Родительское собрание во 2 классе
Тема: «Поощрение и наказаниеребенка в семье»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: дать родителям возможностьзадуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому наиспользование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.
Задачи:
1.Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросувоспитания ребёнка в семье
2.Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива
3.Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
4.Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действийпо отношению к детям со стороны родителей
Предварительная работа: Анкетированиедля родителей «Наказание ребенка в семье».
Ход собрания
I.Вступительное слово
— Здравствуйте,уважаемые родители,бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которойсталкиваются все – и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразностиприменения поощренияи наказаний.
— И мне быхотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.
— ЧетырехлетнийАлеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. Витоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание»,отец его спросил:
— Будешьеще так делать?
— Нет, -ответил малыш.
— А тыпонял, за что тебя наказали?– догадался спросить отец.
— Да, зато, что кашлял, — ответил ребенок (обсуждение).
II. Основнаячасть
В 1989 годуООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции инормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право назащиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви ипонимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное,грубое обращение. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать толькопоступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы,ни в коем случае не отнимать подаренного.
Наказание и поощрение – двапротивоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себяпредставляют?
Поощрение – это проявлениеположительной оценки поведения ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувствоудовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий разподобное чувство. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частомповторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают кним и не ценят поощрения.В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – этоотрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.Аналогично поощрению существуетнемало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения кпоступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови,предостерегающий жест, гневное слово и т. д.
Но надопомнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методывоздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньшеэто оказывает влияния на поведение их детей.
Надостремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорблялоего человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо итребовательно, но без запальчивости и раздражения.
Особого подходатребуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают надпроцессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и дажевзрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечаниявзрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияютна таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Пожалуйста,помните следующее:
— Вы можетеошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
— Контролируйтеповедение ребенка,старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Главныйметод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь сним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны,убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, вашистремления станут его стремлениями.
III.Разбор педагогических ситуаций
Родителям предлагаютсяситуации для обсуждение.
1. Ребенок что-то испортил,стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?
2. Диалогматери с ребенком:
— Если тыне перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!
— Непоставишь!
— Как тыразговариваешь с матерью!
-Нормально.
-Тысчитаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?
Быстро вугол!
Будет лиэффект от такого наказания?
3. Диалогматери с ребенком:
— Сережа,почему ты опоздал?
— Мам, мылепили огромного снеговика.
— Значит,для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что будупереживать, если ты не придешь вовремя.
— Мам, мымогли проиграть мальчишкам из дома напротив!
— Ничего нехочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!
Справедливоли наказание?
4. Вмагазине ребенок проситу мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку умамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный инегативный выход из ситуации.
IV. Виды наказаний и их последствия
1. Физическаяагрессия – намеренное причинениевреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное спереживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка.
Последствия: рост агрессивности,склонность к насилию.
2.Вербальная агрессия – порицания, упреки,ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка.
Последствия: нарушение личностногоразвития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки, зависимости, тревожности,неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти
3.Аффективное воздействие – гнев,ярость, крик.
Последствия: потеря ребенком чувствительности,способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит кпотере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. Теряетсяавторитет родителя.
4.Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком, стремление родителя уйти, покинуть помещение, в которомнаходится ребенок,демонстративная изоляция от ребенка.
Последствия: вызывает у ребенка переживаниеэмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.
Даннымвидом наказания нельзязлоупотреблять.
5. Ограничениеактивности ребенка – поставить в «угол», посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишитьпрогулки и т. п.
Последствия: вызывает чувствообиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцируетразвитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестныхреакций
6.Лишение благ и привилегий – лишениематериальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моментыданного вида наказания обусловленыжестко заданной позицией власти и доминирования родителя.
V. Заключительнаячасть
-Подводяитог собрания,мне бы хотелось, чтобы вы назвали педагогически оправданные наказания.
К педагогическиоправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:
•Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка
• Выговор –серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
•Лишение ребенкачего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др.,но важно, чтобы он знал, за что наказан.
VI. Рефлексия
Родители высказываютсвое впечатление по теме собрания, была ли полезна данная информация.
Взаключение нашего собрания хочупредложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам,ответив на многие Ваши вопросы.
Приложение1
Памятка «Искусство наказывать и поощрять»
— Чащехвалите ребенка,чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а неподчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
-Чтобы ребенок поверилв свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.
— Наказывать легче,воспитывать труднее.
— Несоздавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вычто-то разрешили ребенкувчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
— Запретывсех взрослых в семье должныбыть одинаковыми.
— Неущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
-Попытайтесь понять ребенка иоценить с его позиции плохой поступок.
— Если естьсомнение, наказыватьили нет, — не наказывайте!
— Помните,что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
• Нарочитоенепослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
• Упрямство– свидетельство желания быть независимым;
• Агрессия- ребенок ищетспособ самозащиты;
• Суета,беготня – ребенокдает выход энергии
Приложение 2
Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»
Уважаемые родители! Как Высчитаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).
Если «Да», то ответе,пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Наказание происходит потому,что _____________________________
2. Мнеприходится наказыватьребенка, когда __________________________________________________________________
3.Какие наказанияприменяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть) пощечина,ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишалиудовольствий, другое ____________________________
4.Какие наказания Высчитаете возможным применять по отношению к ребенку? _________________________________________________________
5.Какие наказаниявы применяете по отношению к ребенку?
_____________________________________________________________
6. Можетели Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ________
7. Повыситьна него голос? __________
8. За что,в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? __________________________________________________________________
9. Чтораздражает Вас в вашем ребенке? ___________________________
10. Чтораздражает Вас в самом себе? _____________________________
11. Ктоиз родителейзаполнил анкету? Мать, отец, бабушка, дедушка (Подчеркнуть).
Анкетаанонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться всистеме отношений, которую Вы строите со своим ребенком.
Большоеспасибо!