X-PDF

Планирование Семья глазами дошкольника

Поделиться статьей

 Семья глазами ребенка

У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким,которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, освоем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить светна те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучитьтрудно. В семьеребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они какдве ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни ребёнку, если унего нет одного из родителей? Ребёнок должен знатьсвоих родителей, даже если они не живут вместе. Анерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под семьюзамками, способствуют появлению психологических проблем уребёнка. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его “плохое” поведение,является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика –оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем.Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Вашисупружеские и собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важныйфактор развития личности вашего ребёнка.

Считается, чтодети – это маленькие взрослые, просто размером поменьше и с опытом покороче

Воспитаниедетей в семье — сложныйсоциально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы имикроклимата семьи на формированиеличности ребёнка. Личный пример родителей — важнейшеесредство влияния на воспитание детей. Не имея достаточных знаний и опыта,ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей,степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решенияразличных проблем, тон и характер разговоров — всё это воспринимается ребёнкоми становится образцом для его собственного поведения. Таким образом, окружающаясоциальная микросреда, психологический климат в семье,условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей отражаютсякак на ребёнке, так и на особенностях его характера. Если семейная атмосферанеблагоприятна для психического развития ребёнка, то вполне вероятно, что исформированные черты его личности тоже будут патологичны. Некоторые родители,впрочем, об этом забывают

Векамик ним так и относились: растили, воспитывали, иногда баловали, но вцелом исходили из правил “ты должен” и “делай, как я”, поэтому многиепоколения родителей растили детей так же, какрастили их самих — по стандарту, по трафарету. Дети терпели и росли. Находилисьправда такие, которые упорно выбивались из этой наезженной колеи. 

 Но наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлениемобнаружили, что дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, ивообще –голова у них работает как –то иначе. Человек не бывает так деятелен,пытлив и инициативен, как в детстве.

“Необходимо больше быть с детьми”, — пишут в многочисленныхпедагогических статьях.

Ребёнку важноне количество проведённого в с ним времени, а как оно проведено.

Иногда десятьминут, проведённые в сердечной беседе, для ребёнка значат гораздо больше, чемцелый день, проведённый вместе с вами. Ребёнок получает удовольствие отсовместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытыватьк вам более тёплые чувства.

Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Этодолжно начинаться с родителей.

 Как, например, узнать,кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытываетпривязанность, как видит свое место в семье и т.д.? Конечно, об этом и многомдругом, связанном с эмоциональными привязанностями ребенка, со степенью его приятия-неприятияв семье и т.д., можно расспросить родителей, бабушку, дедушку и другихродственников, но тогда мы получим их видение проблемы, которое не всегдаотражает истинное положение дел. Поэтому имеются специальные методики, спомощью которых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье, егопредставления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близких людях и т.д.

Рисуночная методика.

 Ребенку предлагаютнарисовать свою семью, не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать:«Рисуй так, как тебе хочется». По окончании рисунка уточняются некоторыедетали, ребенок называет изображенных членов семьи («Это мама, это я»).Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей:последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, как расположены, каксгруппированы члены семьи, насколько удалены друг от друга, место нахождениясамого ребенка среди них, с кого ребенок начал рисовать семью, на ком кончает,кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом, кто ниже, кто какодет, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей и т.д.

Психологи научились«считывать» заключенный в детском рисунке смысл. Как правило, отсутствие членовсемьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомовпсихического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейныхвзаимоотношений, в которые вовлечен маленький художник. Если же на рисункеотсутствует сам художник, то это сигнал конфликта между ним и семьей или кем-тоиз ее членов. Таким способом ребенок выражает свою реакцию протеста противнеприятия его в семье. Впрочем, когда ребенок вместо семьи рисует только одногосебя, то это — крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия.Рисунок без кого-то из родителей или других реальных членов семьи (например,младшего брата) означает, что «забытый» родственник — источник дискомфорта,переживаний и мучений ребенка. Но бывают случаи, когда ребенок «дополняет» своюсемью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытаетсязаполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейнуюобстановку. Авторитетность членов семьи ребенок подчеркивает размерами фигур,поэтому для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листебумаги: такие они высокие! С них обычно и начинается созидание семейногопортрета. Когда ребенку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себяростом почти с маму или папу, чаще всего — в центре между родителями. А вотесли на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестер,подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям поотношению к родителям. Об эмоциональной близости или, напротив, разобщенностиродственников автор семейного портрета заявляет большей или меньшей«плотностью» их размещения. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближеони расположены. В неблагополучных, конфликтных семьях родственникиизображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполненовещами, предметами, малознакомыми людьми.

Начало формы

Конец формы

 

 


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей