Государственноедошкольное образовательное учреждение
ЛуганскойНародной Республики
«Стахановскийясли-сад комбинированного вида «Сказка»
|
Типпроекта:познавательный, игровой, краткосрочный.
Цель проекта:систематизировать представление детей об овощах и фруктах, расширить представления детей о растениях, как живых организмах,об условиях, необходимых для их роста и развития;формировать у детей первичныепредставления по выращиванию культурных растений.
Задачипроекта:
1. Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческихспособностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие,мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах,сенсорных эталонах.
2. Социально-коммуникативное: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания сопорой на жизненный опыт. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым,учить детей ухаживать за растениями.
3. Речевое развитие:обогащать словарный запас детей по теме «Овощи и фрукты»,развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речидетей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместнойработы.
4. Художественно-эстетическое: продолжатьразвивать мелкую моторику рук, навыки работыкарандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основныецвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности,ранее приобретённые знания и навыки, знакомить с художественнымипроизведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки,музыкальные способности.
Интеграцияобразовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативноеразвитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическоеразвитие.
Участникипроекта: воспитатели, дети средней группы,родители.
Срокипроведения: 2 недели(16.03.2020 – 27.03.2020)
Актуальность проекта:
С рождения ребенокявляется первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Онусваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенокстремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть,способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детскаядеятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческиеспособности.
Участие детей в проекте «Во саду ли, в огороде»позволит максимально обогатить знания и представления о овощах и фруктах. Изучаяих, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается егодальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира,тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том,чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Девиз проекта:
В каждом маленьком зернышке -большой мир.
Основные принципы работы
Принцип природосообразности предусматриваеторганизацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ееритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключаетсяв создании проблемных ситуаций для повышения активности, инициативы ребенка вих решении.
Принцип опоры на ведущуюдеятельность реализуется в органической связи игры с другимиспецифически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной,музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают другдруга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагаетединение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможностьсаморазвития каждого участника проекта.
Принцип краеведения реализуетсячерез максимальную опору в образовательном процессена экологические особенностиЛуганщины.
Принцип учета возрастныхособенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступномуровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, болеевысоком уровне.
Ожидаемыерезультаты реализации проекта:
Дети:
· ребеноковладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу исамостоятельность в творческой деятельности,
· удетей будет сформировано целостное восприятие о фруктах и огородных растениях.
· удетей будут сформированы необходимые умения по уходу за растениями (посадка,полив, прополка, сбор урожая).
· ребенокобладает установкой положительного отношения к труду, другим людям и самомусебе;
· детисмогут отражать в своей речи полученные, в процессе наблюдений, впечатления;
· ребенокобладает развитым воображением, которое реализуется в творческой и практическойдеятельности;
· предметнаясреда группы обогатится новыми дидактическими играми и пособиями.
Родители.
· родители станут активными участникамиобразовательного процесса.
Педагоги.
· повысится педагогическая компетенция в данном направлении.
1этап – подготовительный:
Формированиеустойчивого интереса к тематике проекта
Деятельность педагога |
Взаимодействие с семьёй |
Деятельность с детьми |
Подбор и изучение методической литературы. Составление плана работы над проектом. Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. Определение времени в режиме группы для реализации проекта. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения работы. Создание предметно развивающей среды по теме проекта. |
Анкетирование родителей «Что мы знаем об овощах»
Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.
Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. |
Оформление альбома «Овощи-фрукты полезные продукты».
Чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций. |
2этап – основной:
Организация и проведение тематическойобразовательной деятельности
Образовательная деятельность |
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
Задачи |
Социально – коммуникативное развитие |
Игровая, познавательная, коммуникативная |
Дидактические игры: «Собери овощи в корзинку» и фрукты «Сорви с грядки морковку» (огурец, свеклу и т.д.) «Назови цвет» Посчитай» «Найди по описанию» «Сорви овощ (фрукт) и расскажи о нем» (описательный рассказ) «Назови, какой (какая)» «Один – много» «Большой – маленький» «Загадки с грядки» «Что лишнее?» «Что изменилось?» «Игра с мячом «Что приготовим» |
Учить различать овощи, узнавать их и правильно называть, определять места и условия их произрастания. Формировать представления о разнообразии семян и плодов. Развивать умение классифицировать овощи по основным признакам, выделяя из целого отдельные объекты. Расширять и обогащать представление о трудовых действиях в огороде и результатах этого труда. Развивать познавательный интерес, закреплять знания о многообразии овощей. |
Сюжетно-ролевые игры: Магазин «Овощи и фрукты»; «На даче»; «Посадим огород»
|
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
|
||
Беседы на тему: «Овощи-фрукты – полезные продукты» |
Активизировать разговорную речь. Через беседы дать необходимые знания по теме, расширить имеющиеся.
|
||
Познавательное развитие |
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный |
Рассматривание семян, иллюстраций(помидор, огурцов и др.) Посадка лука Высадка семян огурцов, томатов Опытно-исследовательская деятельность: — строение растений, — размножение, рост, развитие растений, — условия, необходимые для жизни растений
Занятия на тему: «Овощи и фрукты — полезные продукты»; «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»;
|
Развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы; самостоятельно выдвигать элементарные гипотезы; предложения(выявить насколько вода необходима для роста растений,определить роль солнца в жизни растений, выявить насколько растения нуждаются в уходе человека).
Формировать элементарные умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями (лопатой, граблями, лейкой и т.д.)
Систематизировать знания детей об овощах и фруктах, закрепить знания о месте произрастания их значении для человека |
Речевое развитие |
Рассматривание картин и составление рассказов по картинам из серии «Огород», «Сад». Образовательная ситуация: «В гостях у сказки «Репка». Составление рассказов об овощах по схеме-модели.
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях: «Дождик» Е. Стеквашов, «Картошка» Э.Островская, «Наш сад» У.Раш «Огород» А.Прокофьев, «Послушный дождик» Я.Тайц, «Овощи» Ю.Тувим, «Наш сад» У.Рашид
Пословицы и поговорки: До поры до времени не сеют семени. Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево. Кто весной не сеет, тот осенью жалеет. Сей в срок – будет прок! Хорошо зерно в землю спать уложишь – хорошо и разбудишь, сыт будешь. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
Чтение сказок: «Репка», «Петушок и бобовое зернышко»
Викторина «Во саду ли, в огороде»
Речевые игры: «Фрукты», «Вершки и корешки» |
Развивать разговорную монологическую речь детей, обогащать знаниями, формировать положительные эмоции.
Развивать речь, умение строить рассказ-описание, передавать содержание сказки, не нарушая последовательность изложения.
Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Поддерживать интерес к художественному слову.
Развивать, обогащать и активизировать речь детей на тему «сад», «огород». Расширить словарный запас, узнать о ранее неизвестных культурных растениях, научиться их классифицировать по внешним признакам и способу произрастания.
|
|
Художественно– эстетическое развитие |
Продуктивный, творческий |
Театрализованные игры: «Наш веселый огород».
Конструирование: «Корзины для овощей и фруктов», «Ограждение для огорода»
Обведение и штриховка трафаретов по теме «Овощи. Огород».
Рисование: «Овощи в корзине».
Музыкальная игра «Пугало». |
Закрепить умение детей выразительно передавать образвзаимодействовать с партнерами в мизансцене.
Развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). |
Физическое развитие |
Двигательный |
Подвижные игры:
«Огородник», «Урожай», «Мышкины запасы», «Сеял дедушка горох», «Зайка и капуста», «Кабачок», «Баба сеяла горох», «Помидор в руках», «Огородное-хороводное». |
Развивать ориентировку в пространстве; уметь ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности.
|
3 этап – итоговый:
Мероприятия |
Цель |
Участники |
Выставка: «Огородная страна»- природный материал |
Создать радостный эмоциональный настрой. |
Дети, родители, воспитатели |
Создание книжки-малышки: Отгадки – загадки «Овощи и фрукты» |
Развивать эстетическое восприятие, воображение. |
Дети, родители, воспитатели |
Оформление: фотовыставки по итогам проекта. |
|
Воспитатель |
Итоговое мероприятие Театрализованная игра: «Наш веселый огород». |
Расширить и систематизировать знания детей по теме проекта. |
Воспитатели, дети. |
Результативность работы над проектом:
В результате реализации проекта, который даетвозможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания,развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей появился интерес к растениям. Ониразличать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений,исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вестинаблюдения и делать первые выводы. Приобщение к посильному труду по уходу зарастениями – это, прежде всего дало возможность развития таких качеств, какответственность за выполнение поручения, за полученный результат,обязательность, целеустремленность.
Совместная деятельность воспитателя, родителей и детейболее сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу,что работа над проектом помогла им решить многие проблемы с организацией здоровогопитания, а также организовать совместную деятельность в семье.
Список используемой литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., ОбуховаЛ.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию:средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: Вако,2011. – 240 с. –(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектамиприроды» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центрпедагогического образования, 2009.
3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий поознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2008.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность вдетском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. –М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А.Экологические проекты в детском саду.– Волгоград: Учитель,2011.
6. Николаева С.Н. Система работы с детьми встаршей группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
7. Николаева С.Н. Методика экологическоговоспитания дошкольников. Учебное пособие.–М.: Издательский центр «Академия»,2001.
8. Рыжова Н.А. «Экологическое образование вдетском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
АВТОРСКОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ПОСОБИЕИЗ ФЕТРА
«Огородная страна»
Идея создания пособиявозникла благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе развивающей предметно-пространственнойсреды «Фиолетовый лес».
Путешествуя пофиолетовому лесу, ребята знакомятся с временами года, природными явлениями,растительным и животным миром.
Благодаря уникальнойнасыщенной среде дети в увлекательной форме учатся анализировать, обобщать,сравнивать, классифицировать, аргументировано отвечать на вопросы.
Поэтому, создаваяразвивающее пособие, учитывала его дидактическую ценность, направленную нарасширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире,воспитанию познавательных интересов и развития познавательных способностей.
В процессе выбора материаладля изготовления пособия, я остановилась на фетре, исходя из его удивительныхкачеств (безопасный, яркий, приятный на ощупь и др.).
Пособие представляетсобой макет огорода в виде грядок (коробок различной формы и размера,обклеенных тканью). Количество таких грядок может быть неограниченно.
В каждой грядкепроделано 10 отверстий для посева семян и посадки овощей. Семена можно взятьнатуральные.
Для формирования грядкииспользовала овощи.
Огурцы и баклажаныкрепятся с помощью шнуровки, помидоры и перец подвязаны.
Игрушечный инвентарь(лейка, ведро, грабли, лопаты) помогает ухаживать за таким необычным огородом.
Дополняют игровоепособие куклы-игрушки, изготовленные своими руками из разнообразного материала(сельский домик, Дед, Баба, чучело огородное, трактор и др.).
Пособие мобильно. Всепредметы съёмные. Дидактический материал легко трансформируется и складываетсяв одну коробку, крышка которой представляет корзину. Она может бытьиспользована как пособие к дидактическим играм «Собери урожай», «Подбери овощипо цвету, форме и т.д.»
Для создания у детейдлительного интереса к обучению по теме «Во саду ли в огороде» изготовиладополнительно набор овощей и фруктов, которые крепятся с помощью крат ленты иукрашены «глазками».
И это уже не простоовощи, а сказочные герои, с которыми можно играть и отправиться в путешествиепо «Фиолетовому лесу».
В пособие можно игратькак группой, так и индивидуально.
Цель: познакомитьдетей со способами выращивания овощей на огороде.
Задачи:учить различать овощи, узнавать их и правильно называть, определять места иусловия их произрастания. Формировать представления о разнообразии семян иплодов.
Развивать умениеклассифицировать овощи по основным признакам, выделяя из целого отдельныеобъекты.
Расширять и обогащатьпредставление о трудовых действиях в огороде и результатах этого труда.
Развиватьпознавательный интерес, закреплять знания о многообразии овощей.
Развивать, обогащать иактивизировать речь детей на тему «огород».
Воспитывать трудолюбие,благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду получаютурожай.
Дидактические игрыпроводятся в разных вариантах (с усложнением), поэтому развивающее пособиепредназначено для детей от 2-х до 6 лет.
ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ
«Во саду ли, в огороде»
Варианты дидактических игр
· «Собери овощи в корзинку» и фрукты
· «Сорви с грядки морковку» (огурец, свеклу и т.д.)
· «Назови цвет»
· «Посчитай»
· «Найди по описанию»
· «Сорви овощ (фрукт) и расскажи о нем» (описательный рассказ)
· «Назови, какой (овощ или фрукт?)»
· «Один – много»
· «Большой – маленький»
· «Загадки с грядки»
· «Что лишнее?»
· «Что изменилось?»
· «Игра с мячом «Что приготовим»
· Пюре из картофеля – картофельное пюре
· Пирог с капустой – капустный пирог
· Суп из лука – луковый суп
· Сок из огурца – огуречный сок
«Собираем урожай»
— Я выдергиваю морковь
— Я срезаю капусту
— Я копаю картошку
— Я выдергиваю свеклу
— Я срываю перец и т.д.
Дидактическая игра «Составьпредложение»
Помидор круглый, а морковь…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор… и т.д.