X-PDF

Подготовка к ЕГЭ. 11 класс

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Русский

    1 слайд

    Русский язык.
    11 класс. Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом. Сочинение –рассуждение.
    Практикум.

  • Цель

    2 слайд

    Цель практикума:
    повторение и систематизация материала путем выполнения тренировочных тестовых заданий;
    комплексный анализ текста;
    создание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

  • 1.

    3 слайд

    1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
    4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
    5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    7. Нарушение в построении предложения с однородными членами
    8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
    9. Ошибка в употреблении имени числительного
    10. Ошибка в построении сложного предложения

  • Установите

    4 слайд

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    В) ошибка в построении предложения с однородными членами
    Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.
    3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.
    4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.
    5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
    6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.
    7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.
    8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.
    9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

  • ….

    5 слайд

    …. на карту мной поставлено все, в том числе и самое ценное – моя жизнь и жизнь моей семьи. Но я не сомневаюсь в победе. Ведь зло может торжествовать только временно…я абсолютно спокоен и уверен, что истина восторжествует…. И добро возьмет верх над злом…

  • Добро

    6 слайд

    Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л.Н. Толстой

  • Напишите

    7 слайд

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    1.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    2.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий 2.1. два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). 2.2.Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. 2.3.Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и 2.4.проанализируйте её.
    3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
    4.Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения — не менее 150 слов.

  • (1)Человек

    8 слайд

    (1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
    (4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.
    (15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.
    (18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».
    (23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.
    (28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
    (31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
    (32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
     (по Д. С. Лихачёву*)
    * Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

  • ТекстТема

    9 слайд

    Текст
    Тема
    Добро и зло
    Идея
    Писатель хочет показать, как добро и зло влияют на человека и общество ; какова роль добра в жизни человека.

  • Обращаем

    10 слайд

    Обращаем внимание, что правильно выполненные задания 22 и 26 помогут в написании сочинения: основная мысль текста — в них. Но переписывать текст рецензии (вопрос 26) на экзамене НЕЛЬЗЯ!!! Он важен только для понимания смысла текста.

  • 5.

    11 слайд

    5. Выполнение задания 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
    1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра.
    2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.
    3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения.
    4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла.
    5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности.

  • Объяснение.Какие

    12 слайд

    Объяснение.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажем номера ответов.
    1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра. Нет такой информации.
    2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее. Нет такой информации.
    3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения. Да, верно, предложение 16.
    4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла. Да. верно, предложение 26.
    5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности. Нет такой мысли.
     Ответ: 3, 4.

  • 6.

    13 слайд

    6. Выполнение задания 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    «Рассуждения Д. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённые напускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрывают внутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мы отнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как (А)______ (предложения 5–6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б)_____ (добро — зло, прошлое — будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём, как (В)_____ (в предложениях 25–27). В синтаксисе Д. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобы избежать “рубленых” фраз, обогащает их (Г)______ (например, предложения 3, 11, 16)».

    Список терминов:
    1) эпитет
    2) антонимы
    3) парцелляция
    4) просторечие
    5) ряды однородных членов предложения
    6) восклицательные предложения
    7) вопросно-ответная форма изложения
    8) литота
    9) анафора

  • Объяснение.

    14 слайд

    Объяснение.
    «Рассуждения Д. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённые напускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрывают внутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мы отнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как (А)вопросно-ответная форма изложения (предложения 5–6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б) антонимы (добро — зло, прошлое — будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём, как (В) анафора (в предложениях 25–27, единое начало трёх предложений: «Сфера добра…»). В синтаксисе Д. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобы избежать “рубленых” фраз, обогащает их (Г) рядами однородных членов предложения (например, предложения 3, 11, 16)».
     

  • Запишите

    15 слайд

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

  • ТекстТема

    16 слайд

    Текст
    Тема
    Добро и зло
    Идея
    Писатель хочет показать, как добро и зло влияют на человека и общество ; какова роль добра в жизни человека.

  • 7.

    17 слайд

    7. Работа с текстом.
    Чтобы правильно выявить проблемы текста, сначала подробно анализируем микротемы текста, составляем план.
    1. В первом предложении текста – тезис сочинения.
    2. Отличие добра от зла. Предложение 14 – микровывод.
    3. Соотнесение понятия «зла» с жизненными реалиями.
    4. Что такое истинное счастье для человека.
    5. Аргумент в пользу «добра»: культурная сфера человека.
    6. Микровывод о роли культурных ценностей.
    7. Общий вывод о роли добра в жизни всего человечества.

  • 8.

    18 слайд

    8. Ищем проблемы, записываем в тетрадь.
    — роли добра в жизни человека и общества;
    — соотношения понятий «добро», «зло»;
    — значимости культурных ценностей;
    — значения счастья для человека.

  • Очень

    19 слайд

    Очень важно определить основную проблему, к которой можно подобрать 2 примера из текста и их прокомментировать. Не всегда оба приведенных учеником примера могут быть связаны с одной проблемой, равно как и к любой проблеме можно подобрать 2 примера из текста.
    Анализируя текст, разделяем понятия «тема», «проблема», «идея». Говорим, что через проблему автор идет к идее, отталкиваясь от темы. Тема – общая, проблем – много, а идея – ОДНА.

  • 9.

    20 слайд

    9. Комментарий проблемы по высшему баллу (6 баллов) ставится экспертом только в том случае, если он имеет четкую и правильную структуру: 1 пример из текста + пояснение, 2 пример из текста + пояснение, связь примеров и объяснение этой связи. Чтобы легче было это запомнить, вы должны знать, что написанный вами комментарий должен отвечать на 3 вопроса: ЧТО? (какой пример из текста поясняет проблему), КАК? (как это показано в тексте), ЗАЧЕМ? (зачем это нам говорит автор).

  • Виды

    21 слайд

    Виды вступлений:
    Д.С. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных русской истории и культуре. Большое внимание в творчестве уделял вопросам нравственности и духовности человека. В предложенном для анализа тексте писатель поднимает проблему роли добра в современном обществе.

  • Виды

    22 слайд

    Виды вступлений:
    Д.С. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных русской истории и культуре, в предложенном для анализа тексте поднимает проблему влияния добра и зла на общество.

  • вступление

    23 слайд

    вступление в виде вопроса(ов)
    Какую роль играет доброта в жизни человека и общества в целом?
    Как добро влияет на нравственное здоровье людей?

  • вступление

    24 слайд

    вступление в виде вопроса(ов)
    Чем добро отличается от зла?
    Как добро и зло влияют на общество? Над этими вопросами размышляет советский и российский культуролог и искусствовед Д.С.Лихачев.

  • Переход

    25 слайд

    Переход к основной части (мостик)
    Рассуждая над проблемой…
    Раскрывая проблему…
    Исследуя проблемный вопрос…
    Чтобы найти ответ на интересующий вопрос…

  • Рассуждая

    26 слайд

    Рассуждая над проблемой,автор пишет,(ЧТО?)что все деяния человека можно разделить на добрые и злые. Но вот вопрос. Почему добро созидательно, а зло разрушительно? (КАК?)Да потому, что зло недолговечно, оно дробит мир людей, а добро вечно, оно созидательно. Сравнивая понятие «зло» со стаей разъяренных волков, (ЗАЧЕМ?)Лихачев указывает нам на то, что зло – «недолговечно», ведь оно «основывается на общности временных интересов», и, следовательно, сокрушимо.

  • Связка-

    27 слайд

    Связка- мостик (переход ко второму примеру)
    Развивая эту мысль…
    Далее автор пишет (говорит, обращает наше внимание…)
    Не менее важным в раскрытии проблемы являются слова…

  • Далее

    28 слайд

    Далее писатель вновь обращает наше внимание на то, (ЧТО?)Понятие«добро» в этом отношении созидательно. (КАК?)Оно связано с традициями общества, его культурными ценностями.(ЗАЧЕМ?) Именно высокая нравственность человека, знание опыта, накопленного в течение длительного времени, понимание всей природы добра в целом и формирует «прочную», «несокрушимую» сферу добра.

  • Смысловая

    29 слайд

    Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
    Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…
    Противопоставляя эти примеры, автор обращает наше внимание …, это позволяет писателю показать разницу … ( каким разным может быть отношение…)
    Приведенные примеры позволяют писателю показать важность…

  • Смысловая

    30 слайд

    Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
    Оба примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать, что сфера добра, хотя и достигается трудно, чем сфера зла, ближе к вечности, она прочная и несокрушимая.

  • Смысловая

    31 слайд

    Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
    Конкретизируя данную мысль, Д.С.Лихачев подчеркивает: сфера добра большая, так как прочно связана с традициями и культурой общества. Именно в этом заключается ее нравственная ценность.

  • 10.

    32 слайд

    10. Выявляем авторскую позицию. Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный к тексту.
    Если авторская позиция сформулирована неверно или не по заявленной проблеме, то она оценивается экспертом 0 баллов и, соответственно, собственная позиция ученика и ее обоснование засчитывается как 0 БАЛЛОВ!

  • Домашнее

    33 слайд

    Домашнее задание:

    закончить сочинение : дописать авторскую позицию , добавить аргументацию собственной позиции и заключение.
    Написать сочинение к тексту 10 вар. (Ким Цыбулько)
     

  • Итог

    34 слайд

    Итог урока

    Мы все сегодня славно потрудились.
    Что нам удалось выполнить на уроке?
    Над какими заданиями мы поработали?
    Что вызвало большую трудность? Какие задания дались легко?
    Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?

  • Когда-то

    35 слайд

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
    «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков».
    Притча о двух волках

  • Один

    36 слайд

    Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

  • Маленький

    37 слайд

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался,
    а потом спросил:
    «А какой волк
    в конце побеждает»?

  • Старый

    38 слайд

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
    «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

  • РефлексияЗдесь

    39 слайд

    Рефлексия
    Здесь на столе есть смайлики – сердца. Возьмите по одному, и я сразу пойму, с каким настроением вы ушли с урока.

  • Спасибо

    40 слайд

    Спасибо за Урок !
    Успехов!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет