X-PDF

Открытый урок по окружающему миру на тему Пётр Первый (4 класс)

Поделиться статьей

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙНАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯСРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

Открытыйурок

Окружающиймир

4класс

https://tbash.rdinfo.ru/multimedia/menus/313759.jpg


 

 

Подготовила:Крикунова Н.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: ПётрПервый

Цель:

  • охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность;
  • отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
  • выяснить, благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

Задачи урока:

üформировать образное представление оРоссии начала XVIII века.

üсформировать представления о времениправления Петра I, его реформах.

üформировать уучащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельноделать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно –следственных связях исторических событий и явлений.

üвоспитывать уважительное отношение к нашимпредкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемыерезультаты:

 Личностные УУД:

ü учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ü ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

ü самоанализ и самоконтроль результата;

ü способность к самооценке на основе критериев успешности учебнойдеятельности.

        Регулятивные:

ü Развиватьтворческие исследовательские способности учащихся через чёткое планированиесвоей работы;

ü развиватьумения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщатьданную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

ü формироватьумения  двигаться к намеченной цели, способность принимать, сохранять цели иследовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

üвоспитывать интерес к исследовательскойдеятельности.

üформирование умений видеть проблему инаметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретнойпроблемы.

üпродолжение обучения учащихсяформулировать тему и цель урока, подводить итог.

ü формировать умение овладевать основамисинтеза.

üосуществлять поиск учебной информации изматериалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий,учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений,личного опыта общения с людьми.

            Коммуникативные:

üстроить речевое высказывание в устнойформе;

üкратко отвечать на вопросы, задаватьвопросы;

üвступать в учебное сотрудничество сучителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваиваяразличные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

üпроявлять доброжелательное отношение кпартнёрам;

üдопускать возможность существования улюдей различных точек зрения;

üпроявлять терпимость по отношению квысказываниям других.

Тип урока: урокоткрытия новых знаний с использованием ИКТ.

Оборудование:

·        Презентацияпо теме урока

·        Раздаточныйматериал, карточки

·        Доска

Подход: системно-деятельностный.

Методы и приёмы использованияинформационных технологий:

·        метод словесной передачи информации и слухового восприятияинформации (беседа)

·        метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия(презентация);

·        проблемно- поисковый (создание проблемной ситуации, побуждение кпоиску решений)

·        методы стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуацииуспеха),

·        социальные (создание ситуаций взаимопомощи)

Формыорганизации работы на уроке: фронтальная; парная; индивидуальная,групповая.

Ход урока:

1.Организационныймомент. Приветствие.

Орешекзнанья тверд,
Но все, же

мы не привыклиотступать,
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова

Слайд2

ХОТИМВСЕ ЗНАТЬ!

Ипусть эти слова будут девизом нашего урока. Сегодня урок необычный.  С помощьюэкономической  игры «Капитал» мы с вами отправляемся висторическое путешествие по «реке времени».  Путешествовать будем группами. Носначала я хочу опять  пригласить Вас в наш  «БАНК ЗНАНИЙ»

Слайд3,4

Вашазадача сегодня вложить в «Банк Знаний» как можно больше своих знаний и заработатькапитал.

Позвольтемне сегодня вновь быть  президентом этого банка.

Авы будете являться служащими банка. Согласны? Молодцы!

Кнам пришли аудиторы. Которые проверят устойчивость нашего банка, и по истеченииурока определят сможет ли наш банк существовать далее.

Закаждый вид работы вы будете получать валюту – ОНИК.

Расшифровкаслова «оник»

 (Слайд5)

Одноправильно выполненное задание, ответ на вопросы соответствует вложению одногоили нескольких оников.

Минимальныйвклад равен 4 оникам.

Пустьэтот урок откроет вам много нового. Тогда в путь.

Ачто необходимо для того, чтобы урок стал полезным и плодотворным для вас?

  • Думать
  • Рассуждать
  • Мыслить
  • Помогать друг другу. (Слайд 6)

Но сначалавспомним тему прошлого урока «Патриоты России». Вы готовы к работе?Тогдав путь.

2.Актуализация знаний (тест – слайды) Презентация«Проверка д.з.»

1.Когдапольские захватчики выступили против России?

а) в XIвеке

б) в XIVвеке

в) в XVIвеке

г) в XVIIвеке

2.Где укрылись польские захватчики?

а)в Новгороде

б)в Киеве

в)в Москве

г)в Рязани

3.Кто призвал народ к сопротивлению врагам?

а)Иван Федоров

б)Дмитрий Донской

в)Иван Грозный

г)Кузьма Минин

4.Кем был Кузьма Минин, начавший собирать ополчение?

а)торговым человеком

б)князем

в)полководцем

5.В каком городе стало собираться народное ополчение?

а)в Москве

б)в Нижнем Новгороде

в)в Смоленске

6.Кто встал во главе русского войска?

а)Кузьма Минин

б)Иван Грозный

в)Александр Невский

г)Дмитрий Пожарский

7.Когда была одержана победа над поляками?

а)в 1604 году

б)в 1610 году

в)в 1612 году

г)в 1613 году

8.В каком городе стоит памятник Минину и Пожарскому?

а)в Нижнем Новгороде

б)в Санкт-Петербурге

в)в Москве

9.В какой день в нашей стране празднуется день освобождения от польскихзахватчиков?

а)День народного единства (4 ноября)

б)День защитников Отечества (23 февраля)

в)День независимости России (12 июня)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

г)День победы русских полков в Куликовской битве (21 сентября)

                                        ( проверка тестов)

  — В какой из групп совпадают ответы с ответами на экране? Получите оники.

3.Мотивация учебной деятельности

Учитель-Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головы выше любойтолпы, среди которой ему приходилось стоять. (Аршин – старинная русская мерадлины, равная 0,711 метра – побольше 71 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку илиперерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такойбыстрой,  что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку.  Он всегда и во всемспешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременночто-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли.Такой царь появился в России в XVIII  веке.

-Как вы думаете, о ком идет речь? (О царе Петре I)

/Открывается портрет Петра I / Слайд7

4.Объявление темы урока.

  -Тема нашего урока: «Петр Великий»

Задачи урока(слайд8)

-Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

-Какие главные перемены произошли в  России при Петре Первом?

-Какой город стал новой столицей России?

Цельнашего урока: «ОхарактеризоватьПетра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность егодеятельности на благо Отечества».

  На урокевы познакомитесь с жизнью Петра I, с его реформами. В конце урока выответите мне на вопрос:

          -Почемув истории России царя Петра I назвали « Великим»?

Изучение новогоматериала  (слайд 9, 10)

Учитель.Сегодня, ребята, мы будем говорить о жизницаря Петра Великого, его реформах и преобразованиях.

 Третьимцарем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великихпреобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

Петр родился 9июня 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел сосвоей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Онредко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. Апотому он не получил традиционного православного образования московских царей.Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра довечера. (Слайд 11)Образование Петр получил скудное. Его учитель, думныйдьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырехдействиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до концажизни писал с ошибками.

Но его отличалиэнергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать имногому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями,чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Молодой царь хорошопонимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики.Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченныеШвецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я вучении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Онпостоянно учился сам и заставлял учиться других. (Слайд 12)

С детства Петрлюбил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировалопридворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательноподдерживаемый под руки ближними боярами. В голландском городке Заандаме, наверфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе совсеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгиймастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал ипочтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу,стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствиижители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царьПетр Первый, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздноголюбопытства поехал за границу молодой царь.

Любовь к Отчизне,трудолюбие и целеустремлённость  позволили Петру Iмногого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Реализацияпостроенного проекта и решения исходной задачи.

— Внимательно посмотрите на доску,   вы видитепредметы, которые так или иначе связаны с именем русского царя Петра I.

— Ваша задача, рассматривая предмет постаратьсяпредположить, как он связан с Петром I,а затем обратиться к достоверному источнику, и утвердится в своем мнении либоопровергнуть его.

Предметы: корона, цифра 10, солдатики,книга.

Предметы:елка, газета, Кунтскамера, борода, корабль, Санкт – Петербург.

Работас учебником по группам:

1 группа – стр. 94                                   3группа – стр. 97

2 группа – стр. 95-96                             

 Обсуждение полученной информации. У первого российского императора Петраникогда не было императорской короны, он короновался единственный раз в детствешапкой Мономаха. Петр принял титул императора по прошению сенаторов, а коронувелел сделать только для коронации своей жены Екатерины, в 1724 году.

1 группа  Корона, цифра 10:  Петрродился 9 июня1672 года. В 4 года он остался без отца, и свое детство провел сматушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском.

 ПетрIстал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Царями России былипровозглашены сразу два мальчика: Петр и его брат Иван, которому было 16 лет.Иван был очень болезненным, Петр слишком юным, поэтому государственными деламизаправляла старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законутого времени в России женщина не могла наследовать престол.

Книга: Петрбыл любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большойинтерес к религии и наукам: математике, географии, иностранным языкам, сособенным увлечением обучался военной премудрости.

Солдатик: Одноиз любимых увлечений – военные игры.  Из своих сверстников юный царьобразовывал «потешные» полки. На них были настоящиезелёные мундиры. Полки имели свои знамёна. На реке Яузе была построена«потешная крепость»  – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Современем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военныминауками.  (Слайд 13)

 Сколькосебя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. На прудах вПреображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потомнашли в сарае ботик – маленькое парусное судно. (Слайд 14) Егоотремонтировали. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.

  Прошло время, царевич Пётрповзрослел, и детские потехи переросли в серьёзное увлечение военной наукой.  Его потешные войска превратились в лучшие Семеновскийи Преображенский полки, а сверстники стали самыми первыми полководцами, которыебыли для Петра всегда верной опорой.

 

 — В то время Россия переживала трудный момент своей истории: она оченьсильно отставала в своем развитии от стран Европы. Между приближенными царя –боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались навосстания…

— Деятельному и энергичному Петру I не по душе былимногие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при ПетреI.

 

Рассказы 2, 3, групп (по ходу рассказа надоске появляются таблички)

Новый Календарь:Отменил действующий в России календарь и ввёл Юлианский календарь. По этомукалендарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января. (Слайд15)

— Пётр I открыл новыешколы, посылал учиться за границу, упростил алфавит, ввёл арабские цифры,открыл заводы и фабрики, выпустил первую печатную газету — «Ведомости». (Слайд 16)

Слово “учиться” стало важным в  петровскихпреобразованиях. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая,инженерная, артиллерийская, медицинская.   Большинство дворянских сынков бегалиот учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. (Слайд17)

 Петр I былоснователем первого русского музея – Кунсткамеры, где посетителям показывалиразные интересные диковинки, собранные со всего света. (Слайд18)

Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  Потому, что раньшецифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. 

Для печатания учебнойлитературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве иПетербурге.

Чтобы вывести Россию изотсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики.  За 25 лет Пётр создал более200  заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы,ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы тетовары, которые выпускались в России.

ВЫВОД: Что в России развивалось при Петре Первом? (образование,промышленность)

Учитель:- Как вы думаете, всемли нравились преобразования Петра I?

Пётр заставил боярсбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не настариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде -длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения имешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместорусского платья  кафтаны. (Слайд 19-20)

В 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» — этобыла первая русская газета.   Полное ее название «Ведомости, о военных и иныхделах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и виных окрестных странах».  (Слайд 21)

 Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядромпо 24, по 18 и по 12 фунтов. 

 Повелением его величества московские школыумножаются, и 45 человек слушают философию.  В математической штурманской школеболее 300 человек учится и добре науку приемлют. В Москве, ноября с 24 числа по24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарахвеликому государю нашему слона и иных вещей не мало.  

Пояснение.

Средства массовой информации до сих пор важны длянашего общества, потому что это наша история, они напоминают нам о многихсобытиях. Пожилые люди пользуются не Интернетом, а например, газетами. Печатнуюгазету можно читать, например, в поезде, где нет связи. Газеты доставляют всамые дальние регионы нашей Родины, туда, где нет другой информации. Газеты нетолько предоставляют информацию, но и развлекают людей.

ФИЗМИНУТКА ВИДЕО

3группа «Морским судам быть!»

У России была слабаяармия, и совсем не было морского флота.

Царь Пётр Алексеевичприглашает мастеров из Англии и Голландии. В короткие сроки строят корабли,создают флот. Часто и сам царь, как простой плотник, работает на их постройке.(Слайд 22,23)

Также Пётр I создаётрегулярную армию. Теперь служивые люди не расходятся по домам после сражений, аслужат в армии долгие годы.

Пётр I понимал, что для России очень важно иметь выход в Чёрное иБалтийское моря.

Но подходы к Чёрному морюпринадлежали Турции и Крымскому ханству, а к Балтийскому морю — Швеции.

Пётр I начинает войну соШвецией. Эта война длилась 21 год, с 1700 по 1721 год.  Она получиланазвание «Северная война».

Были в ней и поражения, ипобеды русской армии. Важным моментом стала битва между русской и шведскойармиями под Полтавой в тысяча семьсот девятом году. Шведская армия быларазбита.  А через пять лет и флот шведов на Балтийском море был разгромленмолодой российской флотилией. В результате этих побед Россия получила выходв Балтийское море, а из него — в Атлантический океан. (Слайд24)

 В ходе Северной войныбыли отвоёваны некоторые земли у Балтийского моря.

 Для того, чтобызакрепить свой успех, царь Пётр приказал заложить город недалеко от того места,где река Нева втекает в Балтийское море.

ВЫВОД: Укрепление армии. Создание флота. Выход к морю.

Град Петра(Слайд25) Просмотр видеофрагмента.

— Строился город долго — ведь техники  не было, всёделалось почти вручную.

  16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесныйград Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооруженияПетропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. На работысгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день, иночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича,камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не виделихлеба. От тяжёлых условий люди умирали, на их место привозили новых.

При Петре было начато строительство Петропавловскогосо­бора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высокимзданием России.

Новый город строился по чёткому плану. Про­кладывалисьпрямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известныезодчие. Горожане и гости любовались прекрас­ными дворцами знати, домамизажиточных лю­дей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено зданиеАдмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. (Слайд 26,27)

Учитель.В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором.

Россиястала империей, а Санкт-Петербург её столицей (Слайд 28,29)

Выводы.Реформы Петра Первого. (Слайд 30)

Работаем вгруппах. Составляем характеристику.  Выбираем самое важное, интересное, чтоможно добавить в таблицу царь — человек.

На доскевыставлены карточки:

ЦАРЬ                                                                               ЧЕЛОВЕК

Открылшколы                                                               трудолюбивый

Построил городПетербург                                      простой вобхождении                                                                                                                  

Учеба заграницей                                                        требовательный

Вышла перваягазета                                                   не любил роскоши

Ввел арабскиецифры                                                 бережливый

Новый год сталиотмечать 1 января                        любознательный

Создал армию,флот, заводы, фабрики                  настойчивый

                                                                                          решительный

                                                                                          сильный

                                                                                          бесстрашный

Закреплениеизученного материала (работа в группах)

                       Игра « Найди пару» Проверка(Слайд 31)

-Нужносоотнести даты и события, термины и их определения.

Ботик — «Дедушкарусского флота»

Кунсткамера  -Первый музей

1700г. — НачалоСеверной войны

1703г — Деньрождения Санкт- Петербурга

«Ведомости» -Первая русская газета

1721г. — Россиястала империей

4. Мозговой штурм.

  • Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Ве­ликий.)
  • Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)
  • Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
  • Как назывался его полк? (Потешный.)
  • Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
  • Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлече­ние Петра военными науками.)
  • Чем отличался Петр I от европейских государей своего време­ни? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудро­сти корабельного дела.)
  • Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, во­левой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, ко­гда шли наперекор его воле.)
  • Что нового появилось в России при Петре I? (Новый кален­дарь, первая газета, музей, библиотека.)
  • Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, нача­лось тесное общение со станами Европы.)
  • С какой целью надо было устанавливать контакты с Европой?
    (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)
  • Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад 1703году.)
  • Назовите главную улицу. (Невский проспект.)

Выберитесуждение. (Слайд 32)

• Ядумаю, что реформы, которые проделал Пётр 1, не повлияли на ход истории России,потому что он насаждал в России чуждую культуру.

• Ядумаю, что реформы, которые проделал Пётр 1, повлияли на ход истории России, онбыл царём- преобразователем, потому что он создал флот,  сильную армию, школы ибыл очень интересной личностью – любознательной, целеустремлённой, властной.

• Я думаю, что Пётр 1 хороший реформатор ,и если характеризовать его как личность, он добрый, трудолюбивый,любознательный.

      • Я думаю, что Петр 1 хороший царь-реформатор, потому что он создал флот,школы, сильную армию и если характеризовать его как личность, он жестокий,властный, грубый.

Итог урока.

-Подошло время подвести итоги.  Россия в результатемногогранной деятельности Петра Iпревратилась в великую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслугиторжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и ИмператораВсероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие исильные государства.

— Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно изсильнейших государств в Европе. Россия стала империей. А Петр I стал императором.

— Мы назвали лишь некоторые достижения в жизни страны и общества,которые произошли при Петре Первом. Ведь невозможно за такое короткое времярассказать обо всём, что произошло за эти годы. А те, кто заинтересовалсяжизнью этого необычного человека, могут найти ещё очень много интересныхсведений о нём. (Слайд 33)

Учитель:Так  на все вопросы мы дали ответы, удалось нам решить задачи, которые мыставили в начале урока? Да. (Слайд 34)

Какиекачества присущие Петру мы можем использовать в современной жизни? ( Смелость,любознательность, целеустремленность и т.д.) (Слайд35,36)

— Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила егоэпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно этопозволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старыйопыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можновосхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этойпо-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой.

Подсчитали оники, обменяем их на оценки. Молодцы.

Я думаю аудиторы проверилиустойчивость «Банка Знаний» и   определили, что наш банк может успешнопроцветать и  существовать далее.

Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет