Мотивация деятельности в менеджменте.
1. Понятие мотивации, потребностей, мотива. Типы мотивирования
2. Мотивационный процесс (самостоятельно Мескон)
3. Содержательные теории мотивации
3.1. Теория и епархия потребностей по Маслоу.
3.2. Теория приобретенных потребностей Мак-Клеланда.
3.3. Теория двух факторов Герцберга
4. Процессуальные теории мотивации (самостоятельно Мескон)
4.1. Теория ожидания
4.2. Теория справедливости
4.3. Модель Портера-Лоулера
5. Мотивация и компенсация (самостоятельно Мескон)
Понятие мотивации, потребностей, мотива. Типы мотивирования
Мотивация – это процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации.
Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в тоже время имеет индивидуальные проявления у каждого человека это то, отчего человек стремится освободиться.
Большинство потребностей периодически возобновляют, хотя при этом они могут менять форму их конкретного проявления.
Различают первичные и вторичные потребности:
— первичные потребности заложены в человеке генетически, т.е. по своей природе являются физиологическими .
— вторичные потребности по своей природе являются психологическими или социальными, вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта.
Потребности побуждают человека к действиям.
Побуждения – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющие определённую направленность ради достижения той цели, которая является средством удовлетворения потребности.
Мотив – это то, что вызывает определённые действия, причём мотив не только побуждает человека к действиям, но и ещё определяет, как это действие будет осуществлено.
Поведение человека определяется не первичным мотивом, а их совокупностью.
Совокупность мотивов, находящихся в определённом соотношении по степени их воздействия на поведении человека, составляет мотивационную структуру.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям, путём побуждения в нём определённых мотивов. Мотивирование составляют основу управления человеком
Существуют два типа мотивирования:
— первый тип мотивирования состоит в том, что путём внешних воздействий на человека, вызывается к действию определённые мотивы, которые побуждаю человека осуществлять определённые действия, приводимые к желательному для мотивированного субъекта результату .
— второй тип мотивирования состоит в формировании определённой мотивационной структуры человека. Этот тип носит воспитательный и образцовый характер и не связан с какими-то определенными действиями, которые ожидают получения от человека в виде итога его деятельности.
Мотиватор — это отдельный приём или способ воздействия на человека.
Мотиваторами являются вознаграждения и наказания.
Вознаграждение — это то, что сотрудник считает для себя ценным, поскольку понятие ценности у различных людей различно, отсюда различна оценка вознаграждения.
Различают внутренние и внешние вознаграждения:
— внутренние вознаграждения — сотрудник получает по средствам самой работы .
— внешние вознаграждения — сотрудник получает не по средствам работы, а не посредствам от организации (денежные выплаты, продвижение по службе).
