X-PDF

Петр I – первый российский император

Поделиться статьей

Тематический урок для обучающихся по адаптированной основнойобщеобразовательной программе с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

 

Тема урока. «Петр I – первыйроссийский император».

 

Описание: данный урок разработан для 8 класса коррекционной школы. История вызывает затруднения у учащихся с ограниченными возможностямиздоровья, так как абстрактное мышление у них на низком уровне. Поэтому материалдается на конкретной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информацияпреподносится доступно и образно. Данный материал будет полезен учителямистории коррекционных школ 8 вида. Возможно, материал заинтересует и учителейначальных классов (предмет окружающий мир), а также всех, кому интересныстраницы истории XVIII века нашей Великой страны.
Цель: создать у учащихся образ о личности российскогоимператора Петра.
Задачи
Образовательные: 

 Обобщитьяркие факты из юности Петра; подчеркнуть его трудолюбие, любознательность,полководческое искусство; показать прогрессивную роль в развитии России
Коррекционно– развивающие: формироватьумения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, давать нравственнуюоценку поступкам исторического деятеля.
Воспитательные: способствовать формированию чувства гордости занашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Типурока: 
Урок обобщения и систематизации знаний

 Основныетермины и понятия: Император, империя, стрельцы, потеха, амбар,бот, штандарт

Оборудование и материалы:

— Учебник «История России для 8 класса» И. М.Бгажнокова, Л.В., наглядный материал, карточки с заданием, компьютер,мультимедиа;


Ход урока

1.Организационный момент.

1.1.Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

1.2.         Отметкав журнале отсутствующих.

1.3.         Психологическийнастрой на урок.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбкудруг другу и мне.

 С хорошим настроением мы начинаем урок истории.
Любая страна имеет свою историю. Мы продолжаемизучать страницы истории, и путь наш лежит в Российское государство во временаправления Петра I.

 

2. Повторение пройденного материала:

2.1.Фронтальный опрос:

— Какую тему мыизучали на предыдущем уроке?

Ответ «НашеОтечество-Россия в XVII веке»

 

СЛАЙД 1

2.2.Работа с раздаточным материалом:

Задание накарточках:Соотнесите стрелками даты века

1503 г.             19

 

1600 г.              16

1714 г.             17

1821 г.               16

1509 г.               18

Правильныеответы:

 

 

1503г.                         XIX(19)

1600 г.                         XVI(16)

1714 г.                         XVI(17)

1821 г.                         XVI(16)

1509 г.                         XIIX(18)

2.3. Заданиена доске: Игра «Третий лишний».

Уберите лишнее –пишу на доске : территория Российского государства — ВОЛОСТЬ, РЕСПУБЛИКИ,ГУБЕРНИИ, УЕЗДЫ

 

3. Актуализация новых знаний, сообщениетемы урока:

 

3.1.Вступительное слово учителя:

В стародавние времена в место президентасамым главным в стране, был ЦАРЬ, именно о нем мы сегодня с вами поговорим, первыйроссийский император Петр Алексеевич Романов, который вошел в историю подименем Петра I Великого. (СЛАЙД 2)

3.2.Сообщение темы урока: «Петр I – первый российский император».(запись в тетради).

 

4. Объяснение нового материала:

4.1.Рассказ учителя:

Времена те были настолько стародавние, чтолюдям было удобнее считать года не от Рождества Христова , а от «Сотворениямира» так называемый старый календарь, и вот однажды через 7180 лет после того,как Господь сотворил мир. по предсказанию монахов должен был появится на светнеобычный ребенок, будущий император Всероссийский Петр Первый.

(СЛАЙД 2) Описываемпо слайду

— Словарная работа (слова записываем в тетрадь):

Император – правительимперии.

Империя – большое,сильное монархическое государство, которым управляет император.

Стрельцы — так называлисьтогда солдаты

 

4.2.Рассказ учителя:

(СЛАЙД 2) Родители

И так в семьерусского царя по имени Алексей да по прозвищу Тишайший и царицы Натальи(слайд). В ночь на 30  мая 1672 года, уже по нашему календарю, появился на светмальчик Петр в дальнейшим названный ВЕЛИКИЙ.

 

(СЛАЙД 3)

Первые годы Петра,были беззаботны и веселы, у него было много нянек, он постоянноиграл с детьми вснежки и разные игры, любил кататься по улицам в маленькой сделанной специальнодля него карете, запряженной четырьмя рыжими лошадками в сопровождении пятималеньких карликов. Детство было беззаботным и весёлым, но продолжалось это недолго.

(СЛАЙД 4) Первыйучитель Зотов

(СЛАЙД 5)

Когда умер царьАлексей, маленькому Петру было лишь 3 года.

Из сыновей царя Алексея Михайловича остались в живых трое:Федор, Иоанн, Петр.
Напрестол взошел его старший брат Федор, но правил он не долго, поскольку былслаб здоровьем и умер очень молодым. После этого по традиции править странойдолжен был следующий по старшинству брат, но Иоанн был неособо умен и боленглазами, он почти ничего не видел, но родственникам Иоанна всё-таки хотелось,чтобы царем стал он. К тому же они были хитры и знали, что при таком царе всявласть достанется им.

СЛАЙД 6

И вот ониподговорили стрельцов , чтобы те убедили всех, что Петр ещё слишком малдля царя, а слабенький Иван- вполне подойдёт.

Стрельцыпобунтовали, напугали Петра и его близких. и в конце концов, СЛАЙД 7чтобыне спорить было решено подготовить трон о двух сидений и окошком между нимичтобы Софья их  старшая сестра опекавшая их, могла бы подсказывать как нужноправить страной.

 

Но как всякому мальчику, Петру гораздобольше нравилось играть, чем сидеть перед важными дядями на троне с окошком. Вшколу ему ходить не нужно было, потому что в те времена это было необязательно. Его учителя сетовали, что Петр был непоседлив, ему с трудом давалисьнауки, да и правописание, по правде сказать, он до конца жизни писал сошибками, Поэтому всё свободное время Петр проводил, играя в войнушку со своимидрузьями. Петру хотелось, чтобы в его играх всё было  в заправду, он доставалдля своих друзей настоящее оружие и иностранные мундиры. Вот как хорошо бытьцарем.

СЛАЙД 8

Петр рос и старательно изучал всё, чтобыло связанно с военным делом. Его товарищи по детским играм объединились в такназываемые потешные полки. Их было два: Преображенский и Семеновский.Благодаря таким играм выросли самые настоящие воины, которые далее в труднуюминуту поддерживали молодого царя.

По желанию Петра I на берегу р.Яуза  построили потешную крепость, где Пётр разыгрывал целые баталии. По началуиз деревянных пушек стреляли капустой да деревянными ядрами, но постепенно игрыпринимали серьезный характер, и со временем стало ясно,что среди придворных нет таких людей, которые разбирались бы в военном деле настолько, чтобы могли командовать полками. Приняв не детское решение Петротправился в Немецкую слободу ( так называлось место в Москве, где жили всеиностранцы) искать себе новых друзей, которые научили бы его не только военнымпримудростям, но и ещё и говорить по-немецки и танцевать модные танцы.

4.3.Работа с текстом учебника:

СЛАЙД 9 ( БОТ)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Учащиесянаходят нужный абзац на страницах 26-27 учебника, один ученик читает, остальныеследят, беседа по вопросам:

Словарнаяработа:

 Что такое амбар(сарай)

— БОТ (небольшоепарусное судно для перевозки на корабли солдат и груза, во время похода оникрепились к кораблю)

СЛАЙД 10 (СОФЬЯ)

  Меж тем у Алексея Михайловича (вы помните что такзвали батюшку Петра) было несколько дочерей, и одна из них, Софья.

Некрасивая собой, но очень умная, захотела присвоить себевласть. Софья была очень учена, умна, всюду показывалась и хотела властвовать.Именно Софья настроила стрельцов против Петра говоря, что он не заслуженнопорочит брата Иоанна.

  Но и в это времяПетр, будучи уже совершеннолетним, мало занималсягосударственными делами. Вместо этого он по-прежнему ходил в импровизированныеатаки в Подмосковье.

СЛАЙД11

Пётрбыл уже совсем взрослым, и его мама решила, что пора бы его и свадьбу сыграть. МатьПетра(Наталья Кирилловна) нашла ему невесту – Евдокию Лопухину (слайд).

Ноу юного Петра не заладились отношения с Евдокией. Петринтересовался военным искусством, увлекался иноземными обычаями, общался синостранцами, поэтому ему было скучно со своей молодой женой.

Нокогда царь женится, он становится совершеннолетним и уже не нуждается вподсказках старшей сестры через окошко в троне. Конечно, Софье это ненравилось, ведь она уже полюбила править такой большой страной.

Ивот однажды, через семь лет правления Софьи Петрурассказали, что Софья задумала против него что-то не хорошее. А что именно- несказали. Пётр встревожился и не зря, заговор закончился провалом, царевну Софьюотправили в монастырь.

 Послеэтого Петр Алексеевич вместе со своим братом Иваном Алексеевичем оказалисьсовершеннолетними государями на русском престоле. 

ТакПётр стал править большой страной сам, потому что Иоанн по-прежнему частоболел, да вообще не любил царских дел.

Впервые годы своего самостоятельного царствования Пётр Первый много воевал.Некоторые сражения были неудачными, некоторые принесли ему победу.

СЛАЙД12

Новскоре стало ясно, что для того чтобы побеждать, России нужны корабли.Настоящие большие военные корабли, которые у нас делать не умели. И Петр решилотправится в путешествие по Европе, чтобы научится строить корабли и вообщепосмотреть, как люди живут. Поскольку до Петра цари не часто ездили позаграницам, это исключительное путешествие было названо Великим посольством.

 СЛАЙД13

Входе Великого посольства царь посетил Галландию, Англию и Австрию, а по дорогемимоходом ещё поглядел на много стран и городов. В Галландии он переоделся врабочую одежду и никому не рассказывал, что он царь. Под видом простогочеловека Пётр шёл трудиться плотником, участвовал в строительстве корабля,учился самым разным ремеслам. Он считал, что настоящий царь должен разбиратьсяво всём лучше всех. В Англии он познакомился с великим учёным Исааком Ньютоном,посетил Оксфордский университет, парламент, обсерваторию и монетный двор. Этобыл очень любознательный царь.

Физкультминутка:Гимнастика.

 

 

 

4.5.Рассказ учителя:

Вдовольнапутешествовавшись, Пётр наконец, вернулся домой. И тут началось!

 

Заходит Пётр : представляется

СЛАЙД14

-ПОВЕЛЕВАЮ утвердить императорский флаг – штандарт.(Демонстрацияимператорского штандарта (показ учителем).

Учитель:Посмотрите на картинку ирасскажите, что изображено на этом флаге? (черный двуглавый орел на золотистомфоне, в лапах держит державу и скипетр).

Учитель:Что напоминает вам этотимператорский штандарт? (герб нашей страны, Российской федерации)

Пётр:

СЛАЙД15

 

-чтобы наша страна ни в чём не отставала от европейских держав, ни встроительстве кораблей, ни в моде. (демонтрация платья)

-а по сему, первым делом всем придворным бороды сбрить,

-платья на иностранный манер носить. Кто против того приказа осмелится пойтивсех имущества лишить, и в Сибирь сослать.

Учитель:Ох, и расстроились русские люди! Годами они бороды ростили, холили,укрепляющими травами мыли. А царь приказывает брить. Но чтобы бояри не сильноогорчились, Пётр милость соблаговолил дать.

 

СЛАЙД16

ПОВЕЛЕВАЮ:Новый праздник ввести. Теперь 1 января велю отмечать Новый год. И не отсотворения мира года считать, а от Рождества Христова.

Учитель:Так,и появились наши любимые всеми коньки.

ПЁТР:Повсюду ёлки наряжать и фейерверки пускать. А ёщё на обувку лезвия примастеритьда на лёд вставать

Учитель:Так появились наши любимые коньки

далее повелеваю учинить иной порядок продвижения по службе. Важные постызанимать ни тому, кто знатен родом, а тому, кто талантлив да трудолюбив.

-Школыгосударственные открыть, да всем туда каждый день ходить уму разуму набираться,да не отлынивать.

 

СЛАЙД17

-Велюучредить газету, типографию где все новости, что есть прописывать абы каждыймог знать, что в государстве творится, и назвать газету ВЕДОМОСТИ.

-Аещё девок супротив воли замуж не выдавать.

Царьпрощается и уходит

 

СЛАЙД18,19

Учитель: И вот, наведя порядок в стране Пётр Первый вспомнило том чему оннаучился, работая плотником в Европе. И укрепив свои военные силы наевропейский манер, царь отправился воевать со Швецией, потом с Турцией и ещё сПерсией. После военных побед Пётр занялся строительством нового города — Санкт-Петербурга. И так ему понравилось, как получился город, что он решил переехатьтуда жить. А где живёт царь, там и столица. Новая столица нашей страны.

СЛАЙД20,21

Император Всероссийский, какстали называть Петра после его многочисленных побед, был самым бесстрашным исамоотверженным правителем. Поэтому, когда он увидел лодку с солдатами, котораясела на мель, он лично отправился спасать людей. Несколько часов он стоял попояс в холодной воде, помогая солдатам выбраться на берег и вытащить лодку.После этого Пётр

СЛАЙД22

Первый очень сильнопростудился и вскоре умер Так героически закончилась жизнь самого необычного ипротиворечивого царя в истории нашей большой и славной Родины.

СЛАЙД23

 

4.9.Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:

Последниймосковский царь и первый российский император Петр I стал единовластным правителемРоссийской империи.

5. Закрепление изученного материала:

5.1.Фронтальный опрос:

— Назовите имя, отчество, фамилию новогоимператора?

— Что умел делать Петр I?

— Что нового ввел Петр I?

5.2.Работа с рассказом для дополнительного чтения:

Д/Задание:Прочитать текст стр. 34,35

 

6. Подведение итогов:

6.1.Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

6.2.Объявление оценок за урок.

6.3.Рефлексия.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет