Автор:Полякова Евгения Григорьевна,
педагог дополнительного образования
БОУ ДО г. Омска «ЦДОД «Эврика».
План- конспект занятия по программе «Мы познаём окружающий мир».
Тема: «Свойства материалов. Бумага».
Цель занятия: Формированиепознавательного интереса через практическую деятельность и поддержкаисследовательского поведения учащихся.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с процессом изготовления бумаги, ееразнообразием и значением. 2.Посредствомпроводимых опытов способствовать накоплению у обучающихся конкретныхпредставлений о свойствах бумаги: мнется, рвется, намокает, горит. 3. Воспитывать навыкисотрудничества, бережное отношение к бумаге.
Возрастобучающихся: 5-6 лет
Планируемыерезультаты:
Предметные: научатся ставить простейшие опыты,исследуя свойства бумаги, называть основные свойства бумаги.
Метапредметные: научатсяразличать (узнавать) предметы, сделанные из бумаги; следовать точныминструкциям педагога; работать в группах, выслушивать и уважать мнение других,вступать в беседу.
Личностные: осознают необходимость бережного отношения к бумаге.
Продолжительностьзанятия: 30 мин.
Образовательнаяформа занятия: Занятие-исследование.
Учебно-методическоеобеспечение занятия: коллекция «Виды бумаги»(№12), презентация «Как делают бумагу», раздаточный материал (по 4 листа картона,салфетки, бумаги для письма), спички, металлическая емкость, вода, бумажныецветы желтого и красного цвета, ноутбук, телевизор.
План занятия.
I.Организационно-мотивационный этап.
II.Этап организации учебнойдеятельности. III.Рефлексивный этап.
Ходучебного занятия:
I.Организационно-мотивационный этап
Способы организации деятельности учащихся |
Содержание деятельности учащихся |
Педагог приветствует детей. Разминка «Давайте поздороваемся»
Слышится звук sms — сообщения. Педагог: Ребята, мне пришло SMS-сообщение. Педагог зачитывает сообщение. «Здравствуйте ребята! Меня зовут Фантик, я живу в Бумажной стране. Здесь все сделано из бумаги. Я давно мечтаю отправиться в путешествие, но не знаю, какие опасности могут ждать меня в пути. Друзья посоветовали обратиться за помощью к вам. Ведь на своих занятиях вы узнаете много нового, проводите разные опыты и наверняка сможете мне помочь. С нетерпением жду ответа». Педагог: Ребята, мы постараемся помочь Фантику? — Надо подумать, как нам это сделать. — Напомните, из чего сделан наш Фантик? — Как вы думаете, какие опасности могут встретиться бумажному человечку на пути? — Кажется, Фантик в своем сообщении говорил что-то про опыты?
|
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок — здороваются за руку, Два хлопка – здороваются плечиками, Три хлопка – здороваются спинками
Дети слушают сообщение.
Ответы детей. Дети рассуждают — река, костер, сильный ветер и др. С помощью педагога формулируют цель дальнейшей деятельности: с помощью опытов изучить свойства бумаги, выяснить, чего она боится и об этом написать Фантику.
|
Контрольно-оценочная деятельность педагога: Способствует самостоятельному выбору детей, предлагает принять решение путем совместных обсуждений, стимулирует интерес детей к деятельности, комментирует высказывания, выражает восхищение.
|
|
Учебно-дидактическое обеспечение: аудиозапись sms |
II.Этап организации учебной деятельности
Способы организации деятельности учащихся |
Содержание деятельности учащихся |
Педагог: ребята, прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним, что мы знаем о бумаге. -Как люди используют бумагу?
-Поэтому, бумага бывает очень разной. Педагог демонстрирует виды бумаги.
-Ребята, а вы знаете, из чего делают бумагу? Педагог предлагает посмотреть презентацию и узнать, как делают бумагу.
Педагог: А теперь приступаем к самому важному — экспериментам! Узнаем свойства бумаги и поможем Фантику! На столе раздаточный материал для каждой пары. По 4 листа: картон, салфетки, бумага для письма (одинакового размера). Опыт№1. Мягкость. Детям предлагается ситуация с ветром. Ветер налетел и подхватил Фантика. Что может с ним произойти? Вывод и схема на доске: Бумага мнется.
Опыт№2. Прочность. Фантик зацепился за сучок. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 Вывод и схема на доске: Бумага рвется.
Опыт№3. Водопроницаемость. Фантик попытался переплыть реку. Вывод и схема на доске: Бумага намокает и распадается.
Опыт№4 . Горение. Фантик попытался погреться у костра. Демонстрация педагогом.
Физминутка. Игра «Волшебная бумага»
|
Ответы детей: на бумаге пишут, рисуют, из нее делают тетради, газеты, журналы. Дети изучают коллекцию « Виды бумаги».
Ответы детей.
Дети смотрят презентацию. Делают выводы о том, что бумагу изготавливают из древесины. С помощью педагога обосновываю важность бережного отношения к бумаге.
Дети занимают места в «лаборатории» и вспоминают правила поведения при проведении опытов.
Дети предлагают смять листы. Выполняют опыт. Делают вывод: листы мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, а картон – труднее. Чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон. Делают вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон труднее.
Опускают бумагу в ёмкости с водой. По мере впитывания воды листы тонут. Вывод: тонкая бумага намокла быстее и распалась, картон тоже намокает, но ему требуется больше времени чтобы намокнуть.
Делают вывод: любая бумага горит.
Дети встают в круг, передают друг другу мяч и по очереди называют, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.). Затем, что можно делать с бумагой. (Рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).
|
Контрольно-оценочная деятельность педагога, учащихся. Педагог следит за четкостью выполнения опытов, соблюдением техники безопасности во время опытов; оказывает помощь затрудняющимся детям; оказывает помощь при формулировке выводов; хвалит детей за выполненную работу. |
|
Учебно-дидактическое обеспечение: коллекция «Виды бумаги» (№12), презентация «Как делают бумагу», раздаточный материал (по 4 листа картона, салфетки, бумаги для письма), спички, металлическая емкость, вода, ноутбук, телевизор.
|
III.Рефлексивный этап
Способы организации деятельности учащихся |
Содержание деятельности учащихся |
1.Педагог организует и проводит групповую рефлексию. Удалась ли нам помочь Фантику? Что мы для этого сделали? Какие опасности подстерегают бумажного человечка? Почему нужно бережно относиться к бумаге и предметам из бумаги?
2.Оцените свою деятельность. Ребята, вы молодцы, вы очень старались и смогли помочь Фантику. А я подарю вам цветы, но не простые, а волшебные. Выберите для себя только один цветок: если… если вы легко справились с опытами и узнали обо всех опасностях, подстерегающих Фантика, возьмите красный цветок, если вам было немного сложно и не все получилось, возьмите желтый цветок. Опустите цветы в воду и они проснутся. А пока они просыпаются, пусть каждый объяснит, почему он выбрал цветок такого цвета. |
Обучающиеся активно принимают участие в коллективном подведении итогов. При помощи алгоритмов воспроизводят информацию о последовательности опытных процессов в исследовании свойств бумаги. Обосновывают необходимость бережного отношения к бумаге.
Дети выбирают бумажные цветы, опускают их в воду и поясняют свой выбор. |
Контрольно-оценочная деятельность педагога: Оценка групповой деятельности обучающихся. Оценка коммуникативных умений. Оценочная деятельность обучающихся: Самооценка.
|
|
Учебно-дидактическое обеспечение: бумажные цветы желтого и красного цвета, емкость с водой. |