Давайте прочтемправило.

Вывод: Глаголы с суффиксом –СЯ (СЬ) являютсявозвратными, являются непереходным.

V. Игра «Семафор»

Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.

Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться сдрузьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой,принести дрова, стоять на носочках, строить дом.

 

VI. Работа у доски «Найдилишнее слово»

Руководитьработой                                                                    Кластькирпич

Заботитьсяоб  удобствах                                                          Посетитьгалерею

Восхищатьсяискусством                                                           Спрятатьодежонку

              Помогать строителям                                                               Запрячь лошадей

     Съесть завтрак(перех.)                                                           Смотреть на речку(неперех.)

VII. Эстафета «Капитаны»

Каждому ряду выдается лист-бегунок снаписанными словосочетаниями. Задача каждой парты -указать переходный глаголили непереходный и передать другой парте. Нужно  как можно быстрей заполнитьграфу и отдать капитану команды, который был выбран вначале от целого ряда -онв эстафете не принимает участия, который в свою очередь исправляет ошибки иотдает учителю исправленный вариант. (или же пишет на доске в таблице.)

Переходные: озаритьдушу, околдовать слушателей, не помнить себя, любить их, запросить сто рублей,углубить дно, поймать птицу, положить карандаш, привезти подарок, пойматьптицу.

Непереходные:нервничать по пустякам, заразиться гриппом, подойти к двери,  увлекатьсяспортом, служить Отечеству, бороться за мир, присутствовать на лекции, завянутьот холода, заночевать в палатке, участвовать в соревновании.

VIII. Итоги урока

 Какие глаголы называются переходными?

От чего может зависеть переходность глаголов?

Как соотносятся категории переходности и возвратности?

 

 

IX. Рефлексия учащихся


Я вспомнил, что…  

Вызвало затруднение…

Я узнал…    

Было сложно…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

 

X. Домашнее задание.Оценки за урок.

Параграф 90, упражнение 530.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет