X-PDF

Открытый урок по литературе 5 класс. Урок-игра. обобщение

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по литературе

«Путешествие в волшебнуюстрану Литературию»

 (урок обобщения изакрепления — игра по разделу

«Среди ровесников»)

                                                           

 

 

 

 

 

  Автор:

Стрельникова А.В.,

учитель русскогоязыка

 и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. 2 команды.

Цели деятельности учителя: организовать деятельность обучающихся по обобщениюи систематизации знаний материала, изученного в разделе «Среди ровесников», выявить уровень литературногоразвития учащихся; выяснить, усвоили ли учащиеся изученные произведения,запомнили ли литературных героев, какие стали любимыми и почему; прививатьлюбовь к литературе как науке и виду искусства, прививать любовь к чтениюхороших книг,  способствоватьвоспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества, развиватьпространственное, творческое воображение.

 

Планируемые результатыизучения темы:

Предметные умения: знать содержание текстов, названияи авторов;  уметь находить нужную информацию, по отрывкам изтекста определять произведение, по характеристике узнавать героев, уметь анализироватьхудожественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимсяпроизведениям.

Метапредметные УУД(универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению,познавательной деятельности, желает расширять свои знания, умения,совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебнуюзадачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками илисамостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу;читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит

Коммуникативные: строит небольшие монологическиевысказывания, осуществляет совместную деятельность в  группе с учетомконкретных учебно-познавательных задач.

 

          Оборудование: проектор, компьютер,видеоклип, презентация, иллюстрации к произведениям;   карточки; отрывки изтекстов; костюмы для инсценировки, оценочные листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры

1.     Оргмомент.Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас снов на уроке!!! Вы сегодня оченькрасивые, нарядные. Садитесь! Подаритеулыбку друг другу!

2.     Постановкацели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель.              На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

          Не выходя из комнаты своей,

          Лишь стоит книгу в руки взять,

                         Наедине оставшись сней.

В этом году страна Литературия раскрыла  перед

нами свои двери, но, чтобы попасть в эту страну…

(стук в дверь).

Учитель подходит и говорит:

— Кто там? 

— Это я – почтальон Печкин, принёс вам письмо и посылку.

— Здравствуй, а от кого письмо?

Почтальон Печкин читает по слогам:

— Откуда: из страны Литературия, от кого: от музыЛитературы.

— Тогда давай нам быстрее письмо и посылку!

— Нет, не дам. У меня есть условие: выполнить всезадания музы Литературы. Они изложены в письме. Отдам вашей учителке, извините,учительнице. А сам посмотрю, как вы будете выполнять задания. Так сказать, будуу вас жури, или  жюри? Как правильно, ребята?  А потом и посылку  вам отдам!(держит её крепко за пазухой)

Учитель: Тогда, ребята, что же нам предстоит делать?Как вы думаете?  (ответы детей). Да, пройти  нелёгкие испытания!!!  Надопоказать свои знания по изученному разделу «Среди ровесников».

— Итак, поехали!!!

Почтальон:

— Куда поехали!? У меня ещё велосипеда нет!

—  Почтальон Печкин,  это образно, то есть мы начинаемвыполнять задания-конкурсы музы Литературы,  Почтальон Печкин!!

— Ребята, мы с вами разделились на 2 команды. Вы домаприготовили название и девиз. Представьтесь, пожалуйста. А наше жюрибудет наблюдать и оценивать.

 

 

3.    Актуализациязнаний. Конкурсная программа. Соревнования.

Ребята, представьте себе, что мы отправились в путешествие. Сегоднякаждый из вас в своём воображении может путешествовать по волшебной странеЛитературии на чём угодно. Я  взяла лошадку у Власа.  А вы? Хорошо!Отправляемся в путь.

 

1.    Конкурс«Найди  пару» (10 баллов)

— Итак, ребята, мы с вами на улице Авторская.Задание: на листочках-карточках записаны писатели и названия произведений. Надоразложить парами, т. е. писателя и к нему соответствующее произведение. Чьякоманда быстрее и правильнее всех справиться, та и побеждает! Время 1 минута.

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

«Крестьянские дети»

Марк Твен

 

«Приключения Тома Сойера»

Владимир Галактионович Короленко

«Слепой музыкант»

Ивн Сергеевич Шмелёв

 

«Лето Господне»

Мустай Карим

«Радость нашего дома»

 

Юрий Павлович Казаков

«Тихое утро»

 

Лев Абрамович Кассиль

«Кондуит и Швамбрания»

 

Сергей Петрович Алексеев

«История крепостного мальчика»

 

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

 

Фазиль Абдулович Искандер

«Мальчик и война»

 

 

           — проверка на слайде

— Молодцы. Вы справились с этим заданием!!! Стакими знаниями можно смело шагать по улицам и проспектам страны Литературии,где ждут новые препятствия.

2.  Конкурс «Перевёртыши» (6 баллов)

             Что такое «перевёртыши» знаеткаждый. Это то, что перевёрнуто с ног на голову. Так называется наш следующийконкурс. Разгадайте, название каких произведений зашифровано, так сказать, по-другомуназвано? Чья команда быстрее. – 2 минуты

1.    «Помещичьи взрослые»

2.    «Всевидящий шахматист»

3.    «Неприятности соседскойулицы»

4.    «Весёлый вечер»

5.    «Алёнушкина речка»

6.    «Женщина и мир»

Проверка – на слайде

3.Конкурс «Узнай героя»(3 балла)

Учитель. Много интересного узнаем мы в стране Литерату­рии.Вот сейчас нас ждет встреча в переулке Любимые герои с загадочнымилитературными персонажами. Кто они? Из какого литературного произведения? Чьякоманда первой подаст сигнал или знак та и будет отвечать!

1.     Тринадцатилетний мальчишка, в честь которогобыло названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентябряоставалось несколько дней. Заблудившись, он му­жественно преодолевал всеневзгоды и даже сделал геогра­фическое открытие.

(Васютка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».)

2.    Мальчик лет 10 былразлучён с родителями. Его купила барыня Марва Ермолаевна. Часто  мальчикплакал, домой хотелось. Решил однажды сбежать. Да не получилось. (МитькаМышкин из повести С.П. Алексеева «История крепостного мальчика»)

3.     Этот мальчик очень любил приключения. Онобманул свою тётю, чтобы не пойти в школу. Потом последовало наказание: емупришлось красить забор. (Том Сойер из повести Марка Твена «Приключения ТомаСойера»)

          4.Конкурс сочинений. (каждому по 3балла: 1 балл за оригинальность,  1 балл за оформление, 1 балл за идею)  Вот мы с вами вышли на одну из самыхинтереснейших улиц страны Литературии — улицу Творческую.

Следующее  задание (домашнее) написатьсочинение-письмо любимому герою-ровеснику. Давайте послушаем ребят. (детизачитывают)

5.Конкурс иллюстраций. (по 1 баллу за каждуюиллюстрацию)

Задание: Вот мы уже на проспекте художников. Здесь нужноопределить, к какому произведению относится иллюстрация или рисунок. Назватьпроизведения и автора (на слайде). Команды отвечают поочереди.

 

Физультминутка. Обыгрывание отрывка из стихотворения «Крестьянскиедети» Некрасова Н.А.

Однажды, встуденую зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

 

— Ребята, вот мы уже на улице Текстовая.

6.Конкурс «Верни наместо!»

Учитель. Прослушайте аудиозапись и назовите произведениеи автора, из которого взяты отрывки. Чья команда первая подаст знак, но толькопосле того, как запись полностью прозвучит, та и отвечает.

1.Мальчик три года подряд вместе с отцом иматерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливыемесяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди.Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие отМосквы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы, грузины, русские,армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякиепраздники.
(«Мальчик и война» Ф. Искандер)

2. Матьон скоро научился узнавать по походке, по шелесту платья, по каким-то еще, емуодному доступным, неуловимым для других признакам: сколько бы ни было в комнателюдей, как бы они ни передвигались, он всегда направлялся безошибочно в тусторону, где она сидела. Когда она неожиданно брала его на руки, он все жесразу узнавал, что сидит у матери. («Слепой музыкант»  В.Г.Короленко)

3. Тонет!-с ужасом подумал Яшка. — Утягивает! Бросил комок земли и, вытирая липкуюруку о штаны, чувствуя слабость в ногах, попятился вверх, прочь от воды. На умему сразу пришел рассказ Мишки о громадных осьминогах на дне бочага, в груди иживоте стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил осьминог… Землясыпалась у него из-под ног, он упирался трясущимися руками и, совсем как восне, неповоротливо и тяжело лез вверх. («Тихое утро» Ю.П. Казаков)

-Молодцы, ребята, тексты вы знаете! А значит вы внимательные читатели!

 

 -Наше путешествие по стране Литературии продолжается. И  вот мы уже на площадиЦентральная

7. Конкурс «Доска объявлений» (по 1 баллу)

 Учитель. А вот и доска объявлений на Фантастическомпроспекте. Определите, какие герои написали эти объявле­ния.

1.    Дорогие ребята,приглашаем вас посетить нашу фантастическую страну. Приходить только тем, ктоверит в чудеса и умеет фантазировать и выдумывать.(Оська и Лёля (Лев)  «изповести «Кондуит и Швамбрания» Л.А. Кассиля)

2.    Дорогие ребята,приезжайте к нам в гости, и мы с бабушкой расскажем вам сказку о богатыреТимербеке и  о его красавице-сестре Гульнур. (Ямиль из повести «Радость нашегодома» Мустая Карима)

Вотмы на улице Почтовая.

8.Конкурс «Почта»

Учитель. Напишите адреса героев,чтобы письма нашли своего адресата.  ( на листочках обеим командам) за 1 минуту

     Том Сойер. США. г. Сент-Петерсберг.

      Валико. Гагры, Абхазия

      Горкин. Москва.

 

4.Итог урока. Рефлексия.

 

 — Почтальон Печкин, а теперь ты можешь отдать нам посылку? Ведь мы выполнилизадания музы Литературы.

ПочтальонПечкин: 

-Да, выполнили. Отдам я вам посылку! Но только сам открою! (открывает и раздаётпризы-подарки от музы  Литературы и записку читает: «Дорогие ребята, я и несомневалась, что вы выполните все мои задания. Молодцы! Примите от меняподарки! И читайте побольше хороших книг!»)

Мы желаем всей душой,

Вам, девчонки и мальчишки,

          С книжкой ладить и дружить.

          Пусть любовь к хорошей книжке

          С вами вместе будет жить.

— И ещё вам пожелания и напутствия от нас!

Просмотр видеоклипа «Тот, кто любит читать»

 

Учитель. Вот и закончилось наше  путешествие по странеЛитературии.

Понравился ли вам урок? Почему?

— Оцените свою работу на уроке и работу своиходноклассников в листе оценок, который я вам раздала.

Вручение грамот с присуждением номинаций.

 

Слово наблюдателям.

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

фи_______________________________________________________________________

Обобщение по разделу «Средировесников»

Что ты ждёшь от урока?

Научусь:

·        формироватьпредставление о героях произведения;

·        находить   и выделятьнеобходимую информацию;

·        выражать свои мысли,обобщать, делать выводы;

·        работать в команде;

·        анализировать иоценивать свою работу;

·        уважать мнениевыступающего, чувство взаимопомощи, поддержки

                                                                               Я слушатель

               Понравившиеся моменты

                     Возникшие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени   своюработу на уроке, выбрав пословицу

1.    Превзошёлсам    себя.

2.   Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди.

3.   Не ударил лицом в грязь.

4.   Бил мимо цели.

5.   Язык плохо подвешен.

6.    Изкожи вон лез.

7.    Хорошанива у дружного коллектива.

8.    Втруде — счастье.

Домашнее задание (творческоезадание – по выбору):

1.      Напишите сочинение-рассуждение: Моё любимоепроизведение в изученном разделе «Среди ровесников». Почему?  Привести 2-3примера.

2.      Сочинение-рассуждение «Чему учат произведения»(по разделу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

«Крестьянские дети»

Марк Твен

 

«Приключения Тома Сойера»

Владимир Галактионович Короленко

«Слепой музыкант»

Ивн Сергеевич Шмелёв

 

«Лето Господне»

Мустай Карим

«Радость нашего дома»

 

Юрий Павлович Казаков

«Тихое утро»

 

Лев Абрамович Кассиль

«Кондуит и Швамбрания»

 

Сергей Петрович Алексеев

«История крепостного мальчика»

 

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

 

Фазиль Абдулович Искандер

«Мальчик и война»

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

 

«Крестьянские дети»

Марк Твен

 

«Приключения Тома Сойера»

Владимир Галактионович Короленко

«Слепой музыкант»

Ивн Сергеевич Шмелёв

 

«Лето Господне»

Мустай Карим

«Радость нашего дома»

 

Юрий Павлович Казаков

«Тихое утро»

 

Лев Абрамович Кассиль

«Кондуит и Швамбрания»

 

Сергей Петрович Алексеев

«История крепостного мальчика»

 

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

 

Фазиль Абдулович Искандер

«Мальчик и война»

 

 

 

 

1.    «Помещичьи взрослые»

2.    «Всевидящий шахматист»

3.    «Неприятности соседскойулицы»

4.    «Весёлый вечер»

5.    «Алёнушкина речка»

6.    «Женщина и мир»

 

 

7.    «Помещичьи взрослые»

8.    «Всевидящий шахматист»

9.    «Неприятности соседскойулицы»

10.«Весёлый вечер»

11.«Алёнушкина речка»

12.«Женщина и мир»

 

 

 

     Том Сойер. США. г. Сент-Петерсберг.

      Валико. Гагры, Абхазия

      Горкин. Москва.

 

 

     Том Сойер. США. г. Сент-Петерсберг.

      Валико. Гагры, Абхазия

      Горкин. Москва.

 

 

фи_______________________________________________________________________

Обобщение по разделу «Средировесников»

Что ты ждёшь от урока?

Научусь:

·        формироватьпредставление о героях произведения;

·        находить   и выделять необходимуюинформацию;

·        выражать свои мысли,обобщать, делать выводы;

·        работать в команде;

·        анализировать и оцениватьсвою работу;

·        уважать мнениевыступающего, чувство взаимопомощи, поддержки

                                                                               Я слушатель

               Понравившиеся моменты

                     Возникшие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени   свою работу на уроке, выбрав пословицу

1.     Превзошёл сам    себя.

2.     Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди.

3.     Не ударил лицом в грязь.

4.     Бил мимо цели.

5.     Язык плохо подвешен.

6.     Из кожи вон лез.

7.     Хороша нива у дружного коллектива.

8.     В труде — счастье.

Домашнее задание (творческоезадание – по выбору):

1.      Напишите сочинение-рассуждение: Моё любимоепроизведение в изученном разделе «Среди ровесников». Почему?  Привести 2-3примера.

2.      Сочинение-рассуждение «Чему учат произведения»(по разделу)

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Страна

    1 слайд

    Страна Литературия
    На свете есть чудесная страна,
    Где книги добрые живут.
    Известна всем читателям она,
    И там всегда нас в гости ждут.
    В любой стране ты сможешь побывать,
    Не выходя из комнаты своей,
    Лишь стоит книгу в руки взять,
    Наедине оставшись с ней.

  • Муза

    2 слайд

    Муза Литературы

  • 10

    3 слайд

    10 баллов

  • title=

    4 слайд

  • «Перевёртыши»«Помещичьи

    5 слайд

    «Перевёртыши»
    «Помещичьи взрослые»
    «Всевидящий шахматист»
    «Неприятности соседской улицы»
    «Весёлый вечер»
    «Алёнушкина речка»
    «Женщина и мир»

  • «Перевёртыши»

    6 слайд

    «Перевёртыши» (6 баллов)
    «Крестьянские дети»
    «Слепой музыкант»
    «Радость нашего дома»
    «Тихое утро»
    «Васюткино озеро»
    «Мальчик и война»

  • «Узнай

    7 слайд

    «Узнай героя»
    Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Он отправился за орехами в тайгу, когда до первого сентября оставалось несколько дней. Заблудившись, он му­жественно преодолевал все невзгоды и даже сделал геогра­фическое открытие.

    Мальчик лет 10 был разлучён с родителями. Его купила барыня Марва Ермолаевна. Часто мальчик плакал, домой хотелось. Решил однажды сбежать. Да не получилось.

    Этот мальчик очень любил приключения. Он обманул свою тётю, чтобы не пойти в школу. Потом последовало наказание: ему пришлось красить забор. (Том Сойер из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

  • «Узнай

    8 слайд

    «Узнай героя» (3 балла)
    Васютка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
    Митька Мышкин из повести С.П. Алексеева «История крепостного мальчика»
    Том Сойер из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

  • Конкурс

    9 слайд

    Конкурс сочинений-писем любимому герою-ровеснику (3 балла)

  • «Конкурс

    10 слайд

    «Конкурс иллюстраций»

  • «Приключения

    11 слайд

    «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

  • title=

    12 слайд

  • В.Г.Короленко

    13 слайд

    В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

  • title=

    14 слайд

  • И.С.

    15 слайд

    И.С. Шмелёв «Лето Господне»

  • title=

    16 слайд

  • «Радость

    17 слайд

    «Радость нашего дома» Мустай Карим

  • title=

    18 слайд

  • «Тихое

    19 слайд

    «Тихое утро» Ю.П. Казаков

  • title=

    20 слайд

  • А.Н.

    21 слайд

    А.Н. Некрасов «Крестьянские дети»

  • title=

    22 слайд

  • «Кондуит

    23 слайд

    «Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиль

  • title=

    24 слайд

  • «История

    25 слайд

    «История крепостного мальчика» С.П. Алексеев

  • title=

    26 слайд

  • В.П.

    27 слайд

    В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

  • Конкурс

    28 слайд

    Конкурс «Верни на место отрывок»(по 2 балла за правильный ответ)
    1.Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди. Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.
    («Мальчик и война» Ф. Искандер)
    2. Мать он скоро научился узнавать по походке, по шелесту платья, по каким-то еще, ему одному доступным, неуловимым для других признакам: сколько бы ни было в комнате людей, как бы они ни передвигались, он всегда направлялся безошибочно в ту сторону, где она сидела. Когда она неожиданно брала его на руки, он все же сразу узнавал, что сидит у матери. («Слепой музыкант» В.Г.Короленко)
    3. Тонет!- с ужасом подумал Яшка. — Утягивает! Бросил комок земли и, вытирая липкую руку о штаны, чувствуя слабость в ногах, попятился вверх, прочь от воды. На ум ему сразу пришел рассказ Мишки о громадных осьминогах на дне бочага, в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил осьминог… Земля сыпалась у него из-под ног, он упирался трясущимися руками и, совсем как во сне, неповоротливо и тяжело лез вверх. («Тихое утро» Ю.П. Казаков)

  • Конкурс

    29 слайд

    Конкурс «Доска объявлений» (по 1 баллу)
    Дорогие ребята, приглашаем вас посетить нашу фантастическую страну. Приходить только тем, кто верит в чудеса и умеет фантазировать и выдумывать!

    Дорогие ребята, приезжайте к нам в гости, и мы с бабушкой расскажем вам сказку о богатыре Тимербеке и о его красавице-сестре Гульнур.

  • Дорогие

    30 слайд

    Дорогие ребята, приглашаем вас посетить нашу фантастическую страну. Приходить только тем, кто верит в чудеса и умеет фантазировать и выдумывать.(Оська и Лёля (Лев) «из повести «Кондуит и Швамбрания» Л.А. Кассиля)

    Дорогие ребята, приезжайте к нам в гости и мы с бабушкой расскажем вам сказку о богатыре Тимербеке и о его красавице-сестре Гульнур. (Ямиль из повести «Радость нашего дома» Мустая Карима)

  • Конкурс

    31 слайд

    Конкурс «Почта» (по 1 баллу)
    Тому Сойеру.
    Валико.
    Горкину.

  • Том

    32 слайд

    Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.
    Валико. Гагры, Абхазия
    Горкин. Москва.

  • title=

    33 слайд

  • title=

    34 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет