Аннотация к рабочей программе «Литература5-9 классы»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 5-9 классах разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования” (ФГОС ООО),
Рабочая программаориентирована на учебники:
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2020.
Коровина В.Я. Учебник. Литература. 6 классУчебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — М.Просвещение. 2020
Коровина В. Я. Литература. 7 класс.Учебник в 2 ч,- М.: Просвещение, 2020.
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2019
«Литература». 9 класс. Учебник дляобщеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.:Просвещение, 2020 г.
Учебный предмет«Литература» способствует формированию духовного облика и нравственныхориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ ихмиропонимания и национального самосознания.
Особенностилитературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведенияявляются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, абогатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах,которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их кнравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Цели изучения предмета «Литература» восновной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественномчтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов исоздания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологическойсферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых вотечественной и зарубежной литературе
Личностныерезультаты освоения рабочей программы по литературе для основного общегообразования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности всоответствии с традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русскойлитературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуютпроцессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутреннейпозиции личности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еёоснове и в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности.
Предметныерезультаты по литературе в основной школе должны обеспечивать:
пониманиедуховно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формированиигражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народаРоссийской Федерации.
Аннотациярабочей программы по литературе 5 класс
Программа: Рабочая программа. Литература5-9 классы. Предметная линия В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева и др. — М.:Просвещение, 2019.
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник дляобщеобразовательных организаций. В 2-х ч/. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин.-11-е издание. — М.: Просвещение,2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные,метапредметные, предметные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы политературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной ивоспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскимисоциокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными впроизведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формирования внутренней позиции личности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующиеуниверсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательныедействия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признакиобъектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) иявлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации иклассифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливатьоснования для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимогоанализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерностии противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей ипротиворечий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимыхдля решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучениилитературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных ииндуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разнымитипами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящийс учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательскиедействия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв междуреальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному планунебольшое исследование по установлению особенностей литературного объектаизучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверностьинформацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы порезультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверностиполученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитиесобытий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе влитературных произведениях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметьначальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли ввоспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать,что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается оттекста научного, делового, публицистического;
3) владетьэлементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать иоценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметьначальные представления о родах и жанрах литературы; характеризоватьгероев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлятьэлементарные особенности языка художественного произведения, поэтической ипрозаической речи;
— понимать смысловое наполнениетеоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа иинтерпретации произведений: художественная литература и устное народноетворчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народнаясказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема,идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речеваяхарактеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет,сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образыперсонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельнопрочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениямидругих видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительночитать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученныхранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературногоразвития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказыватьпрочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителяформулировать вопросы к тексту;
6) участвоватьв беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценкипрочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создаватьустные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (сучётом литературного развития обучающихся);
8) владетьначальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведенийфольклора и литературы;
9) осознаватьважность чтения и изучения произведений устного народного творчества их ухудожественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных иэстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планироватьс помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в томчисле за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвоватьв создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учитьсяпублично представлять их результаты (с учётом литературного развитияобучающихся);
владеть начальнымиумениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другимиинтернет ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности
Описаниеучебно-методического, материально-технического и информационного обеспеченияобразовательного процесса
УМК:
1. КоровинаВ.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. –303 с.: ил.
2. АхмадуллинаР.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихсяобщеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Название курса Литература
Класс 5 класс
Количество часов 3 ч., в год102 ч.
Цель курса развиватьинтеллектуальные и творческие способности учащихся,
необходимые для успешнойсоциализации и самореализации
личности; развивать умениесмыслового чтения и анализа, основанного на
понимании образной природыискусства слова, опирающегося на
принципы единствахудожественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью,историзма; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретироватьхудожественный текст; способствовать овладению возможными алгоритмамипостижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевомвысказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок исуждений по поводу прочитанного; способствовать овладению важнейшимиобщеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулироватьцели
деятельности, планировать ее,осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информациюиз различныхисточников, включая Интернет и др.); научить использовать опыт общения спроизведениями художественной литературы в повседневной жизни иучебной
деятельности, речевомсамосовершенствовании; повысить индивидуальную активность; повысить внутреннююмотивацию к изучению предметов; расширить кругозор школьников.
Структура курса
1. ВВЕДЕНИЕ 1
2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО9
3. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2
4. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА 1
5. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА 39
6. РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА ОРОДИНЕ 2
7. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА23
8. ПОЭТЫ О ВОВ (1941-1945) 3
9. ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ 20 ВЕКА ОРОДИНЕ 4
10. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ 2
11. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 9
12. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5КЛАССЕ 6