X-PDF

«Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Поделиться статьей

Подготовкаучащихся к написанию сжатого изложения

Сжатоеизложение —  одно  из наиболее сложных заданий ОГЭ по русскому языку, привыполнении  которого требуется не толькоусвоить содержание текста, но и провести его сжатие.  Под усвоением содержанияпредполагается

— понять основную мысль текста,

— отделить главное от второстепенного;

— запомнить основные факты, их последовательность.

Умениесжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.Учиться сжатию текста рекомендуется  начинать по образцам, которые лежатперед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразныхзаданий (план, конспект, отдельные упражнения).

Работаянад компрессией текста, необходимо знать основные приёмы сжатия текста:исключение, обобщение, упрощение.

При исключении мы убираем из предложения несущественныеподробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные ивставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закатедня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на которомдолжны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобывстретить гостей.

Работая над сжатием текста, можно такжезаменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной,сложного предложения простым, предложения или его части указательнымместоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела васобидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

В то же время сжатием текста является и объединение двухпростых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменойили исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки,мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, опоследних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгуразговаривали обо всём.

Таким образом,сжатое изложение – комплексный вид работы, при котором выпускник долженпродемонстрировать различные коммуникативные навыки. Часто это вызываетзатруднения, так как выделяют два вида памяти —оперативную и долговременную. Оперативная память хранит информацию (в том числеречевую) недолго (10—15 секунд). Затем полученная информация вытесняется новой.Долговременная память хранит информацию намного дольше благодаря еёконцентрации в образах, смысловых сгустках. Запоминать текст помогают оба видапамяти. Заметки и записи, сделанные после прослушивания текста, активизируютоперативную память, продлевая срок её действия.

Носложно механически запомнить большой текст без понимания его содержания иструктуры, составления плана, то есть тех форм работы, с помощью которых можнозадействовать резервы долговременной памяти. Это обуславливает необходимость  подготовкик сжатому изложению с 5 класса не только при выполнении работ по развитию речи,но и при написании диктантов. При первом прочтении текста предлагаю ребятамозаглавить его или объяснить авторское заглавие, а также разделить текст наабзацы. Во время написания работы абзацное членение дети делают самостоятельно.Это помогает к 9 классу осознанно воспринимать текст на слух. Эту работупроводим не только на уроках русского языка и литературы, но и на занятиях почитательской грамотности. На занятиях я использую материалы из Рабочей тетрадипо русскому языку Е.А.Ефремовой. В этом пособии представлена система работы надсжатием текста с 5 по 9 класс, автор предлагает разнообразные задания, а такжетеоретический материал,  необходимый для выполнения этого вида работы.

 

Этапыработы над изложением

В работенад изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя иучащихся.

Учитель:

1. Подготавливаетучеников к созданию своих текстов на основе данных.

2. Проверяети оценивает созданные тексты.

3. Заранееготовит и затем проводит анализ изложения в классе.

Ученики:

1. Готовятсяк письменному воспроизведению текста.

2. Пишутизложения и осуществляют самоконтроль.

3. Совершенствуютнаписанное.

Подготовкак изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке будетвключать следующие этапы:

1. Сообщениецели изложения.

2. Подготовкак восприятию текста.

3. Восприятиетекста.

4. Анализтекста (содержательный, структурный, языковый).

5. Изложениетекста в соответствии с поставленной задачей.

6. Самоконтроль.

4 слайд

2.2.Методы и приемы работы над изложением

Эту работу проводим не только на уроках русского языка илитературы, но и на занятиях по читательской грамотности. На занятиях яиспользую материалы из Рабочей тетради по русскому языку Е.А.Ефремовой. В этомпособии представлена система работы над сжатием текста с 5 по 9 класс, авторпредлагает разнообразные задания, а также теоретический материал,  необходимыйдля выполнения этого вида работы.

 

Изложениес теми или иными целями используется на всех уроках. Главная цель изложения науроках русского языка — обучение речи. Этим и определяется особая методикаработы над изложением на уроках по русскому языку.

Готовякласс к изложению, я выбираю следующие методические приемы, которые мнепомогают успешно решать поставленные задачи.

1.Вступительная беседа.

Назначениеэтого приема работы — подготовить учащихся к восприятию текста.

Кругвопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержаниятекста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями созданиятекста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В беседумогут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которыхвызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типысловарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительнаябеседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсемнезнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительнойбеседы может оказаться непонятным.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

2. Приемыработы, направленные на восприятие текста.

Восприятиесодержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут бытьиспользованы такие приемы, как:

1) чтениетекста учителем;

2) чтениетекста про себя;

3)параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой изперечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:

-характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);

-сложности текста;

-подготовленности класса.

Во всехслучаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятиесодержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почемутекст назван …?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседапо содержанию текста.

Задачуболее глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемыработы, направленные на анализ текста. Разбор текста — дело очень важное итрудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.

Беседадолжна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определитьтему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являютсяглавными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученикдолжен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать своеотношение к воспринятому.

В беседепо содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?»,«С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что …», «Как высчитаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное надетальное воспроизведение текста, на мой взгляд, методически не целесообразно,так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому иливыборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмыслениеглавного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и болееуглубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4. Анализструктуры текста.

Назначениеэтого приёма работы — показать, что текст представляет собой не толькотематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможныеошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, чтотексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначесвязана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связичастей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи.Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можноиспользовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурнымцелым.

5.Составление плана.

Составлениеплана — это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления,запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованиюречи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное,достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

Присоставлении плана следует различать тип текста (описание, повествование ирассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятсяпо-разному.

3. Вывод.

Каксправедливо заметил А.В. Текучев, «Требование к плану будет зависеть от видапредстоящего изложения. Так план подробного изложения должен отражать не толькопоследовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесныеформулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такойплан будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведениюсодержания»

Всоответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составитьпростой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленнойзадачей разные способы оформления заголовков.

Составлениеплана — чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений,активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умениесоставить план готового текста поможет ученику и в работе над планом ксочинению, докладу, реферату.

6. Устныйпересказ текста.

Устныйпересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видовизложений.

 Вцелях подготовки к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ все изложения  в 8и 9 классах я провожу, используя аудиозаписи.  Конечно, сложносправиться сразу всем учащимся, но уже к концу полугодия работу выполняютпрактически все ребята, большинство очень хорошо, слабые —  с недочетами, норабота будет оценена уже не «нулями», а впереди еще полтора года тренировок.Лучше идет подготовка, если познакомить сразу девятиклассников с критериямиоценивания, чтобы они понимали, в чем их ошибки, что от них требуется. Сейчасони твердо знают, что в изложении 3 абзаца, значит, три красных строки и тримикротемы, объединенные общей темой всего текста. Знают о том, что предложениямежду собой должны быть связаны и логически, и грамматически. При такойподготовке к концу 9 класса ребята будут чувствовать себя уверенно.

              Во время работынад изложением ребята пользуются памяткой :

Памятка по написанию изложения.

Вы должны помнить, что текст дляпрослушивания включают два раза. Интервал между прослушиванием 5 минут. Неотвлекайтесь ни на что! Только текст и ваше внимание.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bad/0009a89c-d4dc130b/img5.jpg

Такаясистема работа позволила мне добиться определённых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет