План
работы социального педагога
ГАПОУ «ОАТК им. В.Н.Бевзюка»
на 2022-2023 учебный год
Социальный педагог — сотрудник колледжа, который создает условиядля социального и профессионального саморазвития обучающихся из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной задачей социального педагога колледжаявляется социальная защита прав детей из числа детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, создание благоприятных условий для развитияподростков, установление связей и партнерских отношений между приёмнымисемьями, опекунами и колледжем.
Функциональныеобязанности социального педагога
1.Осуществляет комплекс мероприятий посоциальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшегоокружения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в колледже, вприёмных семьях, в общежитии и т.д.
2.Участвует в создании и реализациирегиональных социально-педагогических программ.
3.Защищает права и интересы обучающихсядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.Обеспечивает социально-педагогическуюподдержку и помощь в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителемв учреждении образования, различных инстанциях.
5.Ведет работу сдетьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, представляющимисоциальный риск.
6.Организует учет обучающихся, которыеиспытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся вэкспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказаниюим социально-педагогической помощи и поддержки.
7.Осуществляет работу по профилактике ипредупреждению среди обучающихся правонарушений, преступлений, пьянства инаркомании.
8. Пропагандирует и содействует внедрениюсреди обучающихся здорового образа жизни.
9. Содействует становлению и развитию уобучающихся общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе, правилпотребности в самовоспитании и самоконтроле.
10. Оказывает помощь обучающимся в организацииразличных видов социально- значимой деятельности свободного времени,трудоустройстве, оздоровлении.
11. Оказывает консультативнуюсоциально-педагогическую помощь приёмным родителям, педагогам, обучающимся.
12. Взаимодействует в решениисоциально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления,общественными организациями.
13. Повышает профессиональную компетентность имастерство.
Основные принципыдеятельности социального педагога
— Принцип взаимодействия
— Принципличностно-ориентированного подхода
— Принцип позитивноговосприятия и принятия личности
— Принцип конфиденциальности
Функции социального педагога
— Аналитико-диагностическая
— Прогностическая
— Организационно-коммуникативная
— Коррекционная
— Социально-профилактическаяи реабилитационная
— Координационно-организационную
— Социально-педагогическойподдержки и помощи обучающимся
— Охранно-защитную
— Психотерапевтическую
— Посредническую
— Самообразование
Цельдеятельности социального педагога:
— создание благоприятныхусловий для развития личности обучающихся в т.ч. обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (физического, духовно-нравственного, социального, интеллектуального); для социализациидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из ихчисла;
— оказание обучающимсякомплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира иадаптации в нем;
— защита подростков в ихжизненном пространстве.
Основныенаправления в деятельности социального педагога
— Социально-педагогическое исследование сцелью выявления социальных и личностных проблем обучающихся из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей
— Социально-педагогическаязащита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— Обеспечениесоциально-педагогической поддержки приёмным семьям в формировании личностиобучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— Социально-педагогическоеконсультирование
— Социально-педагогическаяпрофилактика девиантного поведения, коррекция и реабилитация
— Содействие созданиюпедагогически ориентированной среды для оптимального развития личностиобучающихся в т.ч. обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
— Поддержка социально ценнойдеятельности обучающихсяв т.ч. обучающихся из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей
— Организационно-методическаядеятельность
Задачиработы социального педагога на 2021-2022 учебный год:
— Формирование уобучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейадекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемостиобучающихся в процессе учебного труда.
— Координация деятельностивсех специалистов колледжа по повышению успеваемости и социальной адаптацииобучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
— Формирование уобучающихся мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
— Профилактикаправонарушений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организацияцелевого досуга обучающихся.
-Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на ВКК.
-Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение обучающихся из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей информацией по вопросамсоциальной защиты.
Для реализации поставленных задач на 2021-2022 учебный год предполагается выполнение социальнымпедагогом работы с детьми-сиротами по следующим направлениям:
• Работа поадаптации и сохранности контингента. Организация досуга.
• Работа поповышению мотивации к профессии и к учебе в целом
• Соблюденияусловий проживания детей-сирот в общежитии или на квартире
• Постинтернатноесопровождение выпускников детских домов, колледжа
• Ведениенормативного пакета документов
• Психолого-педагогическоесопровождение детей-сирот.
Профилактическая функция
• Изучение условий развитияподростка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемнойсемье, определения уровня его личностного развития, психологического ифизического состояния, социального статуса семьи;
Защитно-охранная функция
• Организацияпредоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения;
• Создание банка данных изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о проблемах иконфликтных ситуациях;
• Подготовка документациидля педагогических консилиумов, для представления интересов детей из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных иправоохранительных учреждениях;
• Индивидуальные беседы,групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контактадетей с родителями и педагогами в случае возникновения конфликта
Организационная функция
• Организация групповыхтематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей,инспекторов ОДН.
• Взаимодействиес медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощидетям-сиротам.
• Обеспечение индивидуальныхконсультаций с родителями, педагогами и обучающимися.
• Контакт с органами местнойвласти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства справоохранительными органами, с общественными организациями, ссоциальными партнерами
• Работа поадаптации и сохранности контингента из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, организация их досуга и отдыха.
|
мероприятие |
месяц |
ответственные |
1. |
1. Расселение детей-сирот и детей находящихся под опекой в общежитие колледжа 2. Анализ личных дел детей-сирот и опекаемых 3. Составление анкет на детей-сирот и опекаемых |
сентябрь |
комендант соц. педагог |
2. |
1. Изучение социально-бытовых условий детей-сирот и опекаемых 2. Проведение контрольного обследования жилищных условий детей-сирот и опекаемых, составление актов обследования |
октябрь |
соц. педагог |
3. |
Оказание помощи в оформлении необходимых документов |
в течение года |
соц. педагог |
4. |
Посещение и контроль за соблюдением режима дня и индивидуальной подготовкой к занятиям детей-сирот и опекаемых, проживающих в общежитии |
раз в месяц |
соц. педагог |
5. |
Беседы с детьми, оставшимися без попечения родителей по социальной адаптации в коллективе колледжа |
по мере необходимости |
соц. педагог |
6. |
Контроль за посещаемостью занятий и успеваемостью детей- сирот и детей, находящихся без попечения родителей |
в течении года |
соц. педагог кл. руководитель |
7. |
Подведение итогов успеваемости детей-сирот и опекаемых |
декабрь, май |
соц. педагог кл. руководитель |
8. |
Установление контактов и поддержание связи с учреждениями и соц. службами, занимающимися оказанием помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
в течении года |
соц. педагог |
9. |
Проведение встреч и бесед с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, оказание помощи в решении проблем личного роста |
по мере необходимости |
соц. педагог кл.руководитель, специалисты других служб |
10. |
Привлечение к участию детей-сирот и опекаемых в общественной жизни и жизни колледжа |
в течении года |
соц. педагог кл. руководитель, мастера п/о |
11. |
Правовое просвещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
раз в триместр |
соц. педагог инспектор ПДН |
12. |
Проведение индивидуальных бесед с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по проф.ориентации и социальной адаптации в обществе |
в течении года |
соц. педагог, мастера п/о |
13. |
Оказание помощи в организации отдыха и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
май |
соц. педагог, зам.директора по воспитательной работе, мастера п/о |
Работа с дезадаптированными подростками «группы риска».
Основные задачи:
— изучениевозрастно-психологических особенностей подростков, условий их жизни;
— изучение иустранение негативных явлений отрицательно влияющих на учебу и поведение;
— привлечение квоспитанию общественных и социальных институтов.
|
мероприятие |
месяц |
ответственные |
1. |
1. Выявление учащихся, склонных к правонарушениям, нарушениям дисциплины, прогулам 2. Составление «банка данных» детей «групп риска» и их семей 3. Постановка детей «групп риска» на внутриколледжный учет |
сентябрь, октябрь |
соц. педагог, кл. руководитель, Совет профилактики |
2. |
1. Систематическое наблюдение за обучением, посещением, поведением «трудных детей» 2. Ведение личных дел, учащихся, стоящих на внутриколледжном учете 3. Исследование жилищно-бытовых условий и морального климата в семьях детей «групп риска» |
в течение года |
соц. педагог, кл. руководитель |
3. |
1. Составление актов обследования жилищно-бытовых условий учащихся.
|
два раза в год |
соц. педагог, |
4. |
2. Вызов родителей для бесед на совет профилактики |
По запросу |
кл. руководитель, зам. по В.Р |
5. |
Наблюдение, диагностические исследования, анкетирования с целью установления положения учащегося в коллективе, характера взаимоотношения с ним, с целью нахождения путей для улучшения взаимоотношений |
ноябрь, декабрь |
соц. педагог, кл. руководитель |
6. |
1. Организация помощи в учебной деятельности детям с девиантным поведением 2. Оказание психолого-педагогических консультаций семьям с детьми «групп риска» 3. Установление связи с инспектором ПДН, Комиссией ПДН с целью профилактики правонарушении учащихся «групп риска». |
по мере необходимости |
соц. педагог, кл. руководитель. инспектор ПДН |
7. |
1. Вызов учащихся «группы риска» на Совет профилактики; 2. Составление индивидуальных коррекционных планов, контроль за их исполнением |
ежемесячно |
соц. педагог, Совет профилактики |
8. |
1.Индивидуальная работа с подростками, склонными к правонарушениям 2. Беседы с «трудными» детьми на темы правового просвещения и предупреждения правонарушений |
по мере необходимости |
соц. педагог |
9. |
Выступление с беседами по профилактике безнадзорности и правонарушений детей из социально- неблагополучных семей на классных часах и родительских собраниях Вовлечение учащихся «групп риска» в кружки, секции и мероприятия колледжа |
два раза в год в течении года |
соц. педагог, инспектор ПДН соц. педагог, кл. руководитель, мастера п/о |
10. |
Обеспечение организации труда и отдыха детей из «трудных» семей, детей «групп риска», малообеспеченных и многодетных семей в каникулярное время, контроль за поведением |
два раза в год |
мастера п/о, соц. педагог, администрация колледжа |
Профилактическая деятельность.
Основные задачи:
— организацияпрофилактической работы среди студентов и родителей в контакте с различнымисоциальными службами, органами ОДН и КДН, здравоохранения, образования;
— способствованиепредотвращению правонарушений;
— способствованиесозданию благоприятного микроклимата для успешного обучения студентов.
|
мероприятие |
месяц |
ответственные |
1. |
«Общежитие — жизнь по правилам. Осознанный выбор». Беседа о правилах поведения в техникуме и общежитии. |
сентябрь |
соц. педагог кл. рук. |
2. |
«Соц. обеспечение и соц. гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Правовой лекторий для детей сирот и опекаемых детей. Анкетирование на тему: «Знание учащихся о влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека». Накопление информации для дальнейшей работы по данной теме. Составление социальных паспортов для выявления уч- ся «группы риска» для индивидивидуальной воспитательной работы. |
сентябрь. |
соц. педагог кл.рук.
|
3. |
«Государственные символы России». Беседа — презентация, викторина. |
сентябрь. |
соц. педагог |
4. |
Участие в «Совете профилактики». Работа по нравственному и правовому воспитанию и профилактике правонарушений. |
1 раз в месяц |
зам по вр, соц. педагог препод. инсп. ПДН |
5. Представленная информация была полезной? ДА 59.32% НЕТ 40.68% Проголосовало: 1170 |
«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Каковы последствия хулиганства?» Беседа. |
октябрь |
соц. педаог инсп. ПДН |
6. |
Создание базы данных по учащимся, требующим индивидуальной работы по профилактике правонарушений, правового обучения. |
в теч. года
|
соц. педагог кл. рук. |
7. |
«Мы за здоровый образ жизни». Беседа- презентация. |
октябрь |
соц. педагог кл. рук. |
8. |
Запись в кружки, секции, привлечение к участию в спортивных соревнованиях учащихся «группы риска». |
сентябрь |
соц. педагог кл. рук. |
9. |
«Права и обязанности семьи». Беседа с родителями на групповом родительском собрании |
октябрь |
соц. педагог кл. рук. |
10. |
«Исследование уровня толерантности у подростков». Тестирование, сбор информации для дальнейшей работы |
октябрь |
соц. педагог |
11. |
«Молодежная культура и субкультура. Как противостоять влиянию молодежных антиобщественных группировок?». Беседа — презентация. |
ноябрь |
соц. педагог |
12. |
Встречи с инспектором ПДН для корректировки данных о лицах стоящих на учете в ПДН и бесед по профилактике правонарушений со студентами колледжа. |
ноябрь |
соц. педагог. |
13. |
«Правила общения. Пойми меня». Воспитание у учащихся терпимости и толерантности. |
ноябрь |
соц. педагог. |
14. |
Посещение на дому семей, в которых учащиеся состоят на учете в «группе риска». Выявление семей, которые уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей. Привлечение к работе с такими семьями инспектора ПДН, КДН, педагогов образовательного учреждения |
декабрь |
соц. педагог .кл. рук |
15. |
«Урок права, посвященный Всеобщей Декларации прав человека». |
декабрь |
соц. педагог |
16. |
«Конституция — основной закон государства». Беседа. |
декабрь |
соц. педагог |
17. |
«Пагубные привычки. Алкоголь». Лекция, тестирование. |
декабрь |
соц. педагог |
18. |
«Наркотики — это свобода или зависимость». Беседа. |
январь |
соц. педагог |
19. |
Индивидуальные беседы с детьми — сиротами по социальной адаптации в коллективе, о соблюдении порядка и норм гигиены. |
в теч. года |
соц. педагог воспитатель |
20. |
«Я имею право» (о правах детей и подростков). Беседа- диспут. |
январь |
мастер п./о соц. педагог |
21. |
Контроль за посещаемостью. Выявление учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины, постановка их на ВКУ. |
в теч. года |
соц. педагог кл. рук. мастера |
22. |
«О вреде курения на организм подростка». Лекция. |
январь |
соц. педагог |
23. |
«Это надо знать». Об ответственности подростков за правонарушения. |
февраль |
соц. педагог |
24. |
«Как мы говорим?» О вреде жаргона и мата. |
февраль |
соц. педагог |
25. |
«На страже Родины» (о призыве на военную службу). Беседа. |
февраль |
соц. педагог препод. обж |
26. |
Посещение уроков с целью наблюдения за успеваемостью учащихся из числа детей — сирот, опекаемых , учащихся « группы риска». |
февраль |
соц. педагог кл. рук. |
27. |
«Наркотики и закон» .Беседа. |
март |
соц. педагог |
28. |
«Трудовые права молодежи». Беседа. |
март |
соц. педагог |
29. |
«Человек привычки — человек воли». Индивидуальные беседы с учащимися, поведение которых нуждается в исправлении. |
март |
соц.педагог |
30. |
«Твое здоровье».Викторина. |
март |
соц. педагог |
31. |
«Заработав деньги начинаешь уважать себя». Диспут. |
апрель |
соц. педагог |
32. |
«О вреде алкоголя на организм человека». Беседа — презентация. |
апрель |
соц. педагог |
33. |
«Несовершеннолетний имеет право». Правовая беседа. |
апрель |
соц. педагог |
34. |
«Умеем ли мы общаться». Тренинги для детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей. |
апрель |
соц. педагог |
35. |
«Наркотики, зависимость и последствия». Об уголовной ответственности за распространение и т.д. |
май |
соц. педагог |
36. |
«Первые шаги при устройстве на работу». Беседа. |
май |
соц. педагог |
37. |
«И помнит, мир спасенный». Классный час |
май |
соц. педагог |
38. |
«Предупреждение правонарушений в летний период». Беседы. |
май |
соц.педагог |
39. |
Участие в операции «Подросток». |
июнь- сентябрь |
соц. педагог |
40. |
Участие в организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
июнь, июль |
пед . коллектив соц. педагог |
41. |
Подведение итогов профилактической работы за год. |
июнь |
соц. педагог |
Работа в педагогическом коллективе.
Основные задачи:
— способствованиеформированию благоприятного микроклимата в образовательном учреждении;
— организация координационной деятельностипедагогического коллектива, направленной на защиту и охрану прав учащихся, насоздании открытой социальной среды для успешной интеграции учащихся вколлективе и обществе.
№ п/п |
Форма работы |
Время проведения |
Ответственные |
1. |
Участие в воспитательных и образовательных мероприятиях. |
в течении года |
соц. педагог |
2. |
Выявление интересов, потребностей, трудностей в обучении, конфликтных ситуаций между педагогами и студентами, выступление в роли защитника интересов ребенка в разрешении конфликтов. |
по мере необходимости |
соц. педагог |
3. |
Выступление с информацией о работе с социально- и педагогически запущенными учащимися на Совете профилактики и совещаниях. |
в течении года |
соц. педагог |
4. |
Индивидуальная помощь классным руководителям и мастерам п/о. |
по мере необходимости |
соц. педагог |
5. |
Участие в совещаниях и педагогических советах. |
в течении года |
соц. педагог |
6. |
Пропаганда знаний о правах ребенка. |
на Совете профилактики |
соц. педагог |
7. |
Привлечение к разрешению конфликтных ситуаций различных организаций и социальных институтов с целью защиты прав детей |
по мере необходимости |
соц. педагог |
Работа посоциальной защите и профилактике учащихся
колледжа.
Основные задачи:
— организация профилактической работы средиучащихся и родителей в тесном контакте с различными социальными службами,органами ОДН, КДН, здравоохранения, образования;
— создание благоприятного климата для учащихся;
— оказание социальной помощи и защиты прав учащихсяколледжа.
|
мероприятие |
месяц |
ответственные |
|
1.Оформление пластиковых банковских карт для всех учащихся колледжа |
сентябрь, октябрь |
соц. педагог |
|
2. Составление социального паспорта групп, колледжа |
октябрь |
соц. педагог, кл. руководитель |
|
3. Оформление проездных билетов учащимся колледжа. |
ежемесячно |
соц. педагог |
|
4. Заседание Совета профилактики |
ежемесячно |
зам. по ВР, соц. педагог, преподаватели |
|
5. Встреча с инспектором ПДН для профилактических бесед с учащимися колледжа. |
октябрь, апрель |
инспектор ПДН, соц. педагог |
|
6. Проведение классных часов и общетехникумовских мероприятий на темы нравственности, гражданственности, права, здорового образа жизни, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголя |
в течении года на групповых классных часах |
соц. педагог, кл. руководительмастер п/о, мед. работник |
|
7. Контроль за посещаемостью занятий учащимися колледжа |
ежедневно в течении года |
зам. по ВР, соц. педагог, |
|
8. Контроль за успеваемостью учащихся колледжа |
ежемесячно |
соц. педагог, кл. руководитель |
|
9. Исследование взаимоотношения учащихся в коллективе, интересов учащихся, диагностика интересов и привычек учащихся |
в течении года |
соц. педагог |
|
10. Установление контакта с Отделом молодежи г. Вязники и Д.К. поселка для проведения совместных профилактических и культурных мероприятий |
в течении года |
соц. педагог, зам. по ВР |
|
11. Работа по предупреждению правонарушений подростков в каникулы и в свободное время |
в каникулы |
соц. педагог, инспектор ПДН, преподаватели, мастера п/о |
Основные задачи:
— проведениесоциологического исследования неблагополучных семей и семей группы «социальногориска»;
— осуществление мерпо социально-педагогической поддержке и социально-педагогическомуконсультированию, оказание помощи в преодолении конфликтных ситуаций междуучащимися и их родителями;
— работа посохранению и внедрению положительного опыта семейного воспитания.