X-PDF

Поощрение и наказание ребёнка в семье

Поделиться статьей

Родительское собрание во 2 классе

Тема: «Поощрение и наказаниеребенка в семье»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: дать родителям возможностьзадуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому наиспользование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1.Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросувоспитания ребёнка в семье

2.Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива

3.Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4.Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действийпо отношению к детям со стороны родителей

Предварительная работа: Анкетированиедля родителей «Наказание ребенка в семье».

Ход собрания

I.Вступительное слово

— Здравствуйте,уважаемые родители,бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которойсталкиваются все – и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразностиприменения поощренияи наказаний.

— И мне быхотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

— ЧетырехлетнийАлеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. Витоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание»,отец его спросил:

— Будешьеще так делать?

— Нет, -ответил малыш.

— А тыпонял, за что тебя наказали?– догадался спросить отец.

— Да, зато, что кашлял, — ответил ребенок (обсуждение).

II. Основнаячасть

В 1989 годуООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно требованиям Конвенции инормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право назащиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви ипонимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное,грубое обращение. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать толькопоступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы,ни в коем случае не отнимать подаренного.

Наказание и поощрение – двапротивоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себяпредставляют?

Поощрение – это проявлениеположительной оценки поведения ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувствоудовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий разподобное чувство. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частомповторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают кним и не ценят поощрения.В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – этоотрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.Аналогично поощрению существуетнемало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения кпоступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови,предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надопомнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методывоздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньшеэто оказывает влияния на поведение их детей.

Надостремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорблялоего человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо итребовательно, но без запальчивости и раздражения.

Особого подходатребуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают надпроцессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и дажевзрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечаниявзрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияютна таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Пожалуйста,помните следующее:

— Вы можетеошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

— Контролируйтеповедение ребенка,старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главныйметод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь сним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны,убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, вашистремления станут его стремлениями.

          III.Разбор педагогических ситуаций

Родителям предлагаютсяситуации для обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил,стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалогматери с ребенком:

— Если тыне перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

— Непоставишь!

— Как тыразговариваешь с матерью!

-Нормально.

-Тысчитаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?

Быстро вугол!

Будет лиэффект от такого наказания?

3. Диалогматери с ребенком:

— Сережа,почему ты опоздал?

— Мам, мылепили огромного снеговика.

— Значит,для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что будупереживать, если ты не придешь вовремя.

— Мам, мымогли проиграть мальчишкам из дома напротив!

— Ничего нехочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!

Справедливоли наказание?

4. Вмагазине ребенок проситу мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку умамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный инегативный выход из ситуации.

IV. Виды наказаний и их последствия

1. Физическаяагрессия – намеренное причинениевреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное спереживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка.

Последствия: рост агрессивности,склонность к насилию.

2.Вербальная агрессия – порицания, упреки,ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка.

Последствия: нарушение личностногоразвития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки, зависимости, тревожности,неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3.Аффективное воздействие – гнев,ярость, крик.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Последствия: потеря ребенком чувствительности,способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит кпотере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. Теряетсяавторитет родителя.

4.Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком, стремление родителя уйти, покинуть помещение, в которомнаходится ребенок,демонстративная изоляция от ребенка.

Последствия: вызывает у ребенка переживаниеэмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Даннымвидом наказания нельзязлоупотреблять.

5. Ограничениеактивности ребенка – поставить в «угол», посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишитьпрогулки и т. п.

Последствия: вызывает чувствообиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцируетразвитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестныхреакций

6.Лишение благ и привилегий – лишениематериальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моментыданного вида наказания обусловленыжестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

V. Заключительнаячасть

-Подводяитог собрания,мне бы хотелось, чтобы вы назвали педагогически оправданные наказания.

К педагогическиоправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

•Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка

• Выговор –серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

•Лишение ребенкачего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др.,но важно, чтобы он знал, за что наказан.

VI. Рефлексия

 Родители высказываютсвое впечатление по теме собрания, была ли полезна данная информация.

Взаключение нашего собрания хочупредложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам,ответив на многие Ваши вопросы.

Приложение1

Памятка «Искусство наказывать и поощрять»

— Чащехвалите ребенка,чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а неподчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

-Чтобы ребенок поверилв свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

— Наказывать легче,воспитывать труднее.

— Несоздавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вычто-то разрешили ребенкувчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

— Запретывсех взрослых в семье должныбыть одинаковыми.

— Неущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

-Попытайтесь понять ребенка иоценить с его позиции плохой поступок.

— Если естьсомнение, наказыватьили нет, — не наказывайте!

— Помните,что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитоенепослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• Упрямство– свидетельство желания быть независимым;

• Агрессия- ребенок ищетспособ самозащиты;

• Суета,беготня – ребенокдает выход энергии

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»

Уважаемые родители! Как Высчитаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе,пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому,что _____________________________

2. Мнеприходится наказыватьребенка, когда __________________________________________________________________

3.Какие наказанияприменяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть) пощечина,ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишалиудовольствий, другое ____________________________

4.Какие наказания Высчитаете возможным применять по отношению к ребенку? _________________________________________________________

5.Какие наказаниявы применяете по отношению к ребенку?

_____________________________________________________________

6. Можетели Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ________

7. Повыситьна него голос? __________

8. За что,в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка? __________________________________________________________________

9. Чтораздражает Вас в вашем ребенке? ___________________________

10. Чтораздражает Вас в самом себе? _____________________________

11. Ктоиз родителейзаполнил анкету? Мать, отец, бабушка, дедушка (Подчеркнуть).

Анкетаанонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться всистеме отношений, которую Вы строите со своим ребенком.

Большоеспасибо!

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет