X-PDF

Понятие научного знания

Поделиться статьей

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной практической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Эти знания проверялись практикой и закреплялись в сознании человека, а затем передавались другим людям. Следовательно, знание – это идеальное воспроизведение в языковой форме обобщённых представлений о закономерных связях объективного мира. Оно является продуктом общественной деятельности людей и направлено на преобразование действительности.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знаниюназывают познанием. Основной целью познания является достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас. Человек познаёт законы природы (овладевает знаниями), чтобы применить их в своей производственной, общественной и научной деятельности, именуемой практикой. Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью.

От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Человек познаёт законы общества, чтобы в соответствии с ними воздействовать на ход исторических событий.

Познание разделяют на чувственное (обыденное) и рациональное (научное). Первое обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Элементами чувственного познания, его ступенями, являются ощущение, восприятие, представление, воображение.

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на органы чувств. Ощущения являются источником всех знаний, однако они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с совокупностью свойств. Более высокой формой чувственного познания является восприятие.

Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира в целом, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Это чувственный первичный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного свойства. Оно дает знание предметов, вещей, а не какого-то свойства. Но восприятие дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Деятельность человека нуждается в знании и о тех предметах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспринятыми (повториться) в будущем.

Высшими формами чувственного познания являются представление и воображение. Именно они необходимы и важны для творческой деятельности. Представление – это вторичный образ предмета или явления, который в данный момент не действует на органы чувств человека, но обязательно действовал ранее. Это есть воспроизведение образов в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Воображение – преобразование различных представлений в целую картину новых образов, в том числе и фантастических. Благодаря творческому воображению, исследователи, ученые, конструкторы разрабатывают новые изделия, процессы, способы.

Рациональное (научное) познание – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности их развития. Научное познание – это сознательно осуществляемая познавательная деятельность, это целенаправленный процесс.

Научное познание отличается от чувственного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, уже имеющегося знания. Оно характеризуется последовательностью, которая выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдельными его элементами. Научному познанию присущи специфические методы построения, систематизации и обоснования знания. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

Целью познания является изучение определенных объектов. Объектом познания являются определенные существующие независимо от нашего сознания явления материальной действительности. Это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с исследователем.

Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь частью более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изучаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная или идеальная, природная или искусственная система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри системы, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т. д. (Например: объект познания – процесс получения соединения двух деталей лазерной сваркой, предмет исследования – прочность сварного соединения, структура шва, деформация сварного соединения и т. д.).

Развитие науки идёт путём сбора фактов, их изучения и систематизации. Систематизируют и обобщают факты с помощью понятий.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.

Понятия могут быть:

общими – связаны с множеством предметов или явлений . наиболее широкие понятия называются категориями (товар, стоимость) .

единичными – относятся всегда только к одному определённому предмету (электрод, горелка) .

собирательными – обозначают целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство (сварочное оборудование) .

абстрактными – относятся к отдельно взятым признакам предметов (яркая дуга, целеустремлённые студенты) .

конкретными – относятся к конкретным предметам (штуцер, реостат) .

относительными – всегда представляются попарно (левый – правый, дальний – ближний) .

абсолютными – которые не имеют парных отношений (маска, присадка).

По признаку отношений между понятиями их делят на следующие:

тождественные – имеют одинаковое содержание, но выражены в различной словесной форме (товар – изделие для реализации, присадка – проволока для формирования сварного шва) .

равнозначные – имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию (студент 4-го курса – автор изобретения, понятия хотя и относятся к одному лицу, но указывают на различные его признаки . присадочная проволока диаметром 1,2 мм – проволока марки св.Х18Н10Т) .

подчинённые – по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общие (сварочный трансформатор – сварочное оборудование) .

соподчинённые – понятия, связанные по объёму, входят в объем высшего понятия (сварочный трансформатор и выпрямитель – сварочное оборудование, понятия «треугольник» и «окружность» являются подчиненными понятию «геометрическая фигура» и соподчиненными между собой) .

частично согласные – понятия, в которых отдельные части объёма понятий оказываются совпадающими, общими (студент и спортсмен – к одному человеку) .

противоречащие – отрицают положительное понятие (нечеловек – отрицает понятие человек, не допускает ничего промежуточного, начисто исключает другое) .

противоположные – указывают не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицательного утверждается, имеются средние, промежуточные понятия (белый – чёрный, среднее – серый).

Раскрытие содержания понятия называют определением. Оно должно указывать на ближайшее родовое понятие и на то, чем оно отличается от других понятий. Так, определяя понятие «выпрямитель», нужно указать на то, что выпрямитель относится к источникам электрического питания и выделяется среди источников получением на его выходе постоянного тока.

Мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением. Суждение выражается в виде предложения. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными и т. д.

Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. По существу умозаключение является выводом, который делает возможным переход от мышления к практическим действиям. В непосредственных умозаключениях приходят от одного суждения к другому, а в опосредованных переход от одного суждения к другому осуществляется посредством третьего. Структура процесса познания представлена на рис. 1.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение – выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению.

Более высокая степень научного знания находит свое выражение в локально-логических формах. При этом процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, превращаясь впоследствии в закон или теорию.

Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которых делается вывод. Идея вскрывает ранее не замеченные закономерности явления, основываясь на уже имеющихся о нем знаниях.

Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне развития науки и техники не может быть подтверждена. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке её называют теорией или законом. В закон гипотеза превращается по мере уточнения и исправления.

 

       
   
 
 

 

Элементы чувственного познания Формы мышления

 

 

Единичное

                   
     
Общее
 
Абстрактное
 
 
 
   
Условное
   
Относительное
 
 
   
Разделительное
   
Абсолютное
 

 

Рис. 1. Структурная схема процесса познания

Рис. 2.2. Основные структурные элементы теории познания
Законы —необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе
Суждения —мысли, выраженные в виде повествовательного предложения, которые могут быть истинными или ложными
Положения —сформулированные мысли, высказанные в форме научного утверждения
Понятия —мысли, в которых обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим (специфическим) признакам
Принципы —основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки или мировоззрения
Постулаты —утверждения, принимаемые в рамках какой-либо научной теории за истинное, играющее роль аксиомы
Аксиомы —положения, принимаемые без логического доказательства
Категории —наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные связи действительности

Закон – это устойчивая, существенная, повторяющаяся связь явлений в природе и обществе, обусловливающая их логическое развитие. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей. Познание законов составляет главную задачу науки и выступает основой преобразования людьми природы и общества. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых можно вывести доказываемое суждение.

Теория – система обобщённого знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики и представляет собой мысленное отражение и воспроизведение реальной действительности. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, суждения, положения, понятия, категории, факты.

Принцип – самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей (расплавленный металл электрода заполняет зазор между деталями).

Аксиома (постулат) – положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные связи действительности

Факты – знание об объекте или явлении, достоверность которого доказана.

Теория слагается из относительно жесткого ядра, куда входят основные принципы и постулаты, и окружающей его защитной оболочки. Эта оболочка содержит вспомогательные гипотезы, подтверждающие и объясняющие ядро, она выявляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и пытается объяснить их в рамках теории. Таким образом, теория является наиболее развитой формой обобщения научного знания. Она заключает в себе не только основные законы, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать направление и этапы развития объекта исследования.

Эффективному приобретению новых знаний способствует методология – учение о методах научного познания и преобразования действительности, применения мировоззренческих принципов к процессу познания, духовному творчеству и практике. Методология представляет собой совокупность системных методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке и направленных на решение сложных научных проблем. Кроме этого, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания.

Методология реализует три функции:

– получение и создание нового знания .

– преобразование этого знания в виде новых понятий, категорий, гипотез, идей, законов, теорий .

– организация использования новых знаний в практической деятельности.

Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет