МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
(МБУ ДО «СОЦ»)
Способности. Одаренность. Талант.Гениальность
(рекомендации для взрослых)
Составитель: педагог-психологСоловьева И.А.
Одаренными можно назвать тех детей, которыедемонстрируют высокие достижения или потенциальные возможности в одной илинескольких сферах деятельности по сравнению с другими детьми.
Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качествчеловека, которые дают ему возможность добиться успеха в определеннойдеятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможностьреальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.
Основой способностейявляются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательнонаследственный) характер, например,
· музыкальный слух;
· высокая чувствительность к цветоразличению;
· большой объем легких;
· повышенная активность правого или левого полушария головногомозга.
Талант– это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, данне каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденнаяпредрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чащевсего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
· музыкальный слух;
· чувствительность зрительного анализатора;
· активность центра математических способностей в коре головногомозга;
· скорость психических реакций и т. д.
Талантливыйчеловек от просто способного отличается количественно – уровнем развитияспособностей, а вот гениальный отличается качественно.
· необычное восприятие окружающего;
· нестандартное мышление;
· высочайший уровень креативности.
Для гениев характернавысокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всюинформацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные людиотличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
Работа с одареннымидетьми требует особых усилий педагогов. Для этогоприходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическоемастерство. Но самое главное – поддержка одаренныхдетей, от которых, в конечном счёте, зависит нашебудущее.