Тема:Корень слова. Однокоренные слова
Целиурока: формироватьпонятия «однокоренные слова», «корень слова»; учить выделять два признакаоднокоренных слов.
Задачи:
Образовательные:организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей ободнокоренных словах; создать условия для формирования умения подбиратьродственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создатьусловия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень;развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формированияорфографической зоркости;
Воспитательные:способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
— у учащихся сформированы умения находитьоднокоренные слова, выделять в словах корень;
— осмыслена взаимосвязь материала по темес другими науками.
Личностные УУД:
– установка связи между целью учебнойдеятельности и её мотивом;
— сформировано умение использовать знанияв нестандартных ситуациях;
— сформирована мотивация к обучению ицеленаправленной деятельности;
— учащиеся умеют вести диалог на основеравноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи; сличениеспособа действия и результата с заданным эталоном;
— сформулировано умение осмысливатьучебную задачу, составлять план и последовательность действий;
— учащиеся умеют быстроориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применятьполученную информацию;
— сформировано умение определить учебныезадачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательностьдействий,контроль знаний;
— сформировано умение оценивать качество иуровень усвоения материала
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации;
— сформировано умение работать вгруппах;
— учащиеся уважительно относятся к мнениюсвоих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения иаргументировать её;
— сформировано умение задавать вопросы,строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
— сформировано умение самостоятельновыделять и формировать познавательную цель;
— учащиеся умеют осуществлять выборэффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— учащиеся могут строить объяснение илогическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
— сформулировано умение ставить проблему,структурировать тексты, давать определение понятиям;
-сформировано умение проводить рефлексию,осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Типурока: закреплениеновых знаний и способов деятельности.
Методыи формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная,индивидуальная, работа в парах.
Оборудованиеурока:интерактивная доска, компьютер, проектор; лист для самооценки, презентация,сигнальные светофоры.
Ходурока
1. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности:
— Добрый, добрый день!
— Прочь с дороги наша лень!
— Не мешай учиться, не мешай трудится!
— Добрый день всем, кто присутствует нанашем уроке!
2. Психологический настрой :
— Желаю вамсегодня быть внимательными и старательными. На столах у вас лежат листыобратной связи, вы уже знаете и умеете ими пользоваться, не забывайте впроцессе урока их заполнять!
3. Актуализациязнаний:
— Сегодня к нам на урок заглянул необычныйгость.
— Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
— Отлично, молодцы!
3.1. Минутка чистописания и пальчиковаягимнастика:
— Давайте, покажемкак двигается ветер и подготовим наши пальчики к чистописанию
Ветер по лесу гулял (волнообразныедвижения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной
Вот с березки – золотой. (загибаемпальчики на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (укладываем рукина парту)
— Прекрасно, вот мы и размяли нашипальчики и готовы к письму!
— У вас на столах лежат листочки длячитсописания.
— Как вы думаете, написание какой буквыбудем повторять? (Дд)
— Вспомним написание. Все внимание наэкран.
— А теперь посмотрите на доску. Найдите закономерностьи продолжите.
Дд дД
-Давайте обменяемся листочками с нашимсоседом и посмотрим как красиво написали буквы.
— На следующей строке запишите слова :
дуб, дубовый, дубок (Обозначимударение и орфограммы)
— Придумайте предложение с любым из слов.(Слушаем 2-3 предложения). Запишите любое предложение.
В лесу растёт маленький дубок.
— Дайте характеристику предложению (невоскл., повест.)
— Назовите главные члены предложения.
4. Сообщение темы и цели урока:
— Отложили листочки. Запишем число иклассная работа.
Я тетрадь свою открою
И, наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Записываем в тетрадях
Двадцать второе октября.
Классная работа.
— Проверьте написание опасных мест.Отметьте орфограммы.
4.1. Словарная работа.
— А теперьотправимся в маленькое путешествие! Вам надо отгадать загадки. Отгадки записатьв тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую.Загадки на экране. Один ученик у доски.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь.(Ударение, орфограммы)
Взаимопроверка
— Что вы можете сказать о словах?(словарные слова)
5. Изучение нового материала:
— Выполните задания, подчеркните буквы ивыпишите слово отдельно:
Из первого слова – первую букву,
Из второго слова –вторую букву ,
Из третьего слова – четвертую букву,
Из четвертого слова – третью букву,
Из пятого слова – третью букву,
Из шестого слова – последнюю букву
— Какое слово получилось? КОРЕНЬ
— Послушайте сказку о встрече двух корней.
Встретились однажды корень куста и кореньслова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты гдеживешь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну, какой же корень может жить в словах! -усмехнулся первый корень. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в землеберут начало ростки и вырастет целый куст или дерево. А от тебя что растет?
— Не хвастайся. От меня тоже вырастают целые кусты,только не растений, а новых слов.
Услышали их разговор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужнынам и такие корни, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех ветокодного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тожеобщий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Как вы думаете о чем сегодня будемговорить на уроке русского языка?
— Назовите темуурока и цели, которые поставим перед собой. (Корень. Однокоренные слова.)
— Вспомните слова, которые записали вминутке чистописания.
— Прочитайте эти слова?
— Что общего в этих словах? (общая часть)
— Как называется это часть? (корень)
— Как называются такие слова?(однокоренные)
— Давайте проверим наши ответы. Всевнимание на экран.
6. Физминутка (видеофизминутка)
7. Первичное закрепление материала:
— А сейчас я хочупроиграть с вами. Если вы услышите пару однокоренных слов, то хлопаете владоши, если пару слов, которые не являются однокоренными вы топаете.
Лес-лесной, стена-потолок, кот-котик,дом-домашний, дым-дом, желток-желтый, вода-водичка,хлеб-батон.
— Отлично!
— А сейчас предлагаю заглянуть на леснуюполянку со зверями, но что- то с животными не то. Что же случилось? Так давайтеже скорее поможем родителям найти своих детишек.