X-PDF

Открытый урок Уравнения химических реакций

Поделиться статьей

Тема урока:

 Уравнения химической реакции. Закон сохранения массывеществ.

Открытый урок в 8 классе

 

 

Тип урока

Изучение нового материала

Цели:

 

Задачи:

 

Начать формирование  навыков составления уравнения химических реакций. Научить уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе

Методы и методические приёмы

Лабораторная работа (работа в парах) – активный метод, ученик как исследователь; демонстрационный эксперимент, просмотр фрагмента видео «О химических реакциях» с фронтальным опросом.

 работа письменная по дифференцированным вариантам, физкультминутки, инструктаж по технике безопасности, эмоциональные разрядки  (использование здоровьесберегающих технологий)

Оборудование и реактивы

Компьютер, экран, весы, раствор соляной кислоты, раствор щёлочи, растворы сульфата меди, серной кислоты, хлорида бария,кусочек натрия, стакан с водой, пробирки, бенгальские огни.

 

                                 


 Ход урока.

1.    Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы вместе с вами отправимся вудивительное путешествие под названием «Химия». Для начала хочу вам сказать,что  у вас на столах лежат дидактические материалы посмотрите внимательно наматериал. Сегодня мы его будем использовать в работе.

2.                В начале изучения курсахимии за 8 класс мы с вами наблюдали опыт, называемый «Фараонова змея», сегодняя бы хотела повторить этот опыт, но опираясь на те знания, которые вы ужеимеете. Проведение опыта.

— Какое химическое условие выполнено, при котором произошла реакция?

— Скажите, достаточно ли провести опыт и понаблюдать за ним?

На доске представлено уравнение химической реакции разложения глюконатакальция с образованием оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.

______________________________________________________

Светлый оттенок фараоновой змеи придает оксид кальция.

Постановка темы, цели и задач урока.

-Ребята как вы думаете, что мы будем сегодня изучать(высказывают мнения), учитель пишет высказывания на доске.

Молодцы, напишем тему урока «Уравнения химическихреакций.»

 Слайд 1

Давайте вместе  выясним  цели сегодняшнего урока, дляэтого вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке. «Закон сохранения массывещества». Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массеобразовавшихся веществ. Напомнит кто и когда доказал это закон нам поможетПолина. Михаил Васильевич Ломоносов в 1748 году сформулировал этот закон всвоем письме, через 41 год этот закон подтвердил французский химик Антуа ЛоранЛавуазье.

— Тему определили, как вы думаете какая цель нашегоурока?

Цель: научить учащихся составлять химическиеуравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знаниязакона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова

Исходя из цели определяем задачи:

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся сусловной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлятьуравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

3.    Актуализация знаний

-Итак, начнем наш урок с химической разминки и повторим ранее изученныйматериал. Посмотрите на дидактический материал. Смотрим задание 1

Задание1. Прочитать формулы из дидактическогоматериала, который находится у вас на партах. Одна минута на то, чтобыпрочитать формулы, вспомнить те химические элементы которые забыли..Опрос.

Задание 2. Для того чтобы научиться записыватьхимические уравнения мы с вами должны отличать простые и сложные вещества.

Простые вещества состоятиз атомов одного вида.

Сложные вещества состоятиз атомов разного вида.

Задание 3. Определить валентность в соединениях. Дляэтого вспомним какая бывает валентность?

 

4.          Изучение нового материала.

Рассмотрим реакцию горения магния в кислороде (демонстрацияэксперимента).

Запишем её на доске сначала словами, а теперь спомощью химических и математических знаков.

На доске

Магний  + горение =другое вещество

Mg +O2 = MgO

24+2*16=40

НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правуючасти уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, аполучился только один.

 

Мы должны уравнять это уравнение, чтобы получилосьодиноковое количество атомов или же одинаковое количество атомных масс:

Mg +O2 = MgO

Итак, действие, позволяющееуравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов.

коэффициент — это число, показывающее число молекулвещества.

Чтобы правильно расставлятькоэффициенты надо:

1.   В левой части уравнения записать исходные вещества, в правой продукты реакции (молекулы газов водорода,хлора, кислорода, азота состоят из двух атомов)

2.   Определить число атомовкаждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

                                              Mg +O2 = MgO

                    Mg -1атом                          Mg – 1 атом

                     O2 атома                            O  — 1 атом

3.   Среди элементов сразным числом до и после реакции выбрать тот, чисто атомов которого больше

                      O2атома слева                           O  — 1атом  справа

4.   Найти наименьшее общеекратное (НОК) – числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числаатомов этого элемента в правой части уравнения НОК =2

5.    Разделить НОК на числоатомов этого элемента

6.   Необходимо подсчитатьчисло атомов других элементов в левой и правой частях уравнений с помощьюкоэффициентов уравнять их, т.е. число атомов каждого элемента в левой и правойчастях уравнения должно быть одинаковым

                                           2Mg +O2 = 2MgO

Химическоеуравнение – это условная запись химическойреакции посредством химических формул и коэффициентов.

 

Физкультминутка

Мы минутку отдыхаем,

Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

Кислотного – вправо;

Кислоты – вперед;

Основания – назад;

Формулу соли – вращаем головой.

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава,

Покачали головой,

И усталость с нас долой!

 

Давайте потренируемся выполнять расстановкукоэффициентов.

Расставляем коэффициенты в готовых уравнениях, учимся их правильночитать. В дидактических материалах выполняем задание номер 4.

 

Подводим итог урока:

1.          Как называется условнаязапись хим. реакции на доске (Химическое уравнение).

2.          Какой закон нельзянарушать при записи УХР (Закон сохранения массы вещества).

3.          Что показывает индекс вформуле вещества, коэффициент в УХР (количество атомов молекуле, числомолекул).

Выставляем оценки.

Домашнее задание § 20, стр.67-68 вопр.3,4

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

Задание 1.  Прочитайте формулы:


N2O5


H2SO4


BaO


HNO3


Mn2O7


К2О


ZnCl2

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969


LiOH


AgCl


Fe(NO3)3


МgCO3


Al(OH)3


H2O


Ba(OH)2


Cu(OH)2


CaCl2


CO2


FeCl3


Na2SO3


SiO2

 

Задание 2. Выпишите формулысложных веществ:

SiO2,  PH3,  N2,  MgO,  Fe,  Cu2O, P4,  Mn2O7

______________________________________________________________________

 

Задание 3. Определите валентность элементов в соединениях:

 

CaH2I2O5MnO2N2OBaO

 

 

 

 

 

                   

Дидактический материал

Задание 1.  Прочитайте формулы:


N2O5


H2SO4


BaO


HNO3


Mn2O7


К2О


ZnCl2


LiOH


AgCl


Fe(NO3)3


МgCO3


Al(OH)3


H2O


Ba(OH)2


Cu(OH)2


CaCl2


CO2


FeCl3


Na2SO3


SiO2

 

Задание 2. Выпишите формулысложных веществ:

SiO2,  PH3,  N2,  MgO,  Fe,  Cu2O, P4,  Mn2O7

______________________________________________________________________

 

Задание 3. Определите валентность элементов в соединениях:

 

CaH2I2O5MnO2N2OBaO

 

Задание 4.Расставьте коэффициенты в готовыхуравнениях:

Вариант 1

 

P + Cl2 →PCl5

 

Na + S → Na2S

 

HCl + Mg →MgCl2 + H2

 

N2 + H2 →NH3

 

     H2OH2 + O2

 

Вариант 2

 

Mg + HClMgCl2 + H2

 

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

 

Ca + O2 → CaO

 

HgO → Hg + O2

 

Br2 + KIKBr + I2

 

 

Задание на самооценку.

Закончи предложение:

-Я доволен(льна) своей учебной деятельностью, так как выполнил(ла) целии задачи поставленные мною в начале урока, научился(лась)____________________________.

-Я недоволен(льна) своей учебной деятельностью, так как________________________________________________________________________.

                       Оцените свою работу по 5-бальной системе:

 

                                          

 

 

Задание 4.Расставьте коэффициенты в готовыхуравнениях:

Вариант 1

 

P + Cl2 →PCl5

 

Na + S → Na2S

 

HCl + Mg →MgCl2 + H2

 

N2 + H2 →NH3

 

     H2OH2 + O2

 

Вариант 2

 

Mg + HClMgCl2 + H2

 

Fe(OH)3Fe2O3 + H2O

 

Ca + O2CaO

 

HgOHg + O2

 

Br2 + KIKBr + I2

 

 

Задание на самооценку.

Закончи предложение:

-Я доволен(льна) своей учебной деятельностью, так как выполнил(ла) целии задачи поставленные мною в начале урока, научился(лась)____________________________.

-Я недоволен(льна) своей учебной деятельностью, так как_______________________________________________________________________.

                       Оцените свою работу по 5-бальной системе:

 

                                          

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет